Scisne?

Противоречия в догматах религиозной веры

# 20 Авг 2014 06:00:41
SE

Основные положения религиозной веры называются догматами. Вопрос заключался в том, можно ли осмыслить их и понять, а не только верить в них.

Приведем некоторые из этих положений:

1. Бог всемогущ и всеблаг (т. е. является абсолютным добром).

2. Бог совершенно свободен.

3. Он сотворил мир из ничего.

4. Первые люди, как младенцы, ничего не ведали, то есть были неразумными, а потому – безмятежными и счастливыми, однако у них была возможность свободно выбрать нарушение или ненарушение Божественного запрета вкушать с древа познания.

5. Бог создал сначала мужчину, потом женщину, установил свой запрет, но они ослушались, совершили грех и в наказание были изгнаны из рая и осуждены на земную жизнь.

6. Род человеческий произошел от Адама и Евы, и поэтому все люди грешны и совершают зло, за что наказываются муками в аду. В конце земной истории человек должен вернуться к Богу.

При попытке осмыслить эти положения возникают различные вопросы, недоразумения и противоречия:

1. Если Бог всемогущ, то в его ведении находится и зло, но тогда он не всеблаг (т. е. не является абсолютным добром), а если он всеблаг (т. е. только добро), тогда зло не от него и ему не подчиняется, но в этом случае он не всемогущ. Получается, что всемогущество и всеблагость несовместимы и взаимоисключающи. Из этого выросла очень важная в Средние века и в последующие эпохи проблема теодицеи (богооправдания) (от греч. theos – Бог и dikē – право, справедливость) – объяснения существования зла.

2. Абсолютная свобода есть полная непредсказуемость и неопределенность, ведь это возможность и способность быть кем угодно, каким угодно и когда угодно и даже не быть вовсе. Когда же мы говорим, что Бог всегда есть, что он – только добро, то мы тем самым обрекаем его на то, чтобы всегда быть (а не быть, получается, ему нельзя), а также являться только добрым (а не каким-либо иным), то есть, приписывая ему некие определенные свойства, ограничиваем его абсолютную свободу. Получается, что Бог не может абсолютно все. Например, не может не существовать, или самоуничтожиться, или творить злые дела. А может ли Бог создать существо более могущественное, чем он сам? Это вопрос, который, несомненно, ставит в тупик наш разум.

3. Наше сознание неизбежно исходит из положения о том, что из ничего не может произойти нечто (вспомним философию элейской школы), поэтому творение из ничего не совсем понятно. Если же предположить, что Бог сотворил мир из материи (вещества), то возникает вопрос, откуда она взялась: если существовала всегда наравне с Богом, то тогда он не всемогущ, ибо материя есть независимое от него начало; если же материю создал Бог, то тогда он не всеблагой, потому что как может абсолютное совершенство и добро создать несовершенную и злую материю (телесное, физическое)?

4. Каким образом мог неразумный и несвободный первый человек совершить разумный, осознанный и свободный выбор?

5. Создавая два разнополых существа и запрещая им вкушать плоды с древа познания, Бог не то чтобы не мог предвидеть, а наверняка знал, что случится дальше, то есть как бы и спланировал всю последующую историю. Но почему-то, когда первые люди совершили грех, Бог прогневался на них, как будто совсем этого не ожидал, и изгнал их из рая. За что же наказывать Адама и Еву, если их поступок был запрогнозирован и они должны были поступить именно так, как поступили?

6. За что наказывать всех остальных людей, происшедших от первых грешников, муками в аду, если все они являются грешными автоматически, не по своей воле, то есть несвободны в своем грехе, не выбирали сознательно своей грешной участи?

