Scisne?

Даат Эмет. Выпуск №7. Представлений еврейских мудрецов о женской анатомии. Нечистота менструирующей женщины

Комментарии: 1
Обсуждение ошибочных представлений еврейских мудрецов о женской анатомии, породивших их тривиально ошибочные постановления о нечистоте менструирующей женщины (законы о ниде).

Выпуск, где читатель обнаружит, что тот, кто верой и правдой жаждет познаний и проверяет законы ниды и кровотечения на основании научных источников, удостоится знания истины, каковое и будет навеки его уделом.

И к жене во время отлучения в нечистоте её не приближайся, чтоб открыть наготу её
(Левит, 18:19)
Она как гадюка, умерщвляющая взглядом. И уж тем паче худо будет тому, кто возляжет с нею, ибо зло её есть зло заразное… нечистота её запомнится навеки, ибо она подобна гаду ползучему, или прокажённому, самое тело коих суть нечистота
(Нахманид)
Сколько ошибок было допущено в hалахе по поводу женского менструального цикла! Сколько зла это причинило женщинам и сколько страданий – мужчинам! Ведь ни один из многочисленных законов, касающихся нечистоты ниды – женской менструации – не имеет реального, физического обоснования. Все эти постановления были приняты вследствие невежественности мудрецов в вопросах менструального цикла и овуляции и были результатом суеверий, перенятых у других племён.

Волей Господа, мы издаём очередной выпуск Знания Истины – выпуск №7, посвящённый теме нечистоты ниды и невежеству мудрецов, ранних и поздних комментаторов во всём, что касается женской анатомии.

Система постановлений, превращающих женщину в предмет унижения, отчуждения и бойкота (само понятие нида происходит от слова нидуй – бойкот, остракизм) во время месячных, называется в hалахе «чистотой семейной жизни». Мудрецам показалось мало запрета Торы, наложенного на семь первых дней, и они постановили, что женщина нечиста двенадцать дней, на протяжении которых к ней нельзя приближаться. На треть каждого месяца муж обязан отдаляться от своей жены – в это время им запрещается не только поддерживать нормальные половые отношения, но и вообще вступать в какой-либо физический контакт, свойственный любящим супругам.

Отчего женщина обречена быть нечистой и неприкасаемой для мужа треть каждого месяца на протяжении всей своей жизни? Оттого, что в глазах Торы и мудрецов менструальное кровотечение было чем-то противоестественным, загадочным и вредоносным.

Сегодня мы прекрасно понимаем механизм менструального цикла и в состоянии увидеть, насколько ошибочны были все суждения мудрецов во всём, что его касается, до чего беспочвенны и необоснованы были их умозаключения. Врачи-специалисты столь сведущи в этих вопросах, что в состоянии успешно осуществлять внематочное оплодотворение, выращивать «детей в пробирке» и помещать эмбрион в чрево «биологической матери». Всё это было бы невозможно, не владей медицина досконально материалом, затрагивающим такие функции женского организма, как меннструальный цикл, овуляция, оплодотворение и беременность. Раввинская hалаха, с другой стороны, застряла всё в той же фазе непроходимой серости, в какой она пребывала полторы тысячи лет назад. Во имя этого невежества женщин подвергают бойкоту, отдаляя супругов друг от друга и отравляя им жизнь – просто так, за здорово живёшь. Как мы увидим дальше, у этих правил нет даже hалахического основания.

Прежде всего расскажем о том, что многим и так хорошо известно: менструация – это физиологическое явление, которое является частью месячного цикла. Ежемесячно женский организм готовится к возможной беременности. Ежемесячно яйцеклетка проходит от одного из двух яичников (каковые есть у каждой женщины) к матке. Организм выделяет определённые гормоны, под влиянием которых изнутри матки разрастается и утолщается некая ткань, называемая маточной оболочкой. Кровеносные сосуды, содержащиеся в этой оболочке, расширяются, готовясь к приёму яйцеклетки.

В ходе овуляции яйцеклетка проникает внутрь матки и прилипает к утолщённой стенке маточной оболочки. Если, в результате полового контакта, яйцеклетка будет оплодотворена мужским семенем, с этого момента начнётся беременность. Если же оплодотворения не происходит, яйцеклетка освобождается и отпадает вместе с частью ткани оболочки, к которой она была прикреплена. Когда это происходит, имеет место также кровотечение, призванное вынести яйцеклетку вместе с тканью за пределы организма – как это бывает в любом случае, когда поражены какие-либо ткани организма. Любая внутренняя или наружная ранка вызывает кровотечение.

