Scisne?

Мощи святых

Комментарии: 5

В каждом гробу есть будильник, и поставлен он на день Страшного суда.
(Рамон Гомес де ла Серна)


Скелет украшенный драгоценными камнями в католическом храме
Скелет украшенный драгоценными камнями в католическом храме

Мо́щи (лат. reliquiae) — останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания в Православной и Католической церквях.

Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мертвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, в надежде на грядущее воскрешение верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание и сохранить в целости тела единоверцев, а места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение.

В конце III — начале IV веков встречаются критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей, называвших такую практику уступкой языческим нравам. Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор (393—419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей» и «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических» должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием». Также Собор постановил совершать память мучеников там, где «есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания».

Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей)
Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей)

Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, брандеум, миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями. Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон. Такой воскомастикой была написана Влахернская икона, почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь.

Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка, хранящиеся в Венеции, были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.


Поклонение мощам

В работе профессора МДА И.В. Попова «О почитании святых мощей», опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» (№1, 1997 г.) приводятся три причины, по которым православные должны почитать святые мощи.

Итак, по мнению профессора «останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам». Правда, в этом отношении, житии некоторых святых не всегда являются хорошим примером. Скажем, жизнь св. Александра Невского вовсе не кажется слишком уж праведной и достойной подражания. То же самое можно сказать и о ряде других «святых»: преподобный Иосиф Волоцкий, например, призывал в свое время к жесточайшим казням еретиков, которые отошли от «истинно правильного» учения православной веры.

Во-вторых, как пишет И.В. Попов: «Наряду с нравственно-назидательным почитанием мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое». Также он утверждает, что мощи святых являются «залогом» участия «небожителей» в молитвах, поскольку «в молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно - состоящее из людей, другое - из небожителей» (со ссылкой на слова одного из отцов церкви Оригена). Таким образом, именно поэтому «древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию (Причастие) на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства». А, когда гонения на христиан чудесным образом ослабевали, верующие поскорее стремились воздвигнуть на месте погребения праведника усыпальницу. По правилам VII Вселенского собора (787 год) строить церкви без «полагания мощей» было запрещено. Нарушителей же предписывалось отлучать от церкви. Правило это неизменно соблюдается в православных храмах, кстати, и по сей день. Частицы мощей зашивают в специальный шелковый или льняной плат, покрывающий престол.

В-третьих, согласно богословской интерпретации необходимости поклонения мощам, еще одним основанием «служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил».


Святые отцы о мощах

Антоний Новгородец: «...Есть монастырь святого пророка Илии и в нем церковь, и в ней мощей святых множество, и на праздник по всей церкви поставляют столы и на них возлагают мощи святых».

Кирилл Иерусалимский: «Есть некая животворная и спасительная сила в телах праведников, когда мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям».

Иоанн Златоуст: «Бог для того и даровал нам останки святых, дабы руководить нас к подобной ревности, дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отовсюду нас окружающих».

Святой Иоанн Дамаскин: «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное... Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою».

Ефрем Сирин: «Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса».

Исидор Пелусиот: «Если тебе неприятно, что мы почитаем прах тел мученических, спроси тех, которые от них прияли здравие, и познай, сколько болезней они уврачевали».

Иоанн Златоуст: «Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отвсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда».

Иоанн Златоуст: «Тела святых ограждают город лучше всякой твердыни и, подобно высоким скалам, зримым отовсюду, не только отражают нападения видимых врагов, но и все козни и наветы демонов разрушают столь же легко, как сильный муж разрушает забавы детей. Подлинно все человеческие средства, употребляемые для охранения жителей, как то: стены, рвы, оружия, война и прочее, враг может преодолеть другими, еще сильнейшими средствами. Но если город защищен телами святых, то, сколько бы ни ухитрялись неприятели, не могут противопоставить им ничего равносильного».

Иоанн Златоуст: «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища, и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».


Наглядные примеры

Одна из голов Иоанна Крестителя
Одна из голов Иоанна Крестителя

Голова Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи), отсечённая по приказу Ирода Антипы из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Одна из наиболее почитаемых святынь христианского мира. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Праздник отмечается 29 августа (11 сентября). В честь обретения этой части мощей установлены православные праздники обретения головы Иоанна Предтечи. Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 24 февраля (8 марта). 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение головы.


