Scisne?

Homo medicus. Гиппократы каменного века

Комментарии: 0
Часть I

«Гиппократовский корпус», около 400 лет до н. э.; деревянные протезы у египетских мумий — всё это было, фактически, вчера. А существовала ли медицина за многие тысячи лет до Гиппократа? Что мы можем знать об этом?

Разговор о врачах каменного века хочется начать с простой мысли: медицинская помощь невозможна без сострадания. Да, мы в состоянии до известной степени «чинить» себя сами — в случае лёгкого недомогания. Чтобы вытащить занозу или даже забинтовать рану, не обязательно обращаться за помощью. Лекарственные травки можно собрать и заварить самому — если знать, какие. Но тяжёлый недуг, травма, жар, валящий с ног, — делают человека беспомощным; без опеки окружающих больной неизбежно погибнет. Поэтому предпосылки медицинской помощи — любые проявления заботы о немощных, хворых, стариках.

Неандерталец с ампутированным предплечьем. Художник — Димитрий Попович, 1987. Архив Музея крапинских неандертальцев, Крапина.
Неандерталец с ампутированным предплечьем. Художник — Димитрий Попович, 1987. Архив Музея крапинских неандертальцев, Крапина.

Долгое время считалось, что человекообразные обезьяны эгоистичны и не способны на взаимовыручку. В знаменитых опытах Кёлера с добыванием банана обезьяны с интересом наблюдали, как одна из них пыхтит над пирамидой из ящиков, а порой, вместо того чтобы помочь, кидались разрушать кропотливо возведённую конструкцию. Социальное поведение шимпанзе основано на личной выгоде и более ни на чём — утверждали приматологи.

Однако ряд опытов показал, что нашим ближайшим родственникам чувство сострадания всё-таки знакомо, они вполне способны на альтруизм (хотя и не в ущерб себе). Франс де Вааль описывает подобный эксперимент: двух обезьян — самок Пеони и Риту — размещали в соседних вольерах, так, что они могли видеть и слышать друг друга. Пеони получила ведро с цветными фишками — красными и зелёными. В обмен на любую из фишек обезьяне доставалось лакомство, однако красные фишки были «эгоистичными», а зелёные — «коллективистскими»: в обмен на зелёную фишку лакомство получали обе обезьяны, а при выборе красной награждалась только Пеони. Многочисленные опыты показали, что шимпанзе склонна чаще выбирать зелёные фишки — в среднем два раза из трёх — «без особой охоты, но наверняка не случайно» (де Вааль Ф. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов. М., «Альпина-нон-фикшн», 2014, с. 178). Если же в эксперименте участвовала только одна обезьяна, то не демонстрировала никаких предпочтений — зелёные и красные чередовались с одинаковой частотой. Значит, сострадание стучалось в сердце шимпанзе?

Свидетельства заботы о ближнем описывают и исследователи, наблюдавшие шимпанзе в дикой природе. Так, Джейн Гудолл повествует о заботе самочки Литл-Би о своей пожилой мамаше, Мадам Би, которая из-за парализованной руки уже не могла забираться на дерево за фруктами. «Поглядев вверх на своих дочерей, она легла на землю и стала наблюдать, как они лазали по веткам в поисках зрелых плодов. Минут через десять на землю спустилась Литл-Би. Во рту она несла плод, зажатый зубами за черенок, в руке — второй. Когда она спрыгнула на землю, Мадам Би несколько раз тихо прохрюкала. А Литл-Би, тоже хрюкая, подошла к матери и положила рядом с ней на землю тот плод, что принесла в руке. Потом она уселась поблизости, и обе самки начали есть». (Гудолл Джейн, Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992, с. 371). Когда на Мадам Би жестоко напали шимпанзе-агрессоры и оставили умирать, её вторая дочь Хони-Би оставалась рядом, обыскивала мать и отгоняла насекомых в течение 5 дней, до самой её смерти.

Находка останков беззубого старика в Дманиси (Грузия), возрастом 1,8 млн лет — свидетельство того, что уже на самых ранних страницах человеческой истории начертано слово «милосердие». Старческие альвеолы заросли — значит, потеряв зубы, дманисец ещё много месяцев жил, хотя и не мог самостоятельно пережёвывать пищу.

Беззубый старик из Дманиси D-3444 + D-3900. Источник: Lordkipanidze D., Vekua A., Ferring R. et al. The earliest toothless hominin skull // Nature, 2005, V.434, pp.717—718.
Беззубый старик из Дманиси D-3444 + D-3900. Источник: Lordkipanidze D., Vekua A., Ferring R. et al. The earliest toothless hominin skull // Nature, 2005, V.434, pp.717—718.

