Scisne?

Мифологическая картина мира

Сергей Неклюдов

Комментарии: 0

Как соотносятся в нашем сознании научная и мифологическая картины мира? На каких принципах выстраивается мифологическая картина мира? Как представлена категория времени в пространстве мифа? Об этом рассказывает доктор филологических наук Сергей Неклюдов.

«Обстоятельства деталей, из которых исходит миф и которые являются исходными предпосылками рассказа, представляют собой мифологическую картину мира. Как легко догадаться, эта картина мира в нашем сознании противостоит научной. По этому признаку мы легко ее определяем. Но для современного человека мифологическая и научная картины миры взаимопроницаемы, и одно легко переходит в другое.»

«Состояние мира до того, как оно пришло к современному, может определяться словом «хаос». При этом надо учитывать, что понятие мифологического хаоса — не просто беспорядок, это некоторое отношение вещей, у которого есть свои параметры и образы. Чаще всего это образ безбрежной водной стихии, Мирового океана. Очень многие мифологические повествования начинаются с сюжета «сначала была вода». И первые стихи Книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» предполагают именно эту картину. Но, кроме этого, хаос предполагает и хаос в других сферах жизни, в частности в социальной: неустановленность человеческих отношений, неустановленность отношений полов, «недоделанность» людей, которые предстают во многих этиологических мифах в виде «заготовок».»

Сергей Неклюдов – доктор филологических наук, профессор, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, заведующий лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.

«ПостНаука»
Комментарии: 0