Рака с мощами святого Спиридона Тримифунтского
Рака с мощами святого Спиридона Тримифунтского

Родился Святитель Спиридон на острове Кипр в деревне Аския. Как свидетельствуют жития, с детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду — в кротости, Иакову — в сердечной доброте, Аврааму — в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

После смерти жены, в царствование Константина Великого (324—337) и его сына Констанция (337—361), святой Спиридон был избран епископом кипрского города Тримифунта. В его лице паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя Спиридона, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

По церковному преданию, святитель Спиридон совершил множество чудес. Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: «Господи, помилуй». Святитель исцелил тяжёлобольного императора Констанция; оживил свою умершую дочь Ирину для того, чтобы она рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение одной знатной дамой, после чего душа Ирины снова покинула тело.

Рука святого Спиридона Тримифунтского, возвращенная католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви
Рука святого Спиридона Тримифунтского, возвращенная католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви

В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году — на остров Корфу в Ионическом море (греч. название острова — Керкира). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени. Десная (правая) рука некоторое время находилась в Риме. В 1984 году десница была возвращена из Рима на Корфу и в настоящее время хранится в серебряном ковчежце вместе с остальными мощами. Нетленные мощи дважды в день открывают для обозрения верующим. Существует поверие, что святитель Спиридон ходит по миру и помогает людям, при этом его башмачки «изнашиваются». Раз в год мощи переобувают, а башмачки дарят. Один из башмачков принесен в дар московскому Даниловому монастырю. Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.

Крестный ход с мощами святого Спиридона (г. Керкира, о. Корфу)
Крестный ход с мощами святого Спиридона Тримифунтского (г. Керкира, о. Корфу)

В дни праздников мощи Святителя вынимают из серебряной раки и полагают в иной саркофаг, где они стоят вертикально, а когда вновь возвращают в раку, они принимают прежнее положение. Саркофаг с мощами Святого на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным золототканым балдахином. Перед святыми мощами следуют архиереи, духовенство всех чинов, хор, военные духовые оркестры, свещеносцы в парадных одеяниях, с толстыми свечами диаметром более 15 сантиметров. Их несут в специальных портупеях, перекинутых через плечо. Над городом плывет колокольный звон, звучат марши духовых оркестров, церковные песнопения. По обеим сторонам улицы стоит плотными рядами народ. На пути следования бывают остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, выходят на середину мостовой впереди крестного хода и ложатся на спину, лицом вверх, рядом кладут своих детей, чтобы нетленные мощи святителя Спиридона в ковчеге пронесли над ними.

Рука святого Спиридона Тримифунтского прибыла в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Донецка (Украина)

Рука святого Спиридона Тримифунтского прибыла в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Донецка (Украина)

Рука святого Спиридона Тримифунтского прибыла в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Донецка (Украина)

Рука святого Спиридона Тримифунтского прибыла в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Донецка (Украина)
Рука святого Спиридона Тримифунтского прибыла в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Донецка (Украина)

Рука святой Екатерины
Рука святой Екатерины

Родилась Екатерина в Александрии в 287 году. Приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века за неделание отказаться от христианства.

После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.

В алтаре монастырского кафоликона, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

В Германии хранятся две частицы мощей великомученицы Екатерины: в церковном музее г. Фульда (часовня 14 святых помощников) и в Немецком музее холодного оружия г. Золинген (Грефрат). В Золингене рядом с частицей мощей помещена колба с миром от этой частицы мощей.


Рука святого великомученика Никиты Готского
Рука святого великомученика Никиты Готского

Еще одна рука (вероятно, ее часть) того же святого Никиты Готского
Еще одна рука (вероятно, ее часть) того же святого Никиты Готского

Никита Готский Проповедовал идеи христианства среди готфов (язычники), за что и был сожжен заживо в 372 г.


Голова (вернее, кусок черепа) святого Иоанна Кассиана
Голова (вернее, кусок черепа) святого Иоанна Кассиана

Родом из Марселя (по другой версии — из Добруджи), он прибыл в Палестину и в Вифлеемском монастыре принял монашество. С 390 около десяти лет провёл в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Около 400 прибыл в Константинополь и святителем Иоанном Златоустом был посвящён в диаконы. В 405 отправлен Константинопольской Церковью в Рим искать защиты для святителя Иоанна Златоуста. Затем поселился в Марселе. Был рукоположён во пресвитера. Основал в Марселе два монастыря — мужской и женский, по типу египетских монастырей.


