Scisne?

Завещание, Жан Мелье

# 15 Мая 2014 17:15:18
Louiza

http://f5.s.qip.ru/5XIri7Tc.jpg
Жан Мелье 1664−1729
В преди­словии автор сооб­щает, что при жизни не мог открыто выска­зать свои мысли о способах управ­ления людьми и об их рели­гиях, поскольку это было бы сопря­жено с очень опас­ными и прискорб­ными послед­ствиями. Цель насто­я­щего труда — разоб­ла­чить те нелепые заблуж­дения, среди которых все имели несча­стье родиться и жить — самому же автору прихо­ди­лось поддер­жи­вать их. Эта непри­ятная обязан­ность не достав­ляла ему ника­кого удоволь­ствия — как могли заме­тить его друзья, он исполнял её с великим отвра­ще­нием и довольно небрежно.

С юного возраста автор видел заблуж­дения и злоупо­треб­ления, от которых идёт все зло на свете, а с годами ещё больше убедился в слепоте и злобе людей, в бессмыс­лен­ности их суеверий, в неспра­вед­ли­вости их способа управ­ления. Проникнув в тайны хитрой поли­тики често­любцев, стре­мя­щихся к власти и почёту, автор легко разгадал источник и проис­хож­дение суеверий и дурного управ­ления — кроме того, ему стало понятно, отчего люди, счита­ю­щиеся умными и обра­зо­ван­ными, не возра­жают против подоб­ного возму­ти­тель­ного порядка вещей. Источник всех зол и всех обманов — в тонкой поли­тике тех, кто стре­мится власт­во­вать над своими ближ­ними или желает приоб­рести суетную славу святости. Эти люди не только искусно поль­зу­ются наси­лием, но и прибе­гают ко всякого рода хитро­стям, чтобы одур­ма­нить народ. Злоупо­требляя слабо­стью и легко­ве­рием тёмной и беспо­мощной народной массы, они без труда застав­ляют её верить в то, что выгодно им самим, а затем благо­го­вейно прини­мать тира­ни­че­ские законы. Хотя на первый взгляд религия и поли­тика проти­во­по­ложны и проти­во­ре­чивы по своим прин­ципам, они неплохо ужива­ются друг с другом, как только заключат между собой союз и дружбу: их можно срав­нить с двумя ворами-карман­ни­ками, рабо­та­ю­щими на пару. Религия поддер­жи­вает даже самое дурное прави­тель­ство, а прави­тель­ство в свою очередь поддер­жи­вает даже самую глупую религию.

Всякий культ и покло­нение богам есть заблуж­дение, злоупо­треб­ление, иллюзия, обман и шарла­тан­ство. Все декреты и поста­нов­ления, изда­ва­емые именем и властью бога или богов, явля­ются измыш­ле­нием чело­века — точно так же, как вели­ко­лепные празд­не­ства, жерт­во­при­но­шения и прочие действия рели­ги­оз­ного харак­тера, совер­ша­емые в честь идолов или богов. Все это было выду­мано хитрыми и тонкими поли­ти­ками, исполь­зо­вано и умно­жено лжепро­ро­ками и шарла­та­нами, слепо принято на веру глуп­цами и невеж­дами, закреп­лено зако­нами госу­дарей и сильных мира сего. Истин­ность всего выше­ска­зан­ного будет дока­зана с помощью ясных и вразу­ми­тельных доводов на осно­вании восьми дока­за­тельств тщет­ности и ложности всех религий.

Дока­за­тель­ство первое осно­вано на том, что все религии явля­ются измыш­ле­нием чело­века. Невоз­можно допу­стить их боже­ственное проис­хож­дение, ибо все они проти­во­речат одна другой и сами друг друга осуж­дают. Следо­ва­тельно, эти различные религии не могут быть истин­ными и проис­те­кать из якобы боже­ствен­ного начала истины. Именно поэтому римско-като­ли­че­ские привер­женцы Христа убеж­дены, что имеется лишь одна истинная религия — их собственная. Они считают основным поло­же­нием своего учения и своей веры следу­ющее: суще­ствуют только один господь, одна вера, одно крещение, одна церковь, а именно апостоль­ская римско-като­ли­че­ская церковь, вне которой, как они утвер­ждают, нет спасения. Отсюда с очевид­но­стью можно вывести заклю­чение, что все прочие религии сотво­рены чело­веком. Говорят, что первым выдумал этих мнимых богов некий Нин, сын первого царя асси­риян, и случи­лось это примерно ко времени рождения Исаака или, по лето­счис­лению евреев, в 2001 г. от сотво­рения мира. Говорят, что после смерти своего отца Нин поставил ему кумир (полу­чивший вскоре после этого имя Юпитера), и потре­бовал, чтобы все покло­ня­лись этому идолу, как богу — таким образом и произошли все виды идоло­по­клон­ства, распро­стра­нив­шиеся затем на земле.