Посмотрим на известные скелеты неандертальцев — боже, сколько травм! Жизнь этих людей была полна неприятных неожиданностей. Охота на крупных животных, борьба с хищниками, враждебные столкновения… Рассуждаем чисто логически — за века эти люди просто не могли не выработать каких-то способов врачевания ран, переломов, ушибов. Другое дело, как мы узнаем об этом? В статье о причинах смерти мы уже говорили, что спустя тысячи лет диагностировать можно лишь те заболевания, которые отражаются на скелете. То же самое можно сказать и о способах медпомощи — до нас дойдут лишь действия доисторического лекаря, оставившие следы на костях (правда, как мы увидим далее, есть и ещё кое-что). Что же мы можем изучать? Ампутации, трепанации и манипуляции с зубами — автографы древних дантистов. Пожалуй, ещё залеченные переломы. Вот с них и начнём.

Лечение переломов

Повторю, что неандертальцы являются рекордсменами по числу травм, в частности, переломов — кстати, сросшихся! Между прочим, если не оказать пострадавшему оперативной помощи, перелом может привести к очень серьёзным осложнениям; не дай бог, начнётся кровотечение, пострадавший получает болевой шок, а кость срастается кое-как — останешься калекой на всю недолгую жизнь.

Ключица со следами сросшегося перелома, Крапина (внизу — рентген).
Ключица со следами сросшегося перелома, Крапина (внизу — рентген). Источник

Богатый материал по сломанным костям даёт знаменитый памятник — Крапина в Хорватии. Это ведь целая гора неандертальских останков, почти тысяча костей, возрастом около 130 тысяч лет. Памятник исследовался ещё в начале XX века, и вид костяного крошева — сплошь мелкие фрагменты — навёл учёных на мысль, что в Крапине некогда имело место каннибальское пиршество. Позднее исследователи обратили внимание, что некоторые повреждения на крапинских костях не были смертельными и имеют следы заживления. Хорватский антрополог Зоран Райкович приводит примеры сросшихся переломов из Крапины — левой локтевой кости, ключицы, бедренной кости, рёбер, а также проломленный, но заживший череп. Райкович подчёркивает, что кости — например, ключица — срослись без осложнений, что возможно в случае, если больному были обеспечены неподвижность и уход. Со сломанной ключицей человек вряд ли мог самостоятельно охотиться, травма должна была доставлять ему сильные неудобства в течение минимум двух месяцев. Травма черепа, судя по её характеру, привела к потере сознания, но человек оправился и прожил длительное время.

Как неандертальцы лечили переломы — если лечили! — можно лишь гадать. Накладывали повязки? Мазали мёдом? Прикладывали травы? (Про травы — разговор впереди). Сросшаяся ключица из Крапины является древнейшим — хотя и во многом умозрительным — примером такого рода, так как ближайшие факты на 100 с лишним тысяч лет моложе… К Крапине относится и древнейший случай ампутации — конечно, тоже очень спорный.

Ампутации

Проведение такой непростой операции, как ампутация конечности, требует знаний и серьёзной подготовки. Надо знать, где резать. Всё должно быть сделано быстро — пациент ведь живой! После операции необходимо быстро остановить кровь. Использовали ли древние анестезию? Хотя бы классический способ «успокоения» пациента — удар по голове?

Мы сталкиваемся с традиционной для палеоантропологов проблемой — попробуй-ка отличи преднамеренную операцию от случайной травмы. Как потерял пальцы этот человек? В результате нападения хищника — пальчики остались в пасти тигра? Или, быть может, неудачник попал по руке острым камнем; шёл, упал, очнулся — пальцев нет? А может быть, повреждение посмертное — работа падальщиков; давление осадочных пород; лопата археолога, будь она неладна? Тут на помощь приходят палеопатологи, которые ищут на костях следы заживления — признаки того, что повреждение не посмертное — человек после потери некоторой части себя прожил ещё дни, недели, месяцы или даже годы. По степени заживления можно определить минимальный интервал, прошедший с момента травмы/операции до смерти индивида.

Неизбежно возникает и второй вопрос — если мы докажем, что перед нами намеренная манипуляция, то какова её цель? Она может быть:

- медицинской;
- ритуальной (часть некого обряда);
- или даже физическим наказанием за какой-либо проступок…

Древнейшая ампутация руки, известная из письменного источника, — именно такого рода. 1760 г. до н. э. Закон 218 кодекса Хаммурапи гласит:

Если лекарь сделал человеку тяжёлую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

В сценах, изображённых на стенах храма Рамзеса III в Луксоре (приблизительно 1200 г. до н. э.) и в Карнакском храме (1223—1211 гг. до н.э.), военнопленных считают по количеству отрубленных рук.