Челюсть святого Григория Нисского
Челюсть святого Григория Нисского

Григорий Нисский (греч. Γρηγόριος Νύσσης, лат. Gregorius Nyssenus; ок. 335 — после 394) — богослов, епископ Ниссы и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Сестрой Григория была преподобная Макрина. Григорий Нисский почитается Православной церковью в лике святителей (память 10 января по юлианскому календарю) и Римской католической церковью (память 9 марта). Последним известием о жизни Григория было его участие в Константинопольском соборе (394 г.). Откуда взялась челюсть святого – загадка.


Череп святого князя Вацлава Чешского
Череп святого князя Вацлава Чешского

Святой Вацлав (907 – 935 или 936) – чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными (под именем Вячеслава), патрон Чехии. Правил с 924 по 935 или 936 г. Сын князя Вратислава и язычницы Драгомиры. В 13 лет оставшись без отца, Вацлав был воспитан своей бабушкой (матерью отца), св. Людмилой, в христианской вере. Из святых мощей сохранился череп князя, который до сих является особо популярной реликвией не только в Чехии.


Мощи преподобного Спиридона, просфорника Печерского

Десница преподобного Спиридона, просфорника Печерского
Мощи преподобного Спиридона, просфорника Печерского

Пришел в монастырь при игумене Пимене (1132-1141) уже немолодым человеком. Вместе с прп. Никодимом 30 лет исполняли свое послушание - пекли просфоры, сопровождая свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов. Еще при жизни преподобный Спиридон был прославляем от Бога чудесами. Известен случай, когда он потушил мантией загоревшуюся пекарню: огонь погас, а мантия осталась целой. Мощи его находятся в Антониевой пещере.


Мощи святой Параскевы
Мощи святой Параскевы

Cвятая Параскева – византийская аскетница XI в., особенно почитаемая в Балканских странах. Родилась в городе Епиват (ныне Сербия) неподалёку от Константинополя. Провела годы в отшельничестве в пустыне в Иорданской долине. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой, где и скончалась. Во время крестовых походов мощи перенесены из Эпибаты в Румынию, город Яссы, кафедральный собор, где и хранятся по сей день.


Святая Екатерина Болонская
Святая Екатерина Болонская

Екатерина Болонская (1413-1463) – в 13 лет стала членом общины женщин-терциарок ордена св. Франциска в Ферраре. Ей поручили работать в пекарне, спустя годы ей поручили сперва руководить духовной жизнью послушниц, а затем и организацией нового монастыря с особо суровым уставом в Болонье. Прославилась среди монахинь многочисленными видениями (особенно одним, когда в Рождество ей явилась богородица и положила на руки спеленутого младенца). В часовне монастыря по сей день хранятся ее нетленные останки (тело в богатом облачении было не положено в гроб, а посажено в кресло и помещено в стеклянный саркофаг). Признана святой в 1492 г.


Мощи преподобного Александра Свирского (Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь)

Мощи преподобного Александра Свирского (Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь)

Мощи преподобного Александра Свирского (Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь)

Мощи преподобного Александра Свирского (Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь)
Мощи преподобного Александра Свирского (Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь)

Родился Александр Свирский в приладожском селе Мандеры (Сермакса), на правом берегу реки Ояти, притока реки Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря, в семье крестьян Стефана и Вассы, которые впоследствии также приняли монашеский постриг. Согласно житию, мать долго молила Бога о рождении ребёнка и родила сына после многих лет бесплодия.

В 19 лет Амос тайно ушёл на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр. Удалившись на уединённый остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.

Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привёл к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вёл суровую жизнь.


Святой Винсент де Поль
Святой Винсент де Поль

Св. Винсент де Поль (1581-1660) родился в бедной крестьянской семье в одном из самых нищих регионов Франции. Занимался миссионерской подготовкой молодых священников, а также улучшением образования клира. Скончался в 1660 г. в Париже. Тело Винсента было обнаружено спустя 50 лет после его смерти «нетленным». В Париже хранится и «нетленное» сердце де Поля. Папа Бенедикт XIII провозгласил Винсента блаженным 13 августа 1729 г., а Климент XII канонизировал его 16 июня 1737 г.


Святой Герасим Кефалонийский

Святой Герасим Кефалонийский

Святой Герасим Кефалонийский
Святой Герасим Кефалонийский

Есть на острове Кефалон монастырь, называемый Новым Иерусалимом. Основан он был святым Герасимом Кефалонийским. Собственно, главной достопримечательностью монастыря и являются мощи его основателя, найденые, по преданию, в 1581 г. нетленными. Уже с детских лет жителей острова учат с особым почтением относиться к высохшей мумии с золотым крестом на шее, именуемой святым Герасимом…

Один раз в год, в день памяти святого Герасима, его мощи переносят из малой церкви в собор, где ставят вертикально во весь рост. Любой желающий может подойти к высокому стеклянному гробу, просунуть голову в небольшое отверстие и поцеловать «нетленные останки».

