Scisne?

Семейная жизнь Господа нашего Саваофа // Вадим Журавлев ≫ Комментарии

|1|2|3| >>>
# 16 Мар 2013 10:51:05
Louiza

Вадим Журавлев писал(а):
Все мы хорошо знаем о высоких отношениях Бога-Отца и скромной иудейской девушки Марии, которые привели к событию, которое мы ежегодно празднуем как светлое Рождество Христово.
Начнем с того,во-первых, что на иврите Господь это не Яхве. Господь это Ашем.

Это уже говорит о том, что человек вообще не имеет представление о том, о чем говорит.

Вадим Журавлев писал(а):
Но давайте заглянем в прошлое Бога-Отца, которого в его молодости называли Яхве , и попытаемся выяснить, нет ли там какого-нибудь неизвестных подробностей о личной жизни указанного Лица христианской Троицы.
Во-вторых, никакого отношения Яхве к христианам не имеет. Это Творец Вселенной, который открылся Моисею на горе Синай и передал человечеству Тору , в которую входят 613 заповедей для сынов Израиля и 7 заповедей для всего остального человечества - сыновей Ноаха

Вадим Журавлев писал(а):
Конец первого тысячелетия до Рождества Христова, иудеи забыли свой святой язык и перестали понимать, что же написано у них в Святом Писании. На помощь к ним пришли переводчики, которые перевели Писание на палестинский диалект арамейского языка, понятный для тогдашних обитателей Земли Обетованной.
Знаете как лучше всего посеять ложь и сомнение? – говорить полуправду!
Где лучше всего прятать ценную вещь - на виду!

После смерти царя Соломона прошло триста лет. Единое когда-то царство, созданное царями Давидом и Соломоном, распалось на два, Северное и Южное (Израиль и Иудею). Уже и Северное царство рухнуло под ударами великой Ассирии.

Южная, горная, часть, по имени основного населявшего ее колена Иуды, получила название Иудея. Не разрушила Ассирия этот осколок наследства Давида, но власти своей подчинила, и дань большую собирала. Не всем это нравилось. Соперник Ассирии, Египет, поддерживал антиассирийские настроения. И однажды вспыхнул мятеж проегипетских заговорщиков. Убили они молодого царя Амона.

Но поспешили заговорщики, не рассчитали ни своих сил, ни Ассирии. Население еще хорошо помнило, как Ассирия поступила с северным соседом. Не поддержало оно мятежников. А на престол "господин" посадил Иосию (Иошияху), восьмилетнего сына убитого царя. Он стал 16-м царем Иудеи (640-609 гг. до н. э.).

Что мог напуганный убийством отца восьмилетний мальчик, даже если его назвали царем? Просирийцы делали то, что они считали нужным. Регулярно выплачивалась дань. Все чаще люди искали своего успокоения у идолов, предсказателей, магов, колдунов. Люди перенимали у ассирийцев их веру в предсказания звезд. Поклонения местным ханаанским языческим божествам и идолам начали заменять Бога Авраама, Ицхака и Яакова.

Росли налоги, взятки, исчезла судебная справедливость. И всё больше люди забывали веру отцов, возобладало язычество, страна и народ катились в пропасть безверия и утери национальной идентичности. Угроза духовного исчезновения народа стала реальностью.

Видимо, и к Храму перестали относиться с благоговением. Со времен Соломона Храм не видел капитального ремонта. Прошедшие века хорошо "поработали". Здание, конечно же, заметно обветшало. Дерево, особенно, перекрытий рассохлось. Кедровые доски внутренних стен уже не радовали глаз своим облезшим золотым покрытием. Даже камни во многих местах грозили вскорости рассыпаться. Пол, выстланный кипарисовым деревом, весь был в трещинах. Когда-то храмовый зал поражал своим великолепием и резными изображениями цветов, пальм и др. Не случайно, Храм блистал, и его называли Золотым. Все было покрыто золотом. Так было когда-то.

Иосия решил провести капитальный ремонт Храма. Был объявлен сбор денег по стране. Начались ремонтные работы. Это ли не подвиг? После Соломона лишь у шестнадцатого царя Иудеи нашлись воля и силы на это святое дело.