Кровотечение, вызванное выбросом слущенной маточной облочки, называется менструацией. Подчеркнём: менструальная кровь – это самая обычная кровь, которая течёт самым обыкновенным образом из ранки (разрушения тканей), возникшей внутри матки. Таков же механизм желудочного кровотечения или крови, идущей из носу. У менструальной крови нет никаких особых свойств, особого источника или каких бы то ни было особых воздействий. К этому мы ещё вернёмся.

Наши мудрецы, со времён Талмуда и по сей день, не уразумели причину менструаций и считали, что речь идёт об особенной крови, идущей из особенного источника. Маймонид, например, пишет в комментарии к Мишне в трактате Нида, гл. 2, м. 5: «От полости матки – она называется камерой – отходит артерия, по которой менструальная кровь течёт внутри матки и выходит из шейки матки». Как будто есть специальная артерия для менструаций! Бред и вред.

Как правило, у кормящих матерей не бывает овуляций, следовательно, не бывает и менструаций. Отчего же, по мнению мудрецов, у них не бывает менструаций? В трактате Нида, 9а, сказано: «Кровь портится и превращается в молоко». То есть менструальная кровь не появляется в этот период, потому что эта особеная кровь превращается в молоко… Что за чушь!

А вот какой совет мудрецы дают тому, кто хочет, чтобы у него родился именно сын: каждый половой контакт с женой нужно немедленно повторять (чтобы первый оргазм женщины предшествовал второму оргазму мужчины – Раши), ибо сказано: «Если женщина зачнёт» (Левит, 12:2): если женщина зачнёт первой, у неё родится мальчик, а если мужчина зачнёт первым – родится девочка (см. трактат Нида, 28а). Очевидно, что мудрецы ошибались. Пол будущего ребёнка определяется хромосомами яйцеклетки и сперматозоида, а способ, которым осуществляется половой контакт, не имеет никакого значения.

Мудрецы ещё и полагали, что беременная женщина может забеременеть! В трактате Кетубот, 39а, сказано: «В трёх случаях женщина пользуется колпаком (механическим контрацептивом): если она несовершеннолетняя, беременная или кормящая мать… беременная – чтобы плод не стал похож на камбалу». Раши объясняет, что если она забеременеет, второй плод лишит первого формы настолько, что тот станет плоским, как рыба камбала. Мудрецы не догадывались, что во время беременности не бывает овуляций и что параллельная беременность исключена.

И вот насколько мудрецы ошибались во всём, что касается женской анатомии, запрещая или разрешая на основании своих ошибок: в Мишне в трактате Нида, 17б, говорится: «Мудрецы объясняли устройство женского тела на примере: есть камера, коридор и чердак. Кровь, которая в камере, нечиста, кровь на чердаке – чиста, а кровь, обнаруженная в коридоре, считается нечистой, елику мы не знаем, откуда она взялась».

Гемара объясняет: «Камера расположена внутри (ближе к спине), коридор снаружи (ближе к животу), а чердак соединён отверстием с коридором». В рамках hалахи было постановлено, что кровь, идущая из «чердака», чиста, так как она не исходит из матки. Нет даже нужды объяснять, что всё это не имеет ни малейшего отношения к физиологии – см. рисунок.

/ax/d1/1/daat_emet_7/BtVUo4B7.jpg

Где же чердак с отверстием – источник чистой крови, по словам мудрецов?

/ax/d1/1/daat_emet_7/BtVUo4B8.jpg

Мудрецы сказали: «Если в моче женщины обнаружилась кровь, она считается нечистой; поскольку это место узко, моча возвращается к источнику (к матке) и приносит кровь» (Рама, Йоре Деа, гл. 191, п. 1).
На рисунке видно, что это утверждение абсолютно безосновательно. А. Софер Авраам так и пишет в своей книге “Нишмат Авраам”: «Мне, как врачу, трудно представить, чтобы нечто подобное могло произойти на самом деле».