7. Если в конце концов человека оправдают и он вновь будет с Богом, то зачем было ему отпадать от Творца? И вообще, зачем потребовалась Богу вся эта мировая мистерия: создание первых людей, запрет на древо познания, изгнание из рая и земная история? И зачем он вообще сотворил мир? Ведь он есть Всё, и поэтому абсолютно самодостаточен, и в этом случае вроде бы не должен вовсе заниматься какой-либо деятельностью. Кроме того, если Бог – это Всё, то как возможно Творение еще чего-то, то есть как можно ко Всему что-либо присовокупить, если оно и так уже Всё?

Мы рассмотрели только некоторые противоречия, которые возникают при попытке применить разум к религиозным догматам, на самом деле их гораздо больше. Разум и вера несовместимы, и поэтому следует только верить, не пытаясь что-либо понять или осознать.
# 13 Авг 2016 20:04:46
martUros
Возможно,я неправ,но мне показалось,что все эти аргументы,якобы опровергающие существование Бога и веру в Бога вообще,заимствованы из пособий для атеистических пропагандистов советских времен.По крайней мере,у меня сохранилась парочка таких публикаций с похожими доводами.На поверку,я думаю,они не кажутся такими уж неопровержимыми.Необходимо лишь объективность обсуждающих.
Нужно заметить,что главная сила этих аргументов в их запутанности и противоречивости-что создает,честно говоря проблемы.Но давайте по порядку,сначала в общих чертах.Ну а затем,если кого-то заинтересует (тема-то уж очень давнишняя),можно обсудить и подробнее.
1).Всемогущество Бога не означает подавления личности.Бог создал человека совершенным,дал ему все возможности для счастливой жизни.Но Бог дал человеку и свободу воли,свободу выбора."Бог есть любовь",-говорится в одной библейской книге (1Иоанна 4:8).Он создавал все с любовью и хочет (именно хочет,а не требует!) и любви к себе.Богу не нужны люди-роботы,которые подчинялись бы ему только по принуждению,по какой-то программе.Поэтому у человека всегда есть выбор:отзываться на Божью любовь,следуя его заповедям,или нет.В начале своей истории люди этого не сделали (Адам и Ева),и поэтому поплатились дальнейшей несовершенной жизнью.Т.е. причина зла в данном случае-сам человек.Как сказано в Римлянам 5:12:"...Как через одного человека [Адама] грех вошел в мир,а через грех-смерть,и таким образом смерть перешла на всех людей,потому что все согрешили..."
Но добрый Бог нашел возможность для исправления ситуации,послав для этого на землю своего сына:"...Как из-за одного поступка [грех Адама] последовало осуждение людей всякого рода,так и благодаря одному поступку,принесшему оправдание [смерть Христа],следует объявление людей всякого рода праведными для жизни" (Римлянам 5:18).
Итак.Всемогущество Бога сопряжено с любовью,долготерпением и милосердием.Благодаря этим качествам Бог до определенного момента допускает существование зла на земле-он "не хочет,чтобы кто-либо погиб,но хочет,чтобы все пришли к раскаянию" (2 Петра 3:9).
2).Ответ на этот аргумент в самом этом аргументе.Бог может все,в том числе может и не быть всем тем,что здесь перечислено.
Кого Вы посчитаете сильным-того человека,который не может сдержать свои нехорошие наклонности,или того,кто сможет это сделать?Так и с Богом.Единственное отличие в том,что Бог,как существо всемогущее,в силах даже не допускать в себе такие поползновения.
3).Несомненно, Вам знаком закон о переходе энергии в материю.Знакомо то,что установила наука:материя-это сконцентрированная энергия.Откуда могла взяться такая энергия?Благодаря слепому,неуправляемому взрыву?Но способен ли такой взрыв что-то создать?Не разумнее ли признать,что источник первого взрыва-Бог.
Как говорится в Библии:"Поднимите глаза вверх и посмотрите.Кто сотворил все это?Тот,кто выводит воинство звезд по счету и называет всех их по имени.Благодаря ИЗОБИЛИЮ ЕГО МОЩИ И ОГРОМНОЙ СИЛЕ,все они на своих местах" (Исаия 40:26).
И почему материя,телесное, несовершенна и зла?Такой ее делают сами люди.
4),5),6).А кто сказал,что первый человек был "неразумный и несвободный"?Ведь Бог сотворил его по образу и подобию своему (Бытие 1:27).Он дал ему,кроме места для жительства,разум.
И Бог ни в коем случае не предопределил его жизни.Всемогущество Бога,как я уже говорил,заключается в том,что он может что-то делать,а может и не делать-может что-то узнать о будущем человека,а может не узнавать.Дабы не определять это будущее и не посягать на свободу выбора человека.
Да и наказал Бог Адама и Еву вовсе не за какие-то сексуальные грехи,а за непослушание.
И где Вы узнали,что Бог мучает грешников в аду?Явно не из Библии."Плата греха-смерть"-сообщает нам эта книга (Римлянам 6:23),то есть вечное небытие,а не какое-то вечное страдание.
7).Да,Бог существо счастливое и самодостаточное изначально.А сотворил Бог мир и разумные существа из-за любви.Будучи сам счастливым он хочет,чтобы кто-то еще испытывал счастье жизни.
Мне кажется,Уважаемый,Вы руководствуетесь представлениями и доводами из нашего атеистического детства.Но если чуть-чуть расширить кругозор и поближе познакомиться с другими точками зрения на мироздание (простите за совет),то вполне можно,как мне кажется,открыть для себя,что не вера и разум несовместимы.Не вера в Бога противоречит науке,а некоторые из так называемых "научных" теорий.Или,по крайней мере,не быть столь категоричным в своих суждениях.
# 7 Сен 2016 19:15:01
nescio
martUros писал(а):
Поэтому у человека всегда есть выбор:отзываться на Божью любовь,следуя его заповедям,или нет.
Нет, не всегда. Передо мной, например, такого выбора не стоит.