Весной 622 года до н.э. (на 18-й год царствования Иошияху), в момент капитального ремонта, был найден странный свиток. Отнесли его первосвященнику Халкии. И первые же слова найденного свитка вызвали у него, думаю, шок. Ибо первыми словами были такие:
"Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана... И вот, в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый день месяца, говорил Моше сынам Израиля обо всем, что повелел ему Бог о них (1:1,3)".
Понял Халкия - это завещание Моисея, это те заповеди Бога, на которых зиждется вся Вера иудейского народа, заповеди, которым должен следовать народ, дабы выжить и сохраниться в этом мире. До этого Заповеди эти были известны только из устных преданий и не все хотели верить, что они истинные. В этом тоже была одна из причин духовного разброда в стране. Но ценность и важность найденного свитка трудно было переоценить. Это был утерянный текст завещания Моисея.

Доложили о находке царю. Царский писец Шафан читает такст. Слушает Иосия.
Вот они, десять заповедей, выбитых когда-то огнем Господа на каменных скрижалях. Вот они, слова, идущие к разуму и сердцу. Вот она, основа Веры отцов.
"А теперь, Израиль, слушай установления и законы, которые я учу вас исполнять, чтобы жили вы... Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди бога... (Дварим 4:1,2)".
Как своевременно звучат слова великого Моше, передающего волю Всевышнего:
"Да не будет у тебя богов других, кроме меня. Не делай себе изваяния какого-либо образа... Не поклоняйся им и не служи им... (5:7-9)".
И звучат в ушах слушающих слова призыва и мольбы, которые станут для всех последующих поколений евреев формулой Веры:
"Слушай, Израиль, Бог - Всесильный наш, Бог один! Люби Бога, Всесильного твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим. И будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И повторяй их сынам своим, и произноси их, сидя в доме своем, и идя дорогою, и ложась, и вставая (6:4-7)".
И призывает свиток не допускать идолопоклонства, и проводить "всесожжения" только в одном месте, "которое изберет бог". И понимает царь, место это - Храм Иерусалимский, место, которое "избрал Бог". Так всё становится на свои места.

Так был получен и стал руководством к действию старинный свиток, который мы сегодня знаем как Книгу Дварим Торы (Книга "Второзаконие" Пятикнижия Моисея).
Это была находка тысячелетий, которая стала основополагающей частью и еврейской Торы, и христианской Библии в составе Ветхого Завета.

Вполне вероятно, что юный царь слышал проповеди пророка Цфании (Софонии).
"Уже двенадцати лет он (Иосия) выказал свое благочестие и справедливость, а именно он взывал к благоразумию народа, увещевая отступников, объясняя им сущность идолов, которые не могут быть настоящими божествами, и приглашая их к почитанию истинного Бога отцов своих" (Иосиф Флавий).
Как можно было без трепета слушать слова, которые бросал в толпы старец, говоривший от имени Б-га?
"Всё истреблю с лица земли, - говорит Господь...
И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима; истреблю с места этого остатки Ваала (божество язычников. )... И тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о нем (1:2,6)".
Надо учесть, что в те далекие времена навряд ли были люди, не верившие ни в какие силы небесные. Единый Б-г Яхве, Молох или Ваал, какие-то идолы и т.п., но кого-то из них люди боялись, кому-то из них верили и у кого-то из них искали защиту, особенно в критические моменты жизни. Даже сегодня, пусть чаще всего автоматически, но на каждом шагу слышим: "Дай Бог", "Слава Богу", "О, Боже" и т.д.

Но дело было более двух с половиной тысяч лет назад. И, думаю, не трудно понять, как народ воспринимал проповеди и воззвания пророка:
"Близок великий день Господа, близок - и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый. День гнева - день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы (1:14, 15)".
А слова Цфании били и били, звучали грозным предупреждением:
"И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет (1:17)".
Молчал народ, собиравшийся на Храмовой площади. Молчал царь. Что могли они возразить на обвинения и пророчества, звучавшие от имени Бога из уст ученика знаменитого пророка Исайи в адрес Иерусалима и иудеев?
"Горе городу нечистому и оскверненному... Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается (3:1,2)".
Разве можно было отрицать засилье власть имущих, лже-пророков и лже-духовников?
"Князья его посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его - люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон (3:3-4)".
А. Топаллер ("Загадки библейской истории", 2006) так пишет:
"Может, с этой проповеди и начался тот путь, который окончательно выбрал для себя Иосия - теперь только он будет определять судьбу страны"!
Так ли это было или нет, но вполне резонно, что именно проповеди горячего борца за восстановление веры отцов, как основы спасения страны и народа, оказали решающее влияние на царя.