Сверху — сросшаяся ключица, снизу — локтевая кость Крапина 180, со следами предположительной ампутации нижнего конца.
Сверху — сросшаяся ключица, снизу — локтевая кость Крапина 180, со следами предположительной ампутации нижнего конца. Источник

Вернёмся в Крапину. Крапина 180 — правая локтевая кость, нижняя треть которой отсутствует. О том, что часть кости «потерялась» при жизни, говорит образовавшаяся костная мозоль — свидетельство длительных процессов регенерации костной ткани. Такое бывает именно при ампутации… Впрочем, другая возможная причина — врождённое отсутствие части руки у бедного калеки. А ещё бывает такая штука — ложный сустав (или псевдоартроз), это осложнение при переломе, когда кость не срастается, а на месте перелома формируется что-то вроде дополнительного сустава, с настоящими суставными поверхностями и т. п. Псевдоартроз может давать картину, похожую на ту, что мы видим в случае Крапины 180. Увы, строго доказать ни одну версию невозможно.

Ещё один неандертальский кандидат на ампутацию — наш старый иракский знакомый, старичок Шанидар 1 (мы его уже вспоминали в статье про причины смерти). Среди длинного списка травм и патологий этого замечательного скелета — потерянная внешняя часть правой плечевой кости. Кость, вообще-то, была сломана в двух местах, и внешний её конец — уплощённый, с обширным обнажением трабекулярной ткани, а также общая атрофия кости — наводят на мысль об ампутации, либо о несросшемся переломе (опять ложный сустав?)… Известный антрополог Эрик Тринкаус высказывает предположение, что рука, действительно, могла быть ампутирована чуть выше локтя, хотя не исключает версию псевдоартоза (просто часть кости могла потеряться уже после смерти неандертальца). По крайней мере, человек прожил после травмы длительное время.

Правая лопатка и плечевая кость Шанидар 1. Источник: Trinkaus, 1982, p. 63.
Правая лопатка и плечевая кость Шанидар 1. Источник: Trinkaus, 1982, p. 63.

Более определённые свидетельства ампутации приходятся на гораздо более поздние эпохи — прыжком через десятки тысяч лет, в мезолит и неолит.

Хорошо сохранившиеся останки пожилого мужчины найдены в 2007 г. на неолитическом памятнике Бютье-Буланкур (70 км к югу от Парижа), их возраст 6900—6700 лет. Сразу было замечено, что часть левого плеча отсутствует, кости предплечья и кисть тоже — при том, что правая рука сохранилась практически полностью, как и весь скелет. На врождённое отсутствие руки не похоже — в этом случае наблюдалось бы утончение кости, а его нет. Ампутация? Рентген и микротомография показали: поверх травмы сформировался новый кортикальный слой. Судя по его толщине, после операции человек прожил от нескольких месяцев до нескольких лет. Признаков инфекционного поражения нет — всё было сделано аккуратно. Дядька не молод; при жизни он потерял все зубы, на позвонках и коленях — многочисленные признаки артроза.

Погребение 416, Бютье-Буланкур, Франция. Источник: Buquet-Marcon 2007, p. 15
Погребение 416, Бютье-Буланкур, Франция. Источник: Buquet-Marcon 2007, p. 15

Сравнение 3-х микротомографий плечевой кости из Погребения 416, Бютье-Буланкур, с микротомографией плечевой кости современного человека. Источник: Buquet-Marcon 2007, p. 15, p. 17.
Сравнение 3-х микротомографий плечевой кости из Погребения 416, Бютье-Буланкур, с микротомографией плечевой кости современного человека. Источник: Buquet-Marcon 2007, p. 15, p. 17.

Что же послужило причиной для операции? Возможно, травма руки. Исследователи полагают, что рука была частично оторвана в результате несчастного случая, и хирург просто завершил ампутацию. Такой вывод сделан, поскольку место для ампутации выбрано не лучшее — проще было бы резать в нескольких сантиметрах от локтевого сочленения, на диафизе — а рубили прямо по блоку сустава. Однако, судя по всему, кость не была полностью сломана. Чтобы провести такую операцию, древний хирург должен был уметь быстро остановить кровь и провести дезинфекцию.

Ещё один пример древнейшей ампутации — правда, судя по всему, ритуальной — погребение женщины из мезолитического памятника Мурзак-Коба (в Крыму). Этот скелет, найденный ещё в 1965 году, находится в коллекции петербургской Кунсткамеры, и недавно его обследовала известный российский антрополог Мария Борисовна Медникова (пользуясь случаем, благодарю Марию Борисовну за предоставленный материал).