Рисунок показывает также, что Маймонид ошибся в комментарии к Мишне, где он утверждает, будто яйцеводы соединяют матку с влагалищем. Он пишет: «Коридор – это шейка матки, у которой есть два придатка, похожих на рога на шейке матки». Это неверно. Фаллопиевы трубы соединены исключительно с верхней частью матки.

Мы проиллюстрируем всю эту неразбериху цитатой из Хатам Софера, великого знатока hалахи, который пишет в своих замечаниях к трактату Нида, 18а: «Что такое коридор, камера, крыша, пол и чердак? Изучив книги и описания опытных врачей и хирургов, нельзя не признать, что действительность не соответствует словам Раши и Тосафот, а также схеме Маhарама Люблинского. Единственно – то, что пишет Маймонид… и посему я вообще не уделял здесь внимания комментарию Раши и Тосафот, ибо таким образом невозможно объяснить действительность».

Итак, Хатам Софер, великий знаток hалахи, считал, что Раши, Тосафот и другие комментаторы не разобрались как следует в женской анатомии, и отттого их комментарии неверны! Повторим ещё раз – как мы уже говорили, слова Маймонида, Гемары и Мишны никаким боком не соответствуют реальности, как ни крути.

Вот ещё пример hалахи, появившейся в результате ошибки:

Мишна в трактате Нида, 40а, рассказывает, откуда капает кровь, которая делает женщину нечистой. Там говорится: «Все женщины становятся нечистыми при появлении крови во внешнем отделении, ибо сказано: ‘Кровью, текущей из тела её’ (Левит, 15:19)».

В Гемаре (41а) сказано: «Что такое внешнее отделение?... Рабби Йоханан сказал: Вплоть до зубов (внутри матки есть изгибы плоти, похожие на зубцы – Раши). Рав Йеhуда сказал: Дотуда, докуда добирается пользующий». И хотя не все «пальцы» одинаковы, в женском влагалище нет, как известно, никаких изгибов плоти. Хатам Софер, в ответе 167, объясняет, что такое внешнее отделение. Он пишет там: «И в самом деле, Тосафот написали это по своему собственному разумению, и Раши тоже так говорит… всё по своему разумению. Однако, при всём уважении к нашим святым учителям, они неправы».

Поэтому Хатам Софер объяснил, в соответствии с мнением Маймонида, что внешнее отделение – это внешнее отверстие шейки матки (см. у поздних комментаторов, которые предлагают много разных толкований мнения Маймонида).

Короче говоря, всё, что мудрецы сказали о строении женского организма, о менструальном цикле, овуляции и беременности, не соответствует истине – иными словами, неверно. Ладно бы мудрецы просто не понимали механизма женского месячного периода – так ведь они ещё и установили всякие законы о нечистоте, обрекающие женщин на страдания и подвергающие их бойкоту и отчуждению. И всё – из-за суеверий, приписывающих женщине во время менструаций тёмные колдовские силы.

Вот что пишет Нахманид в комментарии к словам праматери Рахили, которая сказала своему отцу Лавану: «Я не могу встать перед тобою, ибо у меня обычное женское» (Бытие, 31:35). «Ибо древние, – пишет Нахманид, – были мудры и знали, что их дыхание вредоносно и что взгляд их приносит неприятности». То есть, даже взгляд женщины во время менструального периода чреват неприятностями и приносит неудачу!

И во времена написания Торы менструальному циклу приписывались магические свойства. А если кому-то этого покажется мало, то вот как Нахманид объясняет причину, по которой с женщиной-нидой нельзя вступать в половой контакт: «И как же из неё (менструальной крови) получится плод, ежели она – смертельный яд, убивающий любое живое существо, которое её съест или выпьет… это одно из чудес творения Судьи Беспристрастного, что если женщина в начале кровотечения долго всматривается в зеркало из полированного железа, в зеркале появятся красные точки, как будто капли крови – ибо её злая и вредоносная природа порождает порчу, каковая порча, будучи сосредоточена в воздухе, попадает в зеркало» (из комментария Нахманида к Левит, 18:19).

Любопытно, проверил ли Нахманид сперва эту предпосылку к hалахе экспериментальным путём, или же попросту перекатал эту белиберду из книг римских язычников (о суевериях и предрассудках, связанных с менструальным циклом, см. Ивритскую Энциклопедию, ст. менструация – в конце).