Добавлю: Книга пророка Цфании (Софонии) входит в состав ТАНАХ и Ветхого Завета. Древнейшая ее копия (примерно 2-1-й век до н.э.) найдена в Кумранских свитках.

Специалисты считают, что найденный свиток - единственная книга Ветхого Завета, для которой известна точная дата её появления. Правда, тут тоже много мнений. Но сейчас речь только о царе Иосии, поэтому не буду вникать в суть этих дискуссий.

Пятая книга Торы "Дварим" изложена в форме предсмертного завещания Моисея; в ней предсказывалась судьба израильского народа и государства. Моисей увещевает израильтян соблюдать заповеди истинной веры и нравственности и не подражать язычникам.

Основная мысль книги "Второзаконие" - в том, что существует Единый Бог, который избрал еврейский народ и заповедал ему великие истины веры, добра и человеколюбия. Этот Бог заботится о судьбе своего народа и требует от него только верности данным заповедям .

Простота нравов, чистота веры, правда и справедливость, в особенности, заботливость о слабых и беззащитных членах общества - таковы основы законодательства Моисея. Это - целая система нравственности и общежития, которая по своему возвышенному характеру не имеет себе равной среди всех вероучений мира. И вместе с тем здесь нет мечтательных стремлений к невозможному: все правила и законы жизненны и осуществимы.
"Закон, который я даю тебе, - говорит Моисей народу, - не недостижим для тебя и не далек от тебя. Он не на небе и не за морем, а очень близко к тебе: в твоих устах и в твоем сердце, и от тебя зависит исполнять его".
Рядом с увещаниями есть и угрозы, обращенные к тем поколениям, которые будут отступать от заповедей Бога. Такие отступления, по завещанию Моисея, должны повлечь за собой кару Божью в виде народных бедствий" (С.М.Дубнов, 1912).

Когда писец прочел вслух во дворце текст найденного свитка, царь был поражен её содержанием. Он понял, как сильно отступил еврейский народ от данных ему Богом через Моисея священных законов, и боялся, что предсказанные ужасные бедствия скоро постигнут иудейскую землю.

За ответом царь решил обратиться к пророкам. Но пророк Софония к этому времени уже умер, а пророк Иеремия жил далеко. Наконец, отыскали пророчицу Хулду, жившую в Иерусалиме, чтобы спросить её: должен ли народ ожидать наказания Бога за грехи последних поколений. Пророчица отвечала, что Бог давно решил наказать иудейский народ за его отступления от закона; но так как теперь царь Иошияху смирился душою пред Богом, то в его царствование не произойдет бедствие, приготовленное для Иудеи, если царь выполнит предписания святого свитка. (Кстати, в старом Иерусалиме есть ворота Хулды, рядом с которыми, по легенде, находится её могила.)

Успокоенный этим предсказанием, Иошияху созвал народ и старейшин со всей Иудеи на Храмовом дворе в Иерусалиме.
" И прочел он им вслух все слова книги завета, найденной в доме Г-споднем. И встал царь на возвышение, и заключил союз пред Господом, - чтобы следовать Г-споду и соблюдать заповеди Его, и свидетельства Его, и уставы Его всем сердцем и всею душою, чтобы выполнять слова этого завета, написанные в этой книге. И вступил в союз весь народ" (Пророки, Мелахим II, 23:2,3).
И прозвучало это как повторение Завета с Всевышним, как обновление и возобновление, поддержанного уже всем народом на Храмовой горе.

После этого царь энергично принялся за уничтожение идолопоклонства. Были разрушены по всей стране жертвенники, изображения и памятники богов, все идолы выброшены из храма и сожжены. Жрецы и жрицы идолов были изгнаны.