Погребение в Мурзак-Кобе — двойное, в нём найдены останки мужчины и женщины в одинаковых позах, с согнутыми левыми руками — вероятно, муж и жена. Уникальная особенность женского скелета — оба мизинца её рук отрублены в симметричных местах. Любопытная травма на черепе, по мнению первооткрывателя, советского палеопатолога Д. Г. Рохлина, является следом «удара тупым оружием».

Мурзак-Коба. Микрофокусные рентгенограммы медиальных фаланг кисти у женщины с признаками ампутации Источник: Медникова 2015, с. 56.
Мурзак-Коба. Микрофокусные рентгенограммы медиальных фаланг кисти у женщины с признаками ампутации Источник: Медникова 2015, с. 56.

Симметричность травм на руках позволяет, во-первых, отбросить версию случайности, а во-вторых, наводит на мысль о ритуале. Ампутированные мизинцы успешно зажили, хотя имело место воспаление, более сильное на правой руке — видимо, ею продолжали пользоваться. Судя по современным этнографическим аналогиям, такой ритуал мог быть знаком траура, например, по умершему ребёнку. А у некоторых австралийских групп, пишет М. Медникова, принято девушкам ампутировать левые мизинцы, поскольку они «мешают наматывать лесу при рыбной ловле». Интересный момент, на который обратил внимание Рохлин, — знаменитые трафареты рук из кроманьонских пещер Гаргас, Эль-Кастильо, Пеш-Мерль, Коске — на этих древнейших изображениях ладоней часто не хватает одного или нескольких пальцев. Ладошки, как правило, маленькие — не женские ли? А может, ампутация пальцев — часть обряда инициации подростков?

Трафареты рук из пещеры Гаргас, Франция. Коллаж.
Трафареты рук из пещеры Гаргас, Франция. Коллаж. Источник

А мне вспоминается фаланга мизинца девочки из Денисовой пещеры… Но не будем предаваться фантазиям. Вернёмся к женщине из Мурзак-Кобы. Вдавленный округлый перелом на черепе женщины Рохлин интерпретировал как палеолитический «наркоз»: ударом по голове женщину лишили сознания, чтобы спокойно оттяпать ей мизинцы. Мария Медникова даёт свою версию: символическая трепанация. О трепанациях и поговорим дальше.

Часть II

Первую часть мы начали с того, что медицинская помощь невозможна без сострадания, и выяснили, что наши ближайшие родственники — шимпанзе — вполне способны на альтруистическое поведение. Судя по ряду находок, уже для наших далёких предков была характерна забота о ближних, ведь иначе сложно объяснить, почему среди останков древних людей встречаются скелеты инвалидов и стариков. Мы рассмотрели некоторые свидетельства того, что наши предки владели навыками лечения переломов и умели проводить ампутации. Теперь черёд за новыми «процедурами».

Трепанации

В 2015 г. М. Медникова исследовала череп женщины из Мурзак-Кобы с помощью микрофокусной рентгенографии. При сильном ударе обязательно были бы радиальные трещины — но их нет, хотя повреждение черепа глубокое. А вот при трепанации (сверлением) остался бы именно такой след.

Между прочим, трепанация — вскрытие черепа — рискованная процедура даже в наши дни. И тем не менее это — древнейшая хирургическая операция, проводимая человеком — по крайней мере, из того, что известно учёным.

Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины. Источник: Медникова 2015, с. 57.
Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины. Источник: Медникова 2015, с. 57.

Ещё во второй половине XIX века древние черепа со следами трепанаций попали в поле зрения археологов. «Сперва американский дипломат Э. Д. Скуайер нашёл древний трепанированный череп в Перу и послал его на экспертизу крупнейшему специалисту того времени — французскому антропологу Полю Брока, — пишет Мария Медникова в своей книге «Трепанации и культ головы». — Позже ещё одна сенсационная находка была сделана уже в самой Франции. Археологи раскопали полтора десятка трепанированных черепов и ещё вырезанные из них пластинки, и не где-нибудь, а в слоях нового каменного века!»

Инкский череп из Куско, с которого началось исследование трепанаций древности. Источник: Медникова 2004, с. 8.
Инкский череп из Куско, с которого началось исследование трепанаций древности. Источник: Медникова 2004, с. 8.

Зачем же древние люди вскрывали друг другу черепа? Мы уже упомянули ритуальные цели. Но явно этим перечень ситуаций не исчерпывался. Трепанировать могли:

- при черепно-мозговых травмах (например, полученных в бою);
- при сильных головных болях (вызываемых повышенным черепным давлением);
- при попытках лечить различные психические заболевания, эпилепсию и т. д.;
- при попытках добиваться от человека различных психических эффектов — например, сделать его более послушным; более агрессивным; «божественно безумным».

