Scisne?

Черта оседлости

Комментарии: 0
Возникновение черты оседлости

В 1794 году Российская империя, Королевство Пруссия и Австро-Венгерская империя завершили раздел бывшего Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Приобретения России тогда были огромными: управляемая Екатериной II страна получила в своё распоряжение исторические земли Литвы, Белоруссии и Украины.

На отошедших Российской империи территориях ещё в середине 16-го века проживала половина всех евреев мира. К моменту раздела Речи Посполитой их число увеличилось вдвое, превысив миллион человек и составив 10% от всего населения Польши. Особенно высокая популяция евреев — более двухсот тысяч — тогда наблюдалась в губерниях, окружавших Гродно и Вильно (современный Вильнюс).

За три года до включения в состав России областей с большой частью еврейского населения Екатерина II выпустила указ о даровании евреям права заниматься торговлей и производством (например винокурением и пивоварением). При этом регионы, на которые распространялись предоставленные российской короной послабления, были жёстко ограничены.

Восточная граница выделенной для евреев территории, позднее получившей название «черта оседлости», простиралась от Балтийского до Чёрного моря вдоль Псковской, Смоленской, Орловской, Курской и Харьковской губерний.
Восточная граница выделенной для евреев территории, позднее получившей название «черта оседлости», простиралась от Балтийского до Чёрного моря вдоль Псковской, Смоленской, Орловской, Курской и Харьковской губерний.

Отношение к евреям в России никогда не было благожелательным. Петру I приписывают высказывание о том, что он бы пожелал видеть у себя в стране «лучше народов магометанской [мусульманской] и языческой веры, нежели жидов», которых он считал плутами и обманщиками. Николай I сравнивал евреев с надувающимися кровью пиявками, которые «высасывают незадачливые сии [юго-западные] провинции до полнейшего истощения».

Интеллигенция Российской империи не была о «лицах иудейского вероисповедания» отличного мнения. Льву Толстому часто приписывают авторство эссе «Что такое еврей?», в котором он якобы использовал эпитеты «святое существо», «первооткрыватель культуры», «олицетворение вечности». Согласно эмигрантскому журналу «Рассвет», это эссе было написано неким Г. Гутманом спустя четыре года после смерти писателя.

Наибольшую нелюбовь к евреям среди жителей России 19-го века испытывали жители тех юго-западных губерний, которые были присоединены после раздела Речи Посполитой. В этих регионах численность еврейского населения не только не уменьшалась, но и увеличивалась благодаря географическим ограничениям. До определённого времени подобная ограниченность шла на пользу культуре евреев России, которая смогла лучше сохраниться благодаря близкому проживанию её носителей.

Русские погромы в еврейской черте оседлости

С 1821 года в прилегающих к Одессе районах начали происходить регулярные погромы еврейских кварталов и поселений. Изначально их устраивали проживавшие там греки, однако ситуация качественно изменилась в 1881 году после убийства императора Александра II: в Черниговской губернии, неизвестными был пущен слух о том, что именно евреи убили освободителя российского крестьянства. Погромщикам даже была выдана бумага, освобождавшая их от ответственности за возможные преступления.

В погромах, захлестнувших территорию черты оседлости после 1881 года, принимали участие мещане, крестьяне и деклассированные элементы. В течение двух лет они ранили около двух тысяч евреев и убили нескольких из них (в том числе семилетнего мальчика, отказавшегося осенить себя крестным знамением), параллельно изнасиловав несколько сотен женщин.

До середины 1882 года погромы продолжались почти без вмешательства властей. В редких случаях погромщиков разгоняли обеспечивавшие правопорядок солдаты. Более того, в высших правительственных кругах империи бытовало мнение о том, что евреи сами виноваты в погромах, которые возникли из-за «некоторых видов экономической деятельности».

Нападение на евреев в Киеве в присутствии военных.
Нападение на евреев в Киеве в присутствии военных.

Для снижения градуса насилия «лицам иудейского вероисповедания» было запрещено жить в сельской местности. Из-за этого они начали переезжать в города. Согласно переписи 1897 года, население четвёртого по величине города и второго по грузообороту порта страны —Одессы — на треть состояло из представителей еврейской диаспоры. Аналогичная ситуация была и в Екатеринославе (современный Днепр), в котором евреи составляли более 36% от всех жителей.

В мае 1882 министром внутренних дел Российской империи стал граф Дмитрий Толстой, выступивший как решительный противник погромов. Он возложил ответственность за обеспечение правопорядка в губерниях на местное начальство, после чего массовые беспорядки стали возникать гораздо реже. В течение года масштабные погромы прекратились — почти на двадцать лет.

После подписания Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года об учреждении Государственной думы в 660 населённых пунктах снова начались масштабные погромы, связанные с участием еврейской молодёжи в антиправительственных выступлениях. Хотя исследователи и отмечают, что жертвами беспорядков становились любые люди, которых погромщики относили к демократам, больше всего погибших тогда было среди евреев — более 800 человек.

Еврейские погромы в Одессе в 1905 году
Еврейские погромы в Одессе в 1905 году.

Холокост евреев и уничтожение черты

2 апреля 1917 года указом Временного правительства были отменены ограничения на расселение евреев по территории молодой Российской республики. Ещё спустя год значительная часть территорий бывшей черты оседлости вошли в состав восстановленной Польской республики. Через двадцать лет количество евреев на них сравняется с показателями старой Речи Посполитой, составив десять процентов населения.

Несмотря на последствия Первой мировой и Гражданских войн, еврейское население советской части территорий, которые раньше входили в черту оседлости, снова начало интенсивно расти по мере того, как люди возвращались в родные места. К 1939 году евреи стали вторым после русских национальным меньшинством Украинской ССР и составили почти половину от всего городского населения Белорусской ССР.

В 1939 году войска нацистской Германии оккупировали Польшу, а ещё через два года — территории Украины и Белоруссии. Там они начали проводить политику отчуждения еврейского населения. Реализована она была через создание этнического гетто в Варшаве, население которого в течение четырёх последующих лет из-за голода и бунтов уменьшилось в десять раз.

Позднее нацисты начали уничтожать проживавших на территории бывшей черты оседлости евреев. Только в трёх самых известных «лагерях смерти», созданных на территории Польши — Освенциме, Треблинке и Собиборе — было убито по меньшей мере полтора миллиона человек. Ещё 150 тысяч человек были убиты в находящемся возле Киева урочище Бабий Яр.

Подготовка советских евреев к расстрелу в Бабьем Яру
Подготовка советских евреев к расстрелу в Бабьем Яру

После окончания Второй мировой войны многие советские евреи отказались приезжать на выжженные территории, которые раньше считали своим домом. Одни остались жить там, где они пережидали эвакуацию, другие уезжали в созданное в 1948 году еврейское государство Израиль. Ещё несколько волн эмиграции последовали после распада Советского союза в 1991 году.

Сегодня территория, на которой в 16-м веке находились самая большие еврейские диаспоры планеты, поделена между шестью странами: Польшей, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией и Эстонией. Там проживает около 130 тысяч евреев — меньше 1% от мировой численности.

При создании исторической справки использованы материалы Атласа истории еврейского народа и Краткой еврейской энциклопедии.
Комментарии: 0