Но, конечно, дальше всех зашёл наш премудрый учитель, ныне здравствующий рав Овадья Йосеф, в книге Йихаве Даат, ч. 3, гл. 8. Он пишет, ссылаясь на святую книгу Зоhар, что женщинам в период менструации нельзя ходить в синагогу, «ибо нечистота ниды столь ужасна, что изгоняет божественное присутствие из любого места, где она появляется». Это серьёзное утверждение сообщает нам много нового. Теперь ясно, что текст субботней молитвы освящения следовало бы изменить и вместо «Славы Его исполнен мир» говорить: «Славы Его исполнена часть мира – а в другой части пребывают женщины в период менструации».

До чего людей не доводит суеверие!

Можно показать, что согласно самой hалахе кровь ниды вообще не должна считаться нечистой. Кровь, которая течёт из ранки, называется в hалахе «битой кровью». И hалаха говорит, что битая кровь не является нечистой. Шулхан Арух пишет в Йоре Деа, 187: «Если на этом месте есть ушиб, кровотечение связывают с ушибом» – и женщина не является нечистой. Но какая же разница между кровотечением, вызванным ушибом или инфекцией и кровотечением, вызванным слущиванием слизистой оболочки, разрывающим кровеносные сосуды в матке?! А если кто-то решит, что Тора называет нечистой именно эту кровь, поскольку она идёт регулярно, с периодичностью в один месяц, то ему придётся сначала объяснить, отчего считается нечистым кровотечение у новорожденной, у которой ещё не бывает овуляций (Маймонид, Законы о запретных половых контактах, ч. 4). Или, например, у старухи, у которой их уже давно не было (Шулхан Арух, гл. 189, п. 30). Речь ведь не идёт о каком-то постоянном цикле, это наверняка битая кровь, и тем не менее она считается нечистой.

Отсюда вывод: периодичность менструального цикла не играет решающей роди в hалахе о нечистоте ниды. Менструальное кровотечение было выделено hалахическим законодательством в отдельную категорию исключительно вследствие бытовавших во время оно суеверий.

А если вам, любезный читатель, угодно убедиться воочию в том, до какого абсурда доходит невежество с суеверием пополам, когда речь идёт о hалахическом постановлении, вам стоит ознакомиться с мишной в третьей части трактата Нида, 21а. Там сказано: «Когда у женщины был выкидыш – и это животное, зверь или птица, чистое или нечистое, если оно мужеского полу, мать нечиста столько времени, как если бы это был мальчик, а если женского – как если бы это была девочка (так считает рабби Меир). А мудрецы говорят: Всё, что не похоже на человека, не есть человеческий зародыш (и мать не является нечистой)». В Гемаре (22б) объясняется, из каких соображений исходил рабби Меир: «Ибо о них сказано, что они созданы, как о человеке». Вот какая ерунда выходит. Если у женщины был выкидыш, и плод напоминает формой крокодила, она не является нечистой (потому что сказано: «И сотворил Бог крокодилов»). Но если бы было сказано: «И создал Бог крокодилов», hалаха гласила бы, что и после такого выкидыша женщина нечиста… На стр. 23б Гемара приходит к заключению: «Рабби Йирмия бар Абба сказал от имени Рава: Никто не спорит с тем, что если (у выкидыша) тело козлиное, а лицо человеческое, это человек. А если, наоборот, лицо козлиное, а тело человеческое – то это не считается вообще ничем». В той же гемаре можно найти ещё много примеров буйной фантазии мудрецов по поводу выкидышей. Маймонид, который понимал, что что-то здесь не так, написал в комментарии к Мишне: «И да не усомнишься, допустимо ли в природе, чтобы человеком порождалось всё, что я здесь упомянул – ибо это возможно…» Его тон, однако, позволяет предположить, что он сам не особенно был в этом убеждён. А ведь всё это – не просто чушь, всё это имеет прямое и непосредственное отношение к закону Торы о нечистоте роженицы. В Левит, 12:1, сказано: «Если женщина зачнёт и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлучения её по обычной болезненности её будет она нечиста». Поэтому hалаха говорит, что если у женщины был выкидыш «с козлиным телом и человеческим лицом», а на восьмой день у неё было кровотечение, то она не является нечистой, а если у неё был выкидыш «с человеческим телом и козлиным лицом» и кровотечение на восьмой день, то она нечиста. Одна сплошная белиберда. Куда ни кинь, всюду клин.