Возможно, наблюдения за тем, как после травм головы причудливо меняется поведение человека — натолкнули древних на попытки добиваться подобного эффекта.

У антропологов опять возникают трудности:

- как отличить посмертную трепанацию от прижизненной?
- как отличить трепанацию от следов травм, инфекций и других заболеваний — микоза, костной опухоли, сифилиса, остеопороза и т. п.?

Поскольку трепанация было в древности, видимо, широко распространённой практикой, у антропологов есть богатый материал для исследований. Существовало множество разных методов трепанации:

- скобление;
- круговое прорезание;
- сверление небольших отверстий и прорезание «мостика» между ними;
- вырезание фрагментов прямоугольной формы, с последующим удалением скальпа или без, с вживлением вырезанного фрагмента и т. д.

Использовались сверла, акульи зубы, кремнёвые и обсидиановые ножи, скорлупа кокосовых орехов, раковины.

Трепанированный череп из Перу. Фото предоставлено С. Дробышевским
Трепанированный череп из Перу. Фото предоставлено С. Дробышевским

Трепанированный череп из Перу. Фото предоставлено С. Дробышевским
Трепанированный череп из Перу. Фото предоставлено С. Дробышевским

Огромные коллекции трепанированных черепов пришли из Южной Америки, с территории Перу. Практика трепанаций у древних индейцев появилась ещё в III веке до н.э., но кульминации достигла у инков. Инки добились в этом высочайшего мастерства, о чём говорит то, что более 80% протрепанированных выживало, причём без осложнений, инфекций и т. п. Для сравнения — при аналогичных операциях в Европе XIX в. смертность колебалась от 50% до 100% (!). Пишут, что следы трепанации обнаружены на 16% найденных черепов инков! Число трепанаций на отдельных черепах достигает семи; нередко удалялись крупные куски черепа. Видимо, это было модным делом…

Судя по тому, что значительная часть трепанаций локализована преимущественно на лобной кости слева, трепанации могли проводиться с целью лечения боевых травм. Резали аккуратно, стараясь не задеть мышцы, оболочки мозга и т. д.

Церемониальный нож инков со сценой трепанации на рукояти, Перу. Источник: Ramirez 2010
Церемониальный нож инков со сценой трепанации на рукояти, Перу. Источник: Ramirez 2010

Трепанации «народных хирургов» известны и в современную эпоху — например, этим прославилось кенийское племя кисии, чьи знахари ещё в середине XX в. мастерски трепанировали путём скобления головы, причём безо всякой анестезии и дезинфекции. Так кисии лечат головные боли или травмы. В 1962 году документально зафиксирован пациент, которому провели — барабанная дробь — 35 подобных операций!

Но вернёмся в каменный век. Какие трепанации можно считать древнейшими?

Знаменитый памятник Дольни-Вестонице (верхний палеолит, Моравия, 25—29 тыс. лет назад). Здесь нашли не каких-нибудь пару скелетов, а целую кроманьонскую группу — 31 человек, включая 6 детей. На черепах нескольких мужчин — одинаковые поверхностные повреждения, расположенные сходным образом, справа на лобной кости. Такое сходство говорит о том, что это не случайные травмы, а скорее часть ритуала — глубокое шрамирование. Конечно, речь идёт не о медицинской, а о символической трепанации.

В 2012 году подобный случай древнейшей символической трепанации установлен Марией Медниковой для черепа из Тельмановской стоянки (Костёнки 8, в Воронежской области).

Однако всё это «оперативные вмешательства», скорее всего, отнюдь не медицинского характера. Настоящие трепанации появляются уже в мезолите-неолите.

Вот несколько таких находок.

В 1996 г. скелет исключительно хорошей сохранности найден в Энсишейм (Ensisheim, Эльзас, Франция), в некрополе ранних земледельцев. Пожилой мужчина умер примерно 7100 лет назад. В его черепе красуется… нет, не одно, а целых два крупных отверстия со следами заживления. И это здорово, так как исключает инфекцию, опухоль и десятки иных случайных причин. В данном же случае это почти наверняка трепанация. Семь тысяч лет назад хирург уже умел мастерски вскрывать череп и сделал это даже дважды. Зачем? Мы не знаем. Правда, одно из отверстий зажило лишь частично…

Череп с двумя трепанациями из Энсишейм, Франция. Источник: Alt 1997.
Череп с двумя трепанациями из Энсишейм, Франция. Источник: Alt 1997.