Дока­за­тель­ство второе исходит из того, что в основе всех религий лежит слепая вера — источник заблуж­дений, иллюзий и обмана. Никто из христо­по­клон­ников не может дока­зать с помощью ясных, надёжных и убеди­тельных доводов, что его религия действи­тельно богом уста­нов­ленная религия. Вот почему они уже много веков спорят между собой по этому вопросу и даже пресле­дуют друг друга огнём и мечом, защищая каждый свои веро­вания. Разоб­ла­чение лживой христи­ан­ской религии будет одновре­менно приго­вором и всем прочим вздорным рели­гиям. Истинные христиане считают, что вера есть начало и основа спасения. Однако эта безумная вера всегда слепа и явля­ется пагубным источ­ником смут и вечных расколов среди людей. Каждый стоит за свою религию и её священные тайны не по сооб­ра­же­ниям разума, а из упор­ства — нет такого звер­ства, к кото­рому не прибе­гали бы люди под прекрасным и благо­видным пред­логом защиты вооб­ра­жа­емой истины своей религии. Но нельзя пове­рить, чтобы всемо­гущий, всеб­лагий и премудрый бог, кото­рого христо­по­клон­ники сами назы­вают богом любви, мира, мило­сердия, утешения и прочее, пожелал осно­вать религию на столь роковом и пагубном источ­нике смут и вечных распрей — слепая вера в тысячу и тысячу раз пагубнее, чем брошенное богиней раздора на свадьбе Пелея и Фетиды золотое яблоко, которое стало затем причиной гибели града и царства Трои.

Дока­за­тель­ство третье выво­дится из ложности видений и боже­ственных откро­вений. Если бы в нынешние времена человек вздумал похва­литься чем-нибудь подобным, его сочли бы за поло­ум­ного фана­тика. Где види­мость боже­ства в этих аляпо­ватых снови­де­ниях и пустых обманах вооб­ра­жения? Пред­ставьте себе такой пример: несколько иностранцев, например немцев или швей­царцев, придут во Францию и, повидав самые прекрасные провинции королев­ства, объявят, что бог явился им в их стране, велел им отпра­виться во Францию и обещал отдать им и их потомкам все прекрасные земли и вотчины от Роны и Рейна до океана, обещал им заклю­чить вечный союз с ними и их потом­ками, благо­сло­вить в них все народы земли, а в знак своего союза с ними велел им обре­зать себя и всех младенцев мужского пола, родив­шихся у них и у их потом­ства.

Найдётся ли человек, который не станет смеяться над этим вздором и не сочтёт этих иностранцев поме­шан­ными? Но россказни якобы святых патри­архов Авраама, Исаака, и Иакова заслу­жи­вают не более серьёз­ного отно­шения, чем эти выше­упо­мя­нутые бредни. И если бы три почтенных патри­арха пове­дали о своих виде­ниях в наши дни, то превра­ти­лись бы во всеобщее посме­шище. Впрочем, эти мнимые откро­вения изоб­ли­чают сами себя, ибо даны только в пользу отдельных лиц и одного народа. Нельзя пове­рить, чтобы бог, пред­по­ла­га­емый беско­нечно благим, совер­шенным и спра­вед­ливым, совершил столь возму­ти­тельную неспра­вед­ли­вость по отно­шению к другим лицам и народам.

Лживые заветы изоб­ли­чают себя и в трёх других отно­ше­ниях: 1) пошлым, позорным и смешным знаком мнимого союза бога с людьми; 2) жестоким обычаем кровавых закланий невинных животных и варвар­ским пове­ле­нием бога Аврааму принести ему в жертву своего собствен­ного сына; 3) явным неис­пол­не­нием прекрасных и щедрых обещаний, которые бог, по словам Моисея, надавал трём названным патри­архам. Ибо еврей­ский народ никогда не был много­чис­ленным — напротив, заметно уступал по числен­ности другим народам. А остатки этой жалкой нации в насто­ящее время счита­ются самым ничтожным и презренным народом в мире, не имеющим нигде своей терри­тории и своего госу­дар­ства. Не владеют евреи даже той страной, которая, как они утвер­ждают, обещана и дана им богом на вечные времена. Все это с очевид­но­стью дока­зы­вает, что так назы­ва­емые священные книги не были внушены богом.