Процессия с мощами святого Герасима (документальная съёмка 1961 года)


Нетленные мощи святой Бернадетты Субиру в реликварии в капелле св. Бернадетты в Невере
Нетленные мощи святой Бернадетты Субиру в реликварии в капелле св. Бернадетты в Невере

Мария Бернарда, или как её называли, Бернадетта, была старшей из пяти детей семьи, выживших в детстве. Её отец был мельником, а мать прачкой. Семья была чрезвычайно бедной, девочка не получила никакого образования, в 12 лет она начала работать служанкой. 11 февраля 1858 года Бернадетта собирала дрова и кости для старьёвщицы неподалёку от Лурда, когда вдруг заметила, что находящийся рядом грот озарён светом, а куст шиповника у входа колышется, как будто от ветра. В освещённом гроте Бернадетта увидела, как она говорила впоследствии «что-то белое, похожее на барышню».

В последующие несколько месяцев вплоть до 16 июля Бернадетта ещё 17 раз лицезрела видение в гроте. Во время одиннадцати явлений являвшаяся Бернадетте фигура не говорила ничего, потом она, по словам Бернадетты, призвала к покаянию и молитве за грешников и велела построить на месте явлений часовню. В ответ на настойчивые просьбы девочки назвать своё имя «барышня», как её называла Бернадетта, ответила «Я — Непорочное Зачатие». Ответ привёл в недоумение местного священника, поскольку, как он полагал, неграмотная девочка с трудом знавшая даже основы веры, не могла знать о провозглашённом за четыре года до этого папой Пием IX Догмате о Непорочном зачатии Девы Марии.

По велению явившегося образа Бернадетта на глазах свидетелей ела траву и пила грязную воду в углу грота, как символ покаяния за обращение грешников. В углу грота впоследствии открылся мощный родник с чистой водой, который почитается в Католической церкви, как исцеляющий.

Тело святой Бернадетты эксгумировалось трижды. В первый раз это было сделано в 1909 году, останки найдены нетленными, что послужило дополнительным аргументом для канонизации. Второй раз тело было эксгумировано в 1919, а третий в 1925 году, после чего её мощи были помещены в реликварий в капелле св. Бернадетты в Невере.


Мощи Григория Декаполита
Мощи Григория Декаполита

Родился Григорий Декаполит в городе Иринополь (исаврийская область Декаполь) в бедной семье. Мать отличалась особым благочестием, брат избрал монашескую жизнь. Получив начальное образование, стал разнорабочим. Родители попытались принудить юношу к женитьбе, однако тот бежал из дома. 14 лет прожил в монастыре. Всю свою последующую жизнь он провел в странствиях: был в Константинополе, Риме, Коринфе. Затем вернулся в Фессалонику, в монастырь святого Мины, где прожил три года. Активно противостоял иконоборчеству. Незадолго до кончины попросил, чтобы его перенесли на гору Олимп, где он и скончался.


Мощи сербского принца Лазаря
Мощи сербского принца Лазаря

Мощи Сербского епископа Николая (он же Велимирович)
Мощи Сербского епископа Николая (он же Велимирович)

Мощи святителя Иннокентия
Мощи святителя Иннокентия

Епископ Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий или Кульчинский; 1680 или 1682, Черниговская губерния — 27 ноября 1731 под Иркутском) — епископ Православной Российской Церкви; с 15 января 1727 года Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири (бывшие до него Иркутские епископы имели статус викариев Тобольской митрополии). Прославлен Российской Церковью в лике святых 1 декабря 1804 года


Головы трех православных христиан, убитых в коммунистические годы в Румынии. Черепа расписаны причудливым орнаментом

Головы трех православных христиан, убитых в коммунистические годы в Румынии. Черепа расписаны причудливым орнаментом
Головы трех православных христиан, убитых в коммунистические годы в Румынии. Черепа расписаны причудливым орнаментом

Мощи Иоанна Русского
Мощи Иоанна Русского

Родился около 1690 года в Малороссии. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов.

После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии (вероятно, сипахов). В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.

Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп. Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.


Голова Силуана Афонского
Голова Силуана Афонского

Родился Силуан Афонский в семье крестьян Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Желал поступить в Киево-Печерскую Лавру, но родитель настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге. Приехал на Афон осенью 1892 года, где поступил в Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию, в 1911 — в схиму с именем Силуан. Послушания проходил на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике, в Экономии.