Еще дед Иошияху установил в Храме скульптуру чуждой иудеям Астарты. И начал Иосия очищение Дома Бога. Статую сожгли при громадном стечении народа, в долине Кедрона, а золу развеяли по ветру. Территорию Храма очистили от камней языческих жертвенников и прочих "грязных" построек и пристроек.

В итоге по всей стране были уничтожены все следы язычества и идолопоклонства. "Впервые в истории Израиля Тора приобрела государственный статус, что сыграло решающую роль в духовном и социальном формировании еврейского народа при возвращении из пленения вавилонского (КЕЭ, т.3)". Реформа Иосии сосредоточила богослужение исключительно в Иерусалимском Храме, укрепила статус Иерусалима как центрального места отправления культа в стране и единственного религиозного центра. Основная идея реформ заключалась в том, что лишь Иерусалим, избранный Б-гом город, является священным городом, а Храм служит единственным местом Б-гослужения.

Иосия организовал небывалое празднование Песах в Иерусалиме. Праздник из семейного с домашними жертвоприношениями он превратил в национальный всенародный праздник, который отмечался исключительно в Иерусалиме, в Храме. "Заключение завета с Б-гом и празднование Песах в Иерусалиме явились выражением подъема национального самосознания жителей Иудеи". С тех пор этот праздник глубоко укоренился в национальной традиции. Спасибо царю Иошияху...


Он стал другим. Он понял, что пророк Цфания говорил о том же, что завещал Моисей. Он понял, что надо и чего нельзя делать. Иошияху, наконец, стал реальным царем, взяв, после долгого безмолвия, бразды правления в свои руки. Перед ним лежал путь укрепления и единения народа Иудейского царства, миссия, как он считал, возложенная на него Господом...

Какие бы времена ни взять, они всегда оказываются сложными. Таковы зигзаги человеческой истории. Слабели одни империи, им на смену приходили другие. И всегда в мельнице этих потрясений "крутились" страны поменьше и послабее. Мне кажется, что во всех ситуациях Израилю (Иудее, в данном случае) доставалось больше всех.

Те времена, в середине седьмого века до новой эры, для небольшого приморско-горного царства, во главе которого стоял молодой царь Иошияху (Иосия), тоже были сложными. С двух сторон - два гиганта, Ассирия и Египет. Каждый из них хочет владеть Ханааном, через который проходят основные торговые пути в Европу и Азию.

Но уже прошел период расцвета Ассирии. Царский город Ниневия, с числом жителей в триста тысяч, еще повелевает миром. Зачем Ассирии надо было громить царство Урарту? В итоге открылся доступ для жестоких набегов скифов по проходу между Черным и Каспийским морями. На юге набирал силу Вавилон. И в 635 г. до н.э. грозный ассирийский царь Ашшурбанапал отрекся от престола. Его империя начинает распадаться. Крепнет Египет. Вскоре возникнет мощное Нововавилонское царство (Это его царь, Навуходоносор II, разрушит Иерусалим и Храм. И начнется великое вавилонское пленение иудеев. Но до этого еще несколько десятилетий).

Эту ситуацию оценил и Иосия. Ослабевшей Ассирии можно больше не бояться. Дань перестали выплачивать. Ассирийцев изгоняют. Их сторонников Иосия смещает со всех постов. В течение четырех лет страна начинает приобретать политическую независимость. Когда цари Вавилона и Мидии объявили войну слабеющей Ассирии, Иосия начал поход на территорию северного, разрушенного некогда ею, Израиля. Ассирийские гарнизоны бегут почти без боя. Жители страны, израильтяне, с радостью встречают братьев-освободителей. Иосия восстановил всю территорию некогда единого царства Израиль. После Давида и Соломона он вновь создал объединенное царство еврейского народа. В таких случаях говорят: Всевышний вновь со своим народом!

Но молодой царь помнит и призывы пророка. Он возглавляет и борьбу за религиозную, духовную, независимость. Он возглавил поход за разрушением всех языческих мест поклонения. Горят везде деревянные идолы ассирийских и финикийских божеств. Разрушают статуи Ваала. Изгоняют всех лже-пророков и лже-священников. То же происходит и в Израиле.