Дока­за­тель­ство четвёртое выте­кает из ложности мнимых обето­вании и проро­честв. Христо­по­клон­ники утвер­ждают, что только бог может с досто­вер­но­стью пред­ви­деть и пред­ска­зы­вать будущее задолго до его наступ­ления. Они уверяют также, что будущее было возве­щено проро­ками.

Что же пред­став­ляли собой эти божьи чело­веки, гово­рившие якобы по наитию святого духа? То были либо подвер­женные галлю­ци­на­циям фана­тики, либо обман­щики, которые прики­ды­ва­лись проро­ками, чтобы легче водить за нос тёмных и простых людей.

Есть подлинная примета для распо­знания лжепро­роков: каждый пророк, пред­ска­зания кото­рого не сбыва­ются, а, напротив, оказы­ва­ются ложными, не явля­ется насто­ящим пророком. Например, знаме­нитый Моисей обещал и проро­че­ствовал своему народу от имени бога, что он будет особо избранным от бога, что бог освятит и благо­словит его превыше всех народов земли и даст ему в вечное владение страну хана­ан­скую и соседние области — все эти прекрасные и заман­чивые обещания оказа­лись ложными.

То же самое можно сказать о веле­ре­чивых проро­че­ствах царя Давида, Исайи, Иеремии, Иезе­кииля, Даниила, Амоса, Захарии и всех прочих. Дока­за­тель­ство пятое: религия, которая допус­кает, одоб­ряет и даже разре­шает в своём учении и морали заблуж­дения, не может быть боже­ственным уста­нов­ле­нием.

Христи­ан­ская же религия и в особен­ности римская её секта допус­кает, одоб­ряет и разре­шает пять заблуж­дений:

1) она учит, что суще­ствует только один бог, и одновре­менно обязы­вает верить, что суще­ствуют три боже­ственных лица, из которых каждое есть истинный бог, причём этот трой­ственный и единый бог не имеет ни тела, ни формы, ни какого бы то ни было образа;

2) она припи­сы­вает боже­ствен­ность Иисусу Христу — смерт­ному чело­веку, который даже в изоб­ра­жении еван­ге­ли­стов и учеников был всего лишь жалким фана­тиком, бесно­ватым соблаз­ни­телем и злопо­лучным висель­ником;

3) она прика­зы­вает почи­тать в каче­стве бога и спаси­теля мини­а­тюрные идолы из теста, которые выпе­ка­ются между двух железных листов, освя­ща­ются и вкуша­ются повсе­дневно;

4) она провоз­гла­шает, что бог создал Адама и Еву в состо­янии телес­ного и душев­ного совер­шен­ства, но затем изгнал обоих из рая и обрёк всем жизненным невзгодам, а также вечному проклятию со всем их потом­ством;

5) наконец, она под страхом вечного проклятия обязы­вает верить, что бог сжалился над людьми и послал им спаси­теля, который добро­вольно принял постыдную смерть на кресте, дабы иску­пить их грехи и проли­тием крови своей дать удовле­тво­рение право­судию бога-отца, глубоко оскорб­лён­ного непо­слу­ша­нием первого чело­века.

Дока­за­тель­ство шестое: религия, которая терпит и одоб­ряет злоупо­треб­ления, противные спра­вед­ли­вости и хоро­шему управ­лению, поощряя даже тиранию сильных мира во вред народу, не может быть истинной и действи­тельно бого­уста­нов­ленной, ибо боже­ственные законы и уста­нов­ления должны быть спра­вед­ли­выми и беспри­страст­ными.

Христи­ан­ская религия терпит и поощ­ряет не менее пяти или шести подобных злоупо­треб­лений:

1) она освя­щает огромное нера­вен­ство между различ­ными состо­я­ниями и поло­же­нием людей, когда одни рожда­ются лишь для того, чтобы деспо­ти­чески власт­во­вать и вечно поль­зо­ваться всеми удоволь­ствиями жизни, а другие обре­чены быть нищими, несчаст­ными и презрен­ными рабами;

2) она допус­кает суще­ство­вание целых кате­горий людей, которые не приносят действи­тельной пользы миру и служат только в тягость народу — эта бесчис­ленная армия епископов, аббатов, капел­ланов и монахов нажи­вает огромные богат­ства, вырывая из рук честных труже­ников зара­бо­танное ими в поте лица;

3) она мирится с непра­ведным присво­е­нием в частную собствен­ность благ и богатств земли, кото­рыми все люди должны были бы владеть сообща и поль­зо­ваться на одина­ковом поло­жении;