А вот ещё более древний случай, с территории ближнего зарубежья. Могильник Васильевка III открыт в 1955 году (это Днепровские пороги, Украина). Крупное мезолитическое погребение, возрастом — согласно радиоуглеродному анализу — 9300—8220 лет назад. На одном из 23 черепов (хранящихся в уже упоминавшейся Кунсткамере), обнаружено полностью зажившее высверленное отверстие. Судя по следам на черепе, принадлежавшем пожилому мужчине, поводом для операции послужила травма. В результате ушиба мозга и внутреннего кровоизлияния старик страдал сильными головными болями. Как избавиться от мигрени? Выпустить из черепа злых духов, конечно.

Череп аналогичной древности с зажившей трепанацией найден и в могильнике Васильевка II.

Череп с трепанацией из могильника Васильевка II. Источник: Lillie 1998.
Череп с трепанацией из могильника Васильевка II. Источник: Lillie 1998.

Васильевка III. Трепанированный череп и микрофокусная рентгенограмма сквозного дефекта (б). Источник: Медникова 2015, с. 53.
Васильевка III. Трепанированный череп и микрофокусная рентгенограмма сквозного дефекта (б). Источник: Медникова 2015, с. 53.

Стоматология

А теперь о самом сокровенном — о наших зубах. «Зубы у людей болели с древнейших времён» (Капитан О., 2015). А ещё люди издревле обожали ковырять в зубах чем попало.

Почти два миллиона лет назад подросток D2735, чьи останки найдены в Дманиси (Грузия), регулярно пользовался палочкой-зубочисткой, которую с особым рвением всаживал между 1-м и 2-м правыми молярами (об этом говорят горизонтальные бороздки на соответствующих поверхностях этих зубов). Это в итоге привело к развитию воспаления — периодонтита, что хорошо видно на томограмме: между корнем зуба и пластинкой альвеолы образовался зазор. Зуб у парня шатался и болел. Не злоупотребляйте зубочистками, друзья! (см. здесь)

Подобные следы от зубочисток найдены на зубе из Гран Долины (Атапуэрка, Испания) возрастом около миллиона лет и у раннего человека из Омо в Эфиопии (более двух миллионов лет назад!). А уж неандертальцы и кроманьонцы ковырялись в зубах постоянно.

Челюсть из Дманиси: D2735 пользовался зубочисткой. Слева — горизонтальные бороздки на правом нижнем первом моляре. Справа — компьютерная томограмма: зазор между корнем зуба и альвеолой (периодонтит). Источник: Margvelashvili 2013
Челюсть из Дманиси: D2735 пользовался зубочисткой. Слева — горизонтальные бороздки на правом нижнем первом моляре. Справа — компьютерная томограмма: зазор между корнем зуба и альвеолой (периодонтит). Источник: Margvelashvili 2013

В общем, гигиена полости рта имеет миллионолетнюю историю. А что с кариесом? Этот недуг, развитие которого связывают с употреблением вязкой, высокоуглеводной пищи, широко распространился у древних земледельцев.

Судя по историческим источникам, древние египтяне боролись с кариесом уже 5 тысяч лет назад. Греческие врачеватели лечили кариес высверливанием инфицированных полостей в зубах. Есть и более древние свидетельства — пломбы из пчелиного воска (6,5 тыс. лет назад, Словения); и даже сверление зуба с помощью лучкового сверла 9 тысяч лет назад (Пакистан).

В июле 2015 года в журнале Nature опубликована статья, которая отодвигает появление стоматологических навыков ещё на 5 тысяч лет в прошлое, в палеолит!

В 1988 году в Рипаро Виллабруна (Север Италии), в скалистом гроте найдено погребение молодого мужчины. Скелет напрямую датирован радиоуглеродом — молодой человек жил 14 тысяч лет назад. Первоначально отверстие в нижнем правом третьем коренном описали как обычный кариес. Однако недавно этот зуб вновь привлёк внимание исследователей. Антрополог Стефано Бенацци (из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге) заинтересовался полостью в зубе, которую изучили с помощью сканирующего электронного микроскопа — и обнаружили на её внутренней поверхности множество параллельных царапинок. Такие повреждения не могут возникать при жевании — тем более что они встречаются даже в нижней части кариесной полости (а сверху исчезают, видимо, в результате износа зуба). Скорее, бороздки появились в результате круговых движений каким-то твёрдым инструментом. Исследователи предположили, что это результат действий древнего стоматолога, удалявшего поражённую кариесом часть зуба.

Чтобы проверить гипотезу, был поставлен ряд экспериментов: коренные зубы пытались резать костяными, кремнёвыми и деревянными остриями. Как и предполагалось, именно кремнёвое орудие оставило следы наиболее близкой формы (что было подтверждено опытами на 6 зубах. Интересно, чьи зубы использовались?) Надо сказать, что похожие повреждения могут появиться на зубах, если в них зажать что-то — например, кусок мяса — и пытаться резать его. Так делали неандертальцы! Однако вряд ли в таком случае получились бы царапины внутри полости зуба.

