Scisne?

Влияет ли микробиом человека на его религиозность?

Андрей Журавлев

Комментарии: 0

Лишь одна из десяти клеток в теле человека является собственно человеческой. Остальные девять — это различные симбиотические микроорганизмы, в основном бактерии и грибы, среди которых немало патогенных форм. В последнее время принято говорить о наличии в человеческом теле оси «кишечная микробиота — мозг», поскольку эта микробиота, или микробиом, выделяет целый ряд нейромедиаторов, вызывающих отклонения в поведении индивида, такие как шизофрения, эпилептические припадки и, согласно предположениям авторов обсуждаемой ниже статьи, некоторые проявления массового религиозного экстаза.

Рис. 1. Ось «кишечная микробиота — мозг» (KMM)
А. Ось «кишечная микробиота — мозг» (KMM): прямые и опосредованные двусторонние связи между кишечной микробиотой и центральной нервной системой, включая эндокринную, иммунную и нервную регуляцию. В центростремительную (чувствительную) часть KMM (синие стрелки) входят: 1 — лимфоциты, способные зондировать кишечный проход и посредством своего цитокинеза осуществлять эндокринное или паракринное воздействие на нервную систему; 2 — чувствительные нервные окончания, такие как блуждающий нерв, могут быть активированы кишечными пептидами, выделяемыми энтероэндокринными клетками; 3 — нейротрансмиттеры или их предшественники, являющиеся метаболитами микробиоты, могут воздействовать на кишечный эпителий с эндокринным или паракринным эффектом; 4 — после ствола головного мозга в работу нервной сети в качестве основных интеграторов сигналов от кишечника вступают миндалевидное тело (Am) и островковая доля (IC). Затем с активацией гипоталамуса (Hy) включается центробежная (двигательная) часть КММ (красные стрелки): 5 — кортикостероиды, выделяемые в результате активации гипоталамо-гипофизарно-адреналовой оси (HPA), преобразуют состав микробиоты кишечника; 6 — возбуждение двигательных нейронов может выражаться в том числе в симпатическом возбуждении. B. С воздействием микробиоты кишечника могут быть связаны не только заболевания кишечного тракта и ожирение, но и проблемы сердечно-сосудистой системы, аутизм, состояние тревоги/депрессии и рассеянный склероз. Рисунок из статьи A. J. Montiel-Castro et al., 2013. The microbiota-gut-brain axis: neurobehavioral correlates, health and sociality

Сразу оговорюсь, что гипотеза коллектива авторов из Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН — Александра Панчина, Александра Тужикова и Юрия Панчина, — опубликованная в журнале Biology Direct, не касается ни вопросов веры, ни религиозных догматов, а лишь некоторых иррациональных проявлений в отправлении религиозных культов. Что, например, заставляет людей десятками и сотнями тысяч биться в экстазе, чтобы лишь коснуться рукой или поцеловать какую-нибудь реликвию, совершать опасное дальнее паломничество или бросаться в прорубь в лютый мороз?

Можно услышать, что при этом больные исцеляются, а здоровые только здоровее становятся. Это далеко не так: анализ микробиоты сакральных мест показывает, что они буквально кишат патогенами, которыми заражаются люди, пытающиеся беспрекословно следовать всем правилам, связанным с исполнением культа. В бестселлере последних лет «Влюбиться в Венеции, умереть в Варанаси» Джефф Дайер так описывает один из храмов города Варанаси:

«Прежде чем я был допущен во внутренний храм, мне пришлось зайти с ним (брахманом. — А. Ж.) в маленькую, вонючую часовню, где мой лоб помазали священной пастой. Тут же появился кто-то еще, другой жрец-вахтер, и, несмотря на мои протесты, нацепил мне на шею гирлянду из ноготков, которая и была, как оказалось, источником вони. Казалось, что ее замариновали в моче, а после оставили гнить на пару дней. За привилегию носить этот кошмар я, естественно, должен был заплатить…»

И это не художественный вымысел, даже не преувеличение, а отражение реальной антисанитарии в одном из священных для индуистов мест на берегу Ганга (см. S. Hamner et al., 2006. The role of water use patterns and sewage pollution in incidence of water-borne/enteric diseases along the Ganges River in Varanasi, India). Панчин с коллегами приводят целый список исследований, показывающих, что реликвии и места совершения культовых ритуалов действительно являются серьезными источниками патогенов.

Что же заставляет людей, среди которых встречаются и весьма образованные, прикасаться к кишащим паразитами реликвиям, пить несвежие «святые воды» и окунаться в полные нечистот священные реки? По мнению авторов, их действиями управляет отнюдь не божественный промысел, а нечто совсем иное, сродни мидихлорианам из киносаги «Звездные войны». Кто такие мидихлорианы, вынесенные авторами в заголовок статьи? «Без мидихлориан жизнь не могла бы существовать, и мы не обладали бы знанием Силы. Целостность общается с нами, передает нам волю Силы. Когда ты научишься усмирять свой ум, ты услышишь, что они говорят тебе», — наставляет Энакина Скайуокера джедай Квай-Гон Джинн. (Кстати, по мнению психиатров, Скайуокер страдает пограничным расстройством личности; см. E. Bui et al., 2011. Is Anakin Skywalker suffering from borderline personality disorder?)