4) она оправ­ды­вает неосно­ва­тельные, возму­ти­тельные и оскор­би­тельные различия между семьями — в резуль­тате люди с более высоким поло­же­нием желают исполь­зо­вать это преиму­ще­ство и вооб­ра­жают, что имеют большую цену, чем все прочие;

5) она уста­нав­ли­вает нерас­тор­жи­мость брака до смерти одного из супругов, отчего полу­ча­ется беско­нечное множе­ство неудачных браков, в которых мужья чувствуют себя несчаст­ными муче­ни­ками с дурными жёнами или же жены чувствуют себя несчаст­ными муче­ни­цами с дурными мужьями;

6) наконец, христи­ан­ская религия освя­щает и поддер­жи­вает самое страшное заблуж­дение, которое делает боль­шин­ство людей окон­ча­тельно несчаст­ными на всю жизнь — речь идёт о почти повсе­местной тирании великих мира сего.

Госу­дари и их первые мини­стры поста­вили себе главным правилом дово­дить народы до исто­щения, делать их нищими и жалкими, чтобы привести к большей покор­ности и отнять у них всякую возмож­ность пред­при­ни­мать что-нибудь против власти.

В особо тяжком поло­жении нахо­дится народ Франции, ибо последние её короли зашли дальше всех прочих в утвер­ждении своей абсо­лютной власти и довели подданных до самой крайней степени бедности. Никто не пролил столько крови, не был винов­ником убий­ства стольких людей, не заставлял вдов и сирот пролить столько слез, не разорил и не опустошил столько городов и провинций, как покойный король Людовик XIV, прозванный Великим не за какие-либо похвальные или досто­славные деяния, которых он никогда не совершал, а за великие неспра­вед­ли­вости, захваты, хищения, опусто­шения, разо­рение и изби­ение людей, проис­хо­дившие по его вине повсюду — как на суше, так и на море.

Дока­за­тель­ство седьмое исходит из ложности самого пред­став­ления людей о мнимом суще­ство­вании бога. Из поло­жений совре­менной мета­фи­зики, физики и морали с полной очевид­но­стью явствует, что нет ника­кого верхов­ного суще­ства, поэтому люди совер­шенно непра­вильно и ложно поль­зу­ются именем и авто­ри­тетом бога для уста­нов­ления и защиты заблуж­дений своей религии, равно как и для поддер­жания тира­ни­че­ского господ­ства своих царей. Совер­шенно ясно, откуда проис­те­кает перво­на­чальная вера в богов.

В истории о мнимом сотво­рении мира опре­де­лённо указы­ва­ется, что бог евреев и христиан разго­ва­ривал, рассуждал, ходил и прогу­ли­вался по саду ни дать ни взять как самый обык­но­венный человек — там же сказано, что бог создал Адама по образу и подобию своему. Стало быть, весьма веро­ятно, что мнимый бог был хитрецом, кото­рому захо­те­лось посме­яться над просто­ду­шием и неотё­сан­но­стью своего това­рища — Адам же, судя по всему, был редким разиней и дураком, поэтому так легко поддался уговорам своей жены и лукавым обольще­ниям змея.

В отличие от мнимого бога, материя бесспорно суще­ствует, ибо она встре­ча­ется повсюду, нахо­дится во всем, каждый может видеть и ощущать её. В чем же тогда непо­сти­жимая тайна творения? Чем больше вдумы­ва­ешься в различные свой­ства, какими прихо­дится наде­лять пред­по­ла­га­емое высшее суще­ство, тем более запу­ты­ва­ешься в лаби­ринте явных проти­во­речий. Совсем иначе обстоит дело с системой есте­ствен­ного обра­зо­вания вещей из самой материи, поэтому гораздо проще признать её самоё перво­при­чиной всего, что суще­ствует. Нет такой силы, которая созда­вала бы нечто из ничего — это озна­чает, что время, место, простран­ство, протя­жение и даже сама материя не могли быть сотво­рены мнимым богом.

Дока­за­тель­ство восьмое выте­кает из ложности пред­став­лений о бессмертии души. Если бы душа, как утвер­ждают христо­по­клон­ники, была чисто духовной, у неё не было бы ни тела, ни частей, ни формы, ни облика, ни протя­жения — следо­ва­тельно, она не пред­став­ляла бы собой ничего реаль­ного, ничего субстан­цио­наль­ного. Однако душа, одушевляя тело, сооб­щает ему силу и движение, поэтому она должна иметь тело и протя­жение, ибо суть бытия в этом и заклю­ча­ется.