Моляр с кариесной полостью из Рипаро Виллабруна. Источник: Oxilia 2015.
Моляр с кариесной полостью из Рипаро Виллабруна. Источник: Oxilia 2015.

Царапины на внутренней поверхности кариесной полости зуба из Венето Доломитес. Сканирующая электронная микроскопия. Источник: Oxilia 2015.
Царапины на внутренней поверхности кариесной полости зуба из Венето Доломитес. Сканирующая электронная микроскопия. Источник: Oxilia 2015.

Древний лекарь действовал с помощью кремнёвого острия. Учитывая, что кариесное поражение, оставшееся в исследуемом зубе, небольшое — лечение возымело эффект.

Газовая масс-спектрометрия даже выявила в полости нечто, что может быть следами восковой пломбы — но материала слишком мало, и исследователи предпочли не делать смелых выводов. Можно только добавить, что, судя по изношенности зуба, после операции человек жил ещё долго и, надеемся, счастливо.

Важно здесь, что, во-первых, зуб не сверлился, а выскабливался. По мнению авторов исследования, такая практика развилась из использования обычных зубочисток. Во-вторых, это значит, что люди озаботились лечением кариеса ещё до появления земледелия. Правда, подобная находка пока что одна. Возможно, данная проблема характерна именно для конкретной группы кроманьонцев, чья пища была богата углеводами.
Не костями/зубами едиными…

Наконец, мы подходим к вопросу: какие источники, помимо скелетных останков, могут рассказать нам о медицинских познаниях людей палеолита? Орудия? Но у древних, скорее всего, не было бормашин и скальпелей, манипуляции проводились теми же кремнёвыми ножами, которыми разделывали свежезабитого мамонта. Что же ещё?

На стоянках неандертальцев нередко находят охру. Охра — древнейший краситель, и обычно полагают, что именно в таких — символических — целях она и использовалась обитателями стоянок. Однако некоторые исследователи выдвигали и иные версии — охра могла применяться как антисептик (см., например, Velo, .I. (1984) Ochre as medicine: A suggestion for the interpretation of the archeological record. Current Anthropology 25, 674). Так охру ещё совсем недавно использовали австралийские аборигены, которые прикладывали её к поражённым местам при воспалениях и кожных болезнях; делали из охры компрессы, мазали царапины. Пишут, что охра благотворно влияет на состояние кожи, может защищать как от солнца, так и от холода. Может быть, в подобных целях охра применялась ещё в среднем палеолите? Но доказать это, увы, крайне трудно.

Погребение Шанидар IV. Источник: Leroi-Gourhan 1975, p. 562.
Погребение Шанидар IV. Источник: Leroi-Gourhan 1975, p. 562.

Подготовка погребения Шанидар IV (реконструкция).
Подготовка погребения Шанидар IV (реконструкция). Источник

Много шума наделал другой случай, который, я уверен, уже вспомнили наши образованные читатели. В который раз в моих публикациях появляется знаменитая иракская пещера Шанидар — что делать, из песни слова не выкинешь. Эта пещера раскапывается с 1953 года, здесь найдены останки десяти неандертальцев — семи взрослых и трёх детей. Вероятно, это намеренное погребение. Возраст останков — 60 тысяч лет.

Один из уникальных аспектов — наличие в одной из могил большого количества цветочной пыльцы. Эта особенность была обнаружена в 1972 году при проведении палинологического анализа образцов грунта из погребения Шанидар IV. Большинство образцов содержали один и тот же набор пыльцы, характерный для этой местности. Однако 2 образца резко выделялись — в них оказалось множество скоплений пыльцы, не менее чем по 100 пыльцевых зёрен в каждом. Такое бывает, если в почву попадают целые цветки. Пыльца, образовавшая скопления, относилась к 7 видам растений — эти цветы и сейчас растут в Ираке.

Могли ли они случайно попасть в пещеру? — задался вопросом один из авторов исследования, археолог Ральф Солецки. Могила находилась в 15 метрах от входа. Ни деятельность птиц или грызунов, ни даже окаменевшие фекалии не могли создать такую картину. В одном из образцов, помимо того, найдено крыло бабочки. Не на могильные цветы ли она прилетела? Солецки интерпретировал находку как часть «эстетического погребального ритуала»: возложение трогательных букетиков на могилу усопшего товарища, либо подстилка из цветов и веток деревьев, на которую уложили покойника. Однако позже исследователи обратили внимание на фармакологические свойства растений, найденных в Шанидаре (впрочем, в 1975 году медицинскую версию высказал и сам Солецки).