martUros писал(а):
3).Несомненно, Вам знаком закон о переходе энергии в материю.Знакомо то,что установила наука:материя-это сконцентрированная энергия.Откуда могла взяться такая энергия?Благодаря слепому,неуправляемому взрыву?Но способен ли такой взрыв что-то создать?Не разумнее ли признать,что источник первого взрыва-Бог.
Нет, не разумнее. Нет никаких оснований полагать, что Вселенная была сотворена неким творцом.

martUros писал(а):
И где Вы узнали,что Бог мучает грешников в аду?Явно не из Библии."Плата греха-смерть"-сообщает нам эта книга (Римлянам 6:23),то есть вечное небытие,а не какое-то вечное страдание.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. (Лк. 16:22—26)
martUros писал(а):
Да,Бог существо счастливое и самодостаточное изначально.А сотворил Бог мир и разумные существа из-за любви.Будучи сам счастливым он хочет,чтобы кто-то еще испытывал счастье жизни.
А зачем для счастья нужен бог?
# 2 Окт 2016 16:39:44
martUros
nescio:Нет, не всегда. Передо мной, например, такого выбора не стоит.
Правильно,не стоит.Потому что Вы свой выбор уже сделали.
nescio:Нет, не разумнее. Нет никаких оснований полагать, что Вселенная была сотворена неким творцом.
Тогда,кем же она была сотворена-"неким нетворцом"?
nescio:Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. (Лк. 16:22—26)
Эта притча Иисуса,пример.А любой пример,любую притчу не надо воспринимать буквально.В данном случае,если говорить коротко,Иисус хотел показать,что поклоняться Богу надо при жизни, сейчас,потому что "в могиле,куда ты пойдешь,нет ни работы,ни размышления,ни знания,ни мудрости" (Екклес.9:10).
nescio:А зачем для счастья нужен бог?
А зачем для счастья Вам нужен отец?А зачем для счастья Вам нужны мать,семья,школа,институт,закон?
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.