Если же спро­сить, что стано­вится с этой подвижной и тонкой мате­рией в момент смерти, можно без коле­баний сказать, что она момен­тально рассе­и­ва­ется и раство­ря­ется в воздухе, как лёгкий пар и лёгкий выдох — прибли­зи­тельно так же, как пламя свечи угасает само собой за исто­ще­нием того горю­чего мате­риала, которым оно пита­ется. Есть и ещё одно весьма осяза­тельное дока­за­тель­ство мате­ри­аль­ности и смерт­ности чело­ве­че­ской души: она крепнет и слабеет по мере того, как крепнет и слабеет тело чело­века — если бы она была бессмертной субстан­цией, её сила и мощь не зави­сели бы от стро­ения и состо­яния тела.

Девятым и последним своим дока­за­тель­ством автор считает согла­со­ван­ность восьми преды­дущих: по его словам, ни один довод и ни одно рассуж­дение не уничто­жают и не опро­вер­гают друг друга — напротив, поддер­жи­вают и подтвер­ждают друг друга. Это верный признак, что все они опира­ются на твёрдое и прочное осно­вание самой истины, так как заблуж­дение в таком вопросе не могло бы нахо­дить себе подтвер­ждения в полном согласии столь сильных и неот­ра­зимых доводов.

Обра­щаясь в заклю­чение ко всем народам земли, автор призы­вает людей забыть распри, объеди­ниться и восстать против общих врагов — тирании и суеверий. Даже в одной из мнимо святых книг сказано, что бог свергнет гордых князей с трона и посадит смиренных на их место.

Если лишить спесивых туне­ядцев обиль­ного пита­тель­ного сока, достав­ля­е­мого трудами и усилиями народа, они иссохнут, как засы­хают травы и растения, корни которых лишены возмож­ности впиты­вать соки земли. Равным образом, нужно изба­виться от пустых обрядов ложных религий.

Есть лишь одна-единственная истинная религия — это религия мудрости и чистоты нравов, чест­ности и благо­при­стой­ности, сердечной искрен­ности и благо­род­ства души, реши­мости окон­ча­тельно уничто­жить тиранию и суеверный культ богов, стрем­ления поддер­жи­вать повсюду спра­вед­ли­вость и охра­нять народную свободу, добро­со­вест­ного труда и благо­устро­енной жизни всех сообща, взаимной любви друг к другу и неру­ши­мого сохра­нения мира. Люди обретут счастье, следуя правилам, основам и запо­ведям этой религии. Они оста­нутся жалкими и несчаст­ными рабами до тех пор, пока будут терпеть господ­ство тиранов и злоупо­треб­ления от заблуж­дений.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.
Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII−XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.
# 22 Июл 2016 09:28:51
cncncn

neobychno

Что то слишком мудрено
# 7 Сен 2016 21:52:39
nescio
Louiza писал(а):
Источник всех зол и всех обманов — в тонкой поли­тике тех, кто стре­мится власт­во­вать над своими ближ­ними или желает приоб­рести суетную славу святости.
Быть может источник - не политика, а отсутствие критичного взгляда на все аспекты своей и социальной жизни?
Louiza писал(а):
Дока­за­тель­ство первое осно­вано на том, что все религии явля­ются измыш­ле­нием чело­века. Невоз­можно допу­стить их боже­ственное проис­хож­дение, ибо все они проти­во­речат одна другой и сами друг друга осуж­дают. Следо­ва­тельно, эти различные религии не могут быть истин­ными и проис­те­кать из якобы боже­ствен­ного начала истины.
Если бы только верующие перестали бы слепо верить в истинность собственных или чужих умозаключений и начали бы сомневаться, то они увидели бы этот факт.
Louiza писал(а):
В чем же тогда непо­сти­жимая тайна творения? Чем больше вдумы­ва­ешься в различные свой­ства, какими прихо­дится наде­лять пред­по­ла­га­емое высшее суще­ство, тем более запу­ты­ва­ешься в лаби­ринте явных проти­во­речий. Совсем иначе обстоит дело с системой есте­ствен­ного обра­зо­вания вещей из самой материи, поэтому гораздо проще признать её самоё перво­при­чиной всего, что суще­ствует. Нет такой силы, которая созда­вала бы нечто из ничего — это озна­чает, что время, место, простран­ство, протя­жение и даже сама материя не могли быть сотво­рены мнимым богом.
Но как произошла материя мы в действительности не знаем. Утверждать, что материя - это первопричина, очень наивно. Но, отрицание материализма никак не укрепляет теизм или деизм, они точно так же нелепы. Да и есть ли первопричина - большой вопрос, а то и вовсе спекуляция.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.