Горе нам с учителями нашего времени! В мире распространился дух мудрости и познания; Всеблагой хотел удостоить народ Израиля Своей милости и дал людям мудрости проникнуть в тайны менструального цикла и развития плода. Современным авторитетам hалахи стоило бы заглянуть в учебники медицины, чем делать далеко идущие выводы об анатомии на основании Гемары или слов раввинов, живших сотни лет назад. Если бы они так и сделали, они ни за что не запретили бы то, что на самом деле разрешено.

Вот, к примеру, что пишет раввин Шмуэль hа-Леви Вознер, глава раввинского суда и преподаватель йешивы «Зихрон Меир» в Бней-Браке, один из крупнейших законодателей hалахи, удостоившийся видений об отличии одной крови от другой, в своей книге Шиурей Шевет hа-Леви, изданной его учениками, по поводу строения женской матки: «Внутри же, глубже, в сторону спины… а называется источником, ибо оттуда происходит кровь, а также камерой или маткой. Кровь накапливается там примерно в течение месяца, пока отверстие закрыто. Когда наступает время месячных, отверстие шейки матки разверзается и кровь выходит наружу. В матке возникает зародыш. Источник крови выполняет функцию возникновения зародыша, и посему во время образования зародыша у женщины не наблюдается кровотечения, ибо кровь уходит на создание плода». В одном маленьком отрывке автор умудрился допустить три серьёзные ошибки, любой из которых можно было бы с лёгкостью избежать:

1. Кровь не накапливается в матке в течение месяца, и там нет никакого закрытого отверстия. Кровь течёт при отпадании яйцеклетки, которое сопровождается разрывом кровеносных сосудов на стенках слизистой оболочки матки.

2. Шейка матки не бывает закрыта. Она не открывается во время менструации. Это «отверстие» открыто всегда – примерно на 3 мм или более.

3. Утверждение о том, что при беременности менструаций не бывает якобы потому, что кровь нужна для развития плода – бредятина, каких мало. Менструаций нет оттого, что нет овуляции. Менструальная кровь не имеет ни малейшего отношения к беременности, плоду и его развитию.

Как же мы можем доверять раввину Вознеру как законодателю hалахи, если он не знает элементарных вещей, которым учат любую двенадцатилетнюю ученицу государственной школы?

Коль скоро мы открыли трактат Нида, приведём слова Гемары на стр. 7б: «Из Талмуда не выводят hалаху». Раши объясняет: «Под словами Талмуда, из которых не следует выводить hалаху, имеются в виду мишна или барайта, где сказано, что закон соответствует мнению определённого мудреца; и это оттого, что поздние мудрецы Гемары были хорошо знакомы с соображениями мудрецов Мишны и прекрасно понимали, что к чему в hалахе, в то время как ранние мудрецы отнюдь не всегда знали, что считает по тому или иному поводу каждый из их товарищей». Здесь почему-то никто не вспомнил, что «если ранние (мудрецы) – ангелы, то мы (поздние мудрецы) – люди». Совсем даже наоборот.

Сходным образом, Раши пишет в комментарии к трактату Бава Меция, 33б: «С тех пор, как учеников Шамая и Гиллеля стало много… поскольку над ними тяготел гнёт царствий и разные указы, ограничивавшие их, они не справлялись с проверкой и изучением всех противоречивых мнений до самых времён Рабби… и до него не было упорядоченных трактатов. Каждый ученик принимал слова своего учителя»…

Из всего вышесказанного вы можете заключить, наш любознательный читатель, что не только hалаха была создана людьми, но – мало того – передача традиции законов от учителя к ученику нарушалась из-за тягот изгнания. Мы же знаем лишь то, что видят наши глаза, что постигает наш разум и что подсказывает нам наша совесть. Поэтому нам нужно тщательно обдумывать и взвешивать свои решения, творить добро в этом мире, уважать друг друга и бороться со злом. И да заглянет каждый из нас в глубины собственного сердца.

Даат Эмет - движение за эмансипацию от религии, просвещение и образование
Комментарии: 1