Мощи архиепископа Григория II

Мощи архиепископа Григория II Мощи архиепископа Григория II

Архиепископ Григорий II (в миру — Григо́риос Манято́пулос (греч. Γρηγόριος Μανιατόπουλος); 22 декабря 1912, село Будза близ Смирны, Малая Азия (ныне Измир, Турция) — 11 сентября 1973 Афины, Греция) — иерарх Иерусалимской православной церкви, предстоятель автономной Синайской православной церкви с титулом Архиепи́скоп Сина́йский, Фара́нский и Раи́фский.


Мощи святого Иоанна Максимовича

Мощи святого Иоанна Максимовича
Мощи святого Иоанна Максимовича

Архиепископ Иоанн (он же Михаил Борисович Максимович). Родился в 1896 г. в селе Адамовка Харьковской губернии. Епископ РПЦЗ, архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Скончался в Сиэтле 2 июля 1966 г. во время молитвы в своей келье. После его кончины многие верующие письменно подтвердили факты чудес, которые были совершены по молитве владыки Иоанна, в результате чего 2 июля 1994 г. был признан святым РПЦЗ. Останки архиепископа были выставлены для поклонения верующим.


Мощи Падре Пио
Мощи Падре Пио

Падре Пио, он же Франческо Форджионе, родился 25 мая 1887 года в простой крестьянской семье на юге Италии. В 1916 году он поселился в монастыре в Сан Джованни Ротондо, в котором прожил до самой своей смерти. Главным событием в его жизни стало создание в 1956 году большой больницы «Дома облегчения страдания». В 1968 году падре Пио скончался. Беатифицированный в 2002 году, Пио известен многими чудесами, которые он совершил при жизни, а также тем, что удостоился стигматов – ран на руках, которые напоминают раны распятого Иисуса.

Со дня его смерти прошло сорок лет, и, согласно установленной в таких случаях процедуре, святой должен быть эксгумирован, а его мощи – выставлены для поклонения верующим. Пий Петрельчинский, или падре Пио, один из самых почитаемых католических святых, был эксгумирован 3 марта. Эксгумация состоялась во время трехчасовой службы. Тело капуцинского монаха, умершего 40 лет назад в возрасте 81 года, было забальзамировано и с 24 апреля выставлено на всеобщее обозрение в прозрачном гробу. По заявлению церкви, тело святого, особенно руки, находится в хорошем состоянии.


Мироточивые главы в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры

Мироточивые главы в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры
Мироточивые главы в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры

Мироточивые главы — древняя и чтимая святыня лаврских пещер, о которой повествует Печерский Патерик: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром… Эти главы, вопреки естества источающие не простое миро, но исцеляющее, показывают святость и благодать, действующую в угодниках Божиих…».

В советское время, когда монастырь был закрыт, святые главы прекратили мироточить. Сотрудники атеистического музея обвинили «служителей культа» в фальсификации этого чуда. В 1988 году, когда монастырь был открыт, мироточение возобновилось.

Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, бывший в то время наместником Лавры, так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: «Отец Наместник, виноват, не досмотрел!» — «Что такое?» — «Да, вот, — объясняет, — убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!» Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. «Пошли», — говорю. Захожу в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо — невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты — наша Игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро!»


Рука Иоанна-Хризостома
Рука Иоанна-Хризостома

Иоанн-Хризостом Блашкевич, (в миру Василий Николаевич Блашкевич) (27 января 1915 года, Белый Тверская губерния — 3 октября 1981 года, Нидеральтайх, Германия) — выпускник Московского института иностранных языков (1936—1941), был сельским учителем в Смоленской области. Во время Второй мировой войны дезертировал, служил военным переводчиком у фашистов. В 1944 году в Польше принял католичество. В 1946 году поступил в монастырь бенедиктинцев Нидеральтайх, где в 1947 году принял монашеский постриг. В 1947—1951 годах получил философское и богословское образование в университете Пассау, в 1951 году — 1954 году учался в Руссикуме в Риме. В 1952 году рукоположен в сан диакона, в том же году в сан священника византийского обряда. Служил в Русском апостолате в Зарубежье, продолжающем традиции русского синодального обряда. С 1979 года — архимандрит.


Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре
Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре

Обретение мощей

Обретение мощей
Обретение мощей

Поклонение мощам

Поклонение мощам

Поклонение мощам

Поклонение мощам

Поклонение мощам

Масло от святых мощей преподобного Серафима Саровского

Сухарики освященный на мощах Святителя Николая

Комментарии: 5