Рис. 2. Примеры социального поведения приматов, способствующие передаче микробов

Примеры социального поведения приматов, способствующие передаче микробов: вверху слева — «поцелуи» у шимпанзе; вверху справа — груминг у бабуинов; внизу слева — прикасание к религиозным реликвиям у человека; внизу справа — выкармливание материнским молоком у зелёных мартышек. Фото из статьи A. J. Montiel-Castro et al., 2013. The microbiota-gut-brain axis: neurobehavioral correlates, health and sociality

Фантастика? Фантазии? Не вполне. Оглянемся вокруг (или «перелистаем» страницы «Элементов»): вот муравей-древоточец, покинув дорожку в муравейник, карабкается на травинку, чтобы намертво вцепиться челюстями в центральную жилку и застыть; рачок-бокоплав, вместо того чтобы прятаться в глубине, всплывает на самую поверхность и резко дергает ножками, чтобы привлечь внимание утки; вот мышка, вместо того чтобы бежать, почувствовав запах кошачьей мочи, устремляется на этот запах — к своей гибели (см. Как паразиты превращают своих хозяев в зомби). Обо всех подобных случаях девиантного поведения (а на месте мышки может быть и человек, которого, конечно не съедят, но больным сделают) можно сказать, что эти особи «усмирили свой ум и услышали, что им говорит кто-то». И это действительно так: на мозг особи с разрушенной или полуразрушенной ментальностью посредством управления ее нейромодуляторами действуют поселившиеся в ее теле паразиты: гриб Ophiocordyceps — на муравья-древоточца, червь сосальщик Microphallus — на бокоплава и споровик Toxoplasma gondii — на мышь или человека.

Авторы обсуждаемой статьи приводят эти и многие другие примеры отклонений от нормы в поведении различных животных (включая человека), вызванных паразитами и выгодных именно паразитам. А далее обращают внимание на то, что сходным образом ведут себя религиозные фанаты, устремляясь туда, где с неизбежностью заражаются паразитами, и собираются в толпы, распространяя заразу далее. И нужно всё это в большей степени паразитам, чтобы расширять свое жизненное пространство, передаваясь от человека к человеку, чем самим людям. А ритуал в таком случае является биомемом, поскольку посредством тщательного соблюдения ритуала передается как информация о нем (что является основным признаком мема), так и паразиты, ему сопутствующие.

Более того, такие признаки религиозной экзальтации, как шизофрения, эпилептические припадки и другие расстройства психики, тоже могут оказаться следствием заражения паразитами, например такими, как плоские черви Spirometra mansoni и Paragonimus westermani.

«Если наша гипотеза подвердится, — пишут авторы, — то она может вскрыть причину возникновения и распространенности некоторых религиозных культов и дать альтернативное объяснение для недавно установленной позитивной связи между паразитическим заболеваниями и религиозностью (ранее предполагалась, что такая связь обусловлена антисанитарией. — А. Ж.). Открытие новых микроорганизмов, которые влияют на поведение особи-хозяина, может улучшить наше понимание нейробиологии и нейрохимии». Иными словами, религия есть не «опиум народа», как считал Карл Маркс, а зараза.

Журнал Biology Direct, в котором опубликована обсуждаемая статья, хорош тем, что он дает высказаться не только авторам, но и их референтам, причем сразу. Вот на что обратили внимание последние.


Дэн Граур,
отделение биологии и биохимии Хьюстонского университета
(Dan Graur, Department of Biology and Biochemistry, University of Houston):

«Если гипотеза претендует быть научной в попперовском смысле, она должна быть чем-то, что может быть опровергнуто посредством тщательных экспериментов и наблюдений… Ожидаемое «различие» между верующими и атеистами в смысле микробиома не является достаточно строгим прогнозом… Статья, однако, интересна и побуждает к размышлениям, а я благодарен авторам за неординарные мысли».


Роб Найт,
Университет Колорадо, Боулдер
(Rob Knight, University of Colorado, Boulder):

«Следует также обратить внимание на следующие возможные связи: <…> Пост, как было отмечено у темного тигрового питона, мышей и сусликов, впадающих в спячку (и, возможно, у других таксонов), влияет на состав микробиома».


Евгений Кунин,
Национальный центр биотехнологической информации, США
(Eugene Koonin, National Center for Biotechnology Information, USA),
после просмотра переработанной версии статьи:

«Я по-прежнему нахожу предлагаемую особую связь между микробиомом и аспектами религиозного поведения в лучшем случае незначительной. Тем не менее авторы правы в том, что происхождение и выживание подобного поведения требует объяснения, которое не должно ограничиваться мемами».

Источник: Alexander Y. Panchin, Alexander I. Tuzhikov, Yuri V. Panchin. Midichlorians — the biomeme hypothesis: Is there a microbial component to religious rituals? // Biology Direct. 2014. V. 9. P. 14. DOI:10.1186/1745-6150-9-14.

Андрей Журавлев
«Элементы»

Комментарии: 0