И заслуга, подвиг Иосии в том, что он понял, оценил и утвердил как закон для царства и народа завещание Моисея, посвятил всю свою последующую жизнь делу духовного возрождения и объединения еврейского народа. Но главным, конечно, было восстановление Веры отцов, Веры, фактически объединившей когда-то людей и определившей еврейский народ как единый народ. Это была духовная революция в стране, которую организовал и осуществил молодой царь Иосия. Было ему в те времена не более 25-ти лет...

И не только духовная революция. В Иерусалиме был создан Верховный Суд. Наведен порядок в судопроизводстве. Оживилась хозяйственная жизнь, торговля,
земледелие, ремесленные отрасли. Росли города, строились дороги. Страна ожила и расцвела. Были построены новые, главным образом торговые и ремесленные кварталы Иерусалима и возведена новая стена, защищавшая город с запада. "Роль Иошияху в возрождении страны и народа вряд ли можно переоценить" (КЕЭ,т.3).


Для Израиля (Иудеи) всегда возникали "сложные" времена. Так случилось и в 609-й году до н.э.


В 609 г. до н.э. в Египте на трон вступил фараон Нехо. Некогда грозная Ассирия находилась к тому времени в упадке. Её бывшие провинции Вавилон и Мидия, стали независимыми царствами, и начали громить ассирийскую державу. В 612 г. они захватили и разрушили Ниневию, столицу Ассирии. Остатки ассирийских войск ещё пытались оказать сопротивление. И новый фараон Египта решил спасти остатки Ассирийской державы, чтобы сохранить преграду между собой и набирающими силы Вавилоном и Мидией, а заодно восстановить власть Египта в Ханаане.

Фараон двинулся с огромной армией на север, в сторону Ассирии. Получив известие об этом, Иошияху собирает войско и направляется навстречу египтянам. "Нехо отправил к нему посланного с заявлением, что он идёт походом не на него, но желает лишь пробраться к Евфрату; к этому он присовокупил совет не раздражать его и не мешать ему идти походом на тех, воевать с которыми он порешил" (Иосиф Флавий). В Книге Пророков:
"И послал к нему Нехо послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя".
Современные ученые не могут однозначно объяснить решение Иосии выступить против египтян. Ведь силы были далеко не равны. И "на равнине возле города Мегиддо" сравнительно малочисленные отряды Иосии преградили дорогу фараону.
Это был ханаанский, а затем израильский город-крепость на западе Изреельской долины (в 35 км к юго-востоку от Хайфы). Он стоял на холме и закрывал проход Ирон, через который пролегал торговый путь.

Сказал Иосия фараону: "Не пропущу!". Он планировал доказать военное превосходство Иудеи в сражении? Он надеялся, что таким образом надолго произведёт устрашающее впечатление на любого потенциального агрессора? План Иосии, безусловно, был дерзким. Иосия считал свою армию по численности и силе достойным противником для Нехо. А.Топаллер добавляет:
"Возможно, переоценка своей значимости в глазах Творца, который, конечно же, не допустит гибели такого праведника? Десятилетия удачи, расцвета, когда всё удавалось праведному царю, десятилетия благосклонности Всевышнего, поддержка и помощь небес. Может, сместились оценки и забыл царь еще об одной заповеди, данной в найденном свитке: "Не испытывайте Господа, Бога вашего...".
Были ли бои? По дошедшим сведениям, почти нет. В начале первого столкновения стрела египетского воина нашла отчаянного царя. И вместо победного рапорта в Иерусалим понеслась скорбная колесница с телом погибшего Иосии. А Нехо обрушился на Мегиддо. "Археологическим свидетельством осады Мегиддо, закончившейся гибелью Иосии, является разрушение города, руины которого составляют второй слой данной площадки. После битвы между Нехо и Иосией Мегиддо уже никогда не играл сколько-нибудь значимой роли. В течение нескольких столетий он оставался небольшой, и, вероятно, лишённой укреплений, деревушкой" (Райт).
"Оплакал Иосию и пророк Иеремия в песне плачевной; говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот, они вписаны в книгу плачевных песен" ("Пророки").
Метеором пронесся царь Иосия (Иошияху) в тумане древней истории еврейского народа. Он возник как бы сразу, вместе с найденным древним наиважнейшим свитком Торы, и так же быстро ушел из жизни. Но он оставил глубокий след в истории и судьбе своего народа, не случайно его заслуги нередко сравнивают с заслугами и делами Моисея. И дело не столько в объединении им царства, позже погибшего под ударами вавилонского царя Навуходоносора, сколько в духовном национальном возрождении и единении народа.

Сегодня понятие единого народа и мудрого руководителя народа и государства как никогда вновь актуально, и далеко не только для Израиля. Читая историю, все время невольно думаешь о дне сегодняшнем и завтрашнем. Изменились времена, прошли столетия и тысячелетия, но почему-то именно перед Израилем все те же проблемы выживания...

Вадим Журавлев писал(а):
От них-то мы и узнаем о еще одном интересном персонаже, появившемся в то время - некой мадам Руха де Кудша, которая, наряду с Яхве вершит Священную Историю. В последствии имя сей дамы из ближайшего окружения Яхве было переведено на греческий язык как Пнеумата Агиос, с переменой пола с женского - на средний, а затем она прочно вошла в ипостаси Св.Троицы под именем Святого Духа. Именно при прямом попустительстве этой дамы и произошло все то, что мы ежегодно празднуем 25 марта по старому стилю в праздник Благовещения, и что повлекло за собой воплощение, или другими словами, вочеловечивание Спасителя нашего Иисуса Христа.
Неверное понимание...
Иешуа никакой не "спаситель", а всего - навсего странствующий раввин, возвращавший иудеев к исполнению всех Постановлений Торы.

Скажите же мне, пожалуйста: что такое Бог в иудаизме? Для того, чтобы отвечать на этот вопрос, нужно посмотреть - с какой точки зрения.

Прежде всего, наш подход в этом должен быть эволюционный, т.е. исторически-хронологический. То есть, один вопрос это - что такое Бог с точки зрения ТаНаХа, другой вопрос - с точки зрения Талмуда, третий - с точки зрения средневековой философии, четвертый - с точки зрения сегодняшнего человека. Ответы будут разными.

Это не значит, что каждый из вас не может выбрать себе какой-то ответ, который ему нравится.

Вот вы здесь предложили мне сейчас несколько вариантов ответа (высший разум, высшая сила и т.д. - стандартный набор популярных ответов на этот вопрос). Безусловно, каждый из вас может выбрать для себя тот ответ, какой ему нравится, - но только после того, как он понимает, что ответ на этот вопрос в разные эпохи существования иудаизма был разным. Пока вы этого не понимаете, ваш ответ неверный. Он неверный не потому, что произнесенная фраза неверна, а потому что у этой фразы неверный контекст.

Как только вы говорите любую фразу, вы говорите в определенном контексте. Поэтому, пока у вас нет правильного контекста, и фраза будет неправильной, хотя формально слова в ней правильные. Поэтому прежде всего нужно ответить: что такое Бог в иудаизме - это смотря с какой точки зрения, хронологической по крайней мере.

А существует ли вообще этот вопрос, правомочен он или нет?

Ответ здесь такой: этот вопрос, безусловно, правомочен. Более того, этот вопрос необходим, поскольку в Торе есть заповедь познать Бога.

Из множества цитат, имеющихся в Торе на эту тему, приведем такую: "Бехоль драхэха да-эhу" ("На всех путях своих познай Его").
То есть познание Бога - важнейшая заповедь иудаизма.

Есть и множество других цитат, например, из книги Дварим: "Ата hэр'эта ладаат" - "Ты увидел, чтобы понять, что нет Бога на небе наверху и на земле внизу, кроме Него".

Слово "даат" - "познание" многократно употребляется в Торе как необходимое действие человека по отношению к Богу.

Итак, "даат" по отношению к Богу, то есть познание Бога, является важнейшей заповедью, поэтому вопрос "что такое Бог" - есть вопрос правильный, законный, правомочный и даже необходимый. Обсуждать такой вопрос можно, корректно, разумно и правильно.

Итак, постараемся ответить на этот вопрос в исторической перспективе: как отвечают на этот вопрос Тора, и Танах, как он освещен в более поздние времена, каков средневековый и каков современный ответ.

Первый наш пункт - это Тора. Как вам кажется, как отвечает Тора на вопрос о том, что такое Бог?

Тора, конечно, дает нам некоторый образ Бога: Бог - это прежде всего Творец."Вначале сотворил Бог небо и землю". Тора описывает Бога как Того, Кто вмешивается во все, что происходит с людьми на земле и в особенности с нами, еврейским народом; как Того, Который видит, Который наблюдает, Который вмешивается, Который ведет с человеком диалог. Но при этом Тора никак не описывает Бога самого, и никак не отвечает на формальные вопросы об описании Бога. Тора описывает нам Его действия, никоим образом не описывая Его самого.

Бог Торы - это Бог диалога, это "КТО", но никоим образом не "ЧТО".

Сравним восприятие Бога, данное нам в Торе, с восприятием ребенка; молодость еврейского народа и человечества сравним с ребенком. Как ребенок воспринимает свою мать? Он понимает: мама - это тот, меня кормит, кто обо мне заботится, с кем я общаюсь, играю и т.д. Он не может отвечать на вопрос: "Что такое мама?". Для него мама - это только "кто", а не "что". Он не воспринимает маму как представителя Ноmо Sарiеns, обладающего такими-то параметрами - возрастом, ростом, профессией и т.д. Он воспринимает маму потому, что он с ней общается. И поэтому его описание, его ответ на вопрос "ЧТО такое мама?" такой: "Мама - это не ЧТО, а КТО со мной общается, дает мне еду" и т.д. То есть его ответ - это ответ по диалогу, по общению, а не по описанию.

Иными словами, что ребенок, когда он маленький, не в состоянии описывать свою маму, как объект. Она для него не объект, она для него - другой субъект. Его связь с ней осуществляется не через интеллектуальный анализ, и даже не через эмоцию, а через экзистенциальный диалог. Он не может изучать ее как нечто объективное, как некоего представителя человеческой расы или воспринимать ее через у нее существующие формальные параметры.Это все находится вне его суждения. Более того, он не может не только обсуждать свою маму как объект из ряда однородных объектов, он также не может обсуждать маму, осуществляя рефлексию на свое ощущение. Например, он знает, что "мама за мной наблюдает". А что это значит? Что такое понятие "мама наблюдает"? На такой вопос ребенок ответить не может. Он прекрасно знает, что он любит маму и она его любит, но не может даже поставить вопрос: "А что именно означает утверждение о том, что мама меня любит, что мне помогает?" В чем это выражается? Иными словами, у ребенка, при его непосредственном восприятии мамы, полностью отсутствует рефлексия на это восприятие.

Рефлексия на это восприятие отсутствует именно ввиду его непосредственности, именно ввиду силы этого общения и непосредственной вовлеченности ребенка в это общение. Именно поэтому у него отсутствует взгляд со стороны на это общение, то есть рефлексия. Он не может говорить об этом как посторонний.

Ребенок находится ВНУТРИ этих отношений, а не рефлексирует на них. Именно таким, если хотите, детским, непосредственным,или, можно сказать, вовлеченным во все мироздание и в прямое общение с Богом выступает человек в ТаНаХе. Или, может быть, если вам слова "детский" и "непосредственный" кажутся отрицательной характеристикой, то можно дать и положительную характеристику; например, "непосредственно чувствующим Создателя". Это будет более положительная характеристика, но суть останется одна и та же.

Человек ТаНаХа вовлечен в прямое, непосредственное общение с Богом, а потому не рефлексирует на это. И это весь характер Бога в ТаНаХе. То есть Бог в ТаНаХе - это только КТО, и никогда не ЧТО, это только та личность, та, если хотите сказать,"мама", тот Создатель, с которым происходит общение, с которым вся жизнь связана непосредственно, и связана натурально, все время ярко, все время несомненно. Настолько ярко, непосредственно и несомненно, что не возникает никакого желания проводить рефлексию на эту вещь, не возникает никакого желания спросить: "А что такое это общение? А что представляет из себя Бог?" Как, например, у человека, пока он любит, не возникает желания подвергнуть формальному анализу понятие "любовь".Когда у него что-то в этой любви не так, он начинает рефлексировать и анализировать : "А что такое само понятие "любовь"?", то есть у него начинается рефлексия на эту любовь. Но пока он вовлечен в это чувство, то и рефлексии никакой не возникает.

И именно такими были отношения человека с Богом всю эпоху ТаНаХа.

Когда Журавлев пишет : "мадам Руха де Кудша, которая, наряду с Яхве вершит Священную Историю" , то это не соответствует действительности.

В иудаизме есть понятие руах а - кодеш.
Высший уровень пророчества называется – «невуа», «пророчество».
Более низкая ступень его – так называемый «руах а-кодеш», дословно «дух святости», часто именуемый Б‑жьим духом. Это иной вид общения с духовными мирами и получения информации из них.

Различие между пророчеством и духом святости, согласно Аризалю, в том, с какого уровня духовных миров они приходят.

Источник духа святости – сфира Малхут, источниками же пророчества служат другие сфирот, и в первую очередь Нецах и Год.
( Но это говорит о том, что не всё так просто и надобно бы еще знать и Каббалу, о которой Журавлев,естественно не имеет понятия .)

Руах а-кодеш также имеет бесчисленное множество ступеней: от «вдохновения», «озарения» новой идеей до получения Свыше таких сведений, которые совершенно выходят за границы этого мира.

Когда дух святости воспринимается разумом, он может быть чрезвычайно близок к уровню пророчества, когда же он посылается в сердце человека, полученное знание никогда не достигает той четкости, как воспринятое разумом.

То же место, которое занимает среди всех пророков Моше-рабейну, занимает Давид, царь Израиля, среди всех обладателей духа святости.

Моше-рабейну обладал даром пророчества самой высокой степени, и у Давида был такой уровень руах а-кодеш, что в этом с ним не мог сравниться никто. И выразился он в творении, которое во все времена и повсеместно считалось и продолжает считаться непревзойденным шедевром поэзии, а именно в книге Теилим – «Псалмы».

Издавна ни одну из книг Танаха не читают так часто, как эту. Вся книга разделена на пять разделов – наподобие Пятикнижия, – а также на семь частей, соответственно дням недели, и на тридцать – соответственно дням месяца. Кто желает – может закончить ее за неделю, кто желает – за месяц.

В такие моменты, когда необходима особая помощь Свыше, принято читать особенно много псалмов.

В изданиях Теилим в начале и конце обычно печатаются молитвы, которые произносят перед чтением псалмов и после него. В них упоминается, что и из первых, и из последних букв слов Теилим складываются Имена Всевышнего – те, которые известны только каббалистам. Так что когда читают эти слова, даже не понимая их смысла, призывают Всевышнего Его тайными Именами – и Он отвечает!

Вот что значит руах а-кодеш:

Давид создал текст, не только уникальный по своему поэтическому совершенству, но и содержащий в себе сокровенные тайны каббалы! Разве способен даже гениальный человеческий разум создать такой многослойный текст, который на любом уровне исследования обнаруживает поразительную связность и стройность!

Это доказывает, что дух святости не уступает пророчеству-невуа. Когда говорят, что он «ниже», чем пророчество, это отнюдь не означает, что он «слабее» или что пророчество «лучше».

Так же как, например, все сфирот необходимы для мира, дополняют и обогащают друг друга, так каждый из видов пророчества, обладая своими неповторимыми особенностями, дополняет другие.

И есть еще третий вид. В Талмуде (Йома, 9б) сказано, что, когда умерли последние пророки Танаха – Хагай, Зхарья и Малахи, – ушел руах а-кодеш, однако Всевышний продолжал посылать людям бат коль, совершенно иной вид Б-жественного откровения.

Вадим Журавлев писал(а):
Но давайте оставим эту незадачливую партнершу Творца Неба и Земли и отправимся в еще более далекое прошлое
Такого нет в иудаизме.
# 22 Мар 2013 15:03:45
Вадим Журавлев
Louiza писал(а):
на иврите Господь это не Яхве.
Наверно, здесь речь идет о названии сочинения. Мое название было "Семейная жизнь Господа нашего Саваофа". Слово "Господь" пришло в русский язык из церковнославянского языка, языка Елизаветинской Библии. Ветхий Завет Елизаветинской Библии - это перевод Септуагинты, древнего греческого перевода Еврейской Библии. Слово "Господь" Елизаветинской Библии