Фрагмент Крыла бабочки из Шанидар IV (образец грунта 313). Увеличено в 400 раз. Источник: Leroi-Gourhan 1975, p. 563.
Фрагмент Крыла бабочки из Шанидар IV (образец грунта 313). Увеличено в 400 раз. Источник: Leroi-Gourhan 1975, p. 563.

В статье 1991 г. Ян Лиетава подробно рассматривает этот вопрос. Вот растения, чья пыльца попала в могилу: тысячелистник, василёк летний, крестовник, мускари, хвойник безлистный, алтей. Все эти растения известны своими лекарственными свойствами и давно используются в народной медицине.

О свойстве тысячелистника заживлять раны писал ещё Гомер. Василёк летний, по свидетельству Плиния, использовал в качестве антисептика сам кентавр Хирон. Некоторые виды рода крестовник используются для лечения травм у индейцев. Хвойник применяется в китайской народной медицине как средство против кашля, жаропонижающее и противовоспалительное. Кроме того, он содержит эфедрин и может использоваться как стимулятор. Алтей широко известен в медицине со времён Гиппократа.

Знание этих трав помогло бы врачевателю каменного века залечивать раны, которые были частыми у неандертальцев. Итак, вполне возможно, что выбор данных растений обусловлен не эстетическим чувством, а их лечебными свойствами. Правда, почему лекарственные растения оказались в могиле? Неандертальцы лечили покойника? Все-таки без привлечения ритуала объяснение повисает в воздухе…

Знание прошлого ограничено скудным набором фактов, дошедших до наших дней. Мы видим некий срез реальности, а скорее даже отдалённое эхо, затухающий отголосок, отражение отражения. Что осталось за пределами нашего знания, что пока ускользает? Владели ли древние мастерством мануальной терапии или массажа? Ставили ли больному глиняные банки и горчичники? Кололи ли кремнёвыми иглами? Собирались ли на сеансы психотерапии вокруг костра? Кости молчат. Но, быть может, специалисты изобретут ещё более изощрённые методы — и кости заговорят сухим медицинским языком? Впрочем, что-то я размечтался. С утра першит в горле. Пойду-ка я лучше в аптеку, куплю алтейки — чем я хуже неандертальцев из Шанидара?

Литература:

- Alt, Kurt W. et al. Evidence for stone age cranial surgery // Nature, Vol. 387, 22 may 1997, p. 360.
- Buquet-Marcon, Cecile; Charlier, Philippe & Samzun, Anaick. The oldest amputation on a Neolithic human skeleton in France // Nature Precedings : hdl:10101/npre.2007.1278.1 : Posted 29 Oct 2007
- Lietava, Jan. Medicinal plants in a Middle Paleolithic grave Shanidar IV? // Journul of Ethnopharmucology. 35 (1992) 263-266
- Leroi-Guurhan, Arlette. The Flowers Found with Shanidar IV, a Neanderthal Burial in Iraq // SCIENCE, VOL. 190, 7 NOVEMBER 1975, pp. 562—564.
- Lillie, Malcolm C. Cranial surgery dates back to Mesolithic // Nature, Vol. 391, 26 February 1998, p. 854.
- Margvelashvili, Ann et. al. Tooth wear and dentoalveolar remodeling are key factors of morphological variation in the Dmanisi mandibles // PNAS October 7, 2013 http://www.pnas.org/content/early/2013/10/02/1316052110.abstract
- Oxilia, Gregorio et al. Earliest evidence of dental caries manipulation in the Late Upper Palaeolithic // Nature, Scientific Reports 5, Article number: 12150 (2015), 10 March 2015
- Robinson, K. P. Historical aspects of amputation // Annals of the Royal College of Surgeons of England (1991) vol. 73, 134—136.
- Solecki, Ralph S. Shanidar IV, a Neanderthal Flower Burial in Northern Iraq // SCIENCE, VOL. 190, 28 November1975, p. 880—881.
- Trinkaus, Erik & Zimmerman M.R. Trauma Among the Shanidar Neandertals // American Journal Of Physical Anthropology 57:61—76(1982)
- Медникова М. Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. Москва, «Алетейа», 2004.
- Медникова М. Б., Моисеев В. Г., Хартанович В. И. Обряды перехода в каменном веке по данным физической антропологии // Краткие сообщения Института археологии, 2015 г., выпуск 237, с. 50.
- Ramirez, Pedro Miguel; Berti, Aldo F.; Santillan, Alejandro. Evolution of Neurosurgery and Neurosurgical Centers in Ancient Peru // Annual Meeting A Celebration 60 years of Neurosurgery. October 16—21, 2010
- Вааль де Ф. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов. М., «Альпина-нон-фикшн», 2014
- Гудолл Джейн. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г.

Александр Соколов.
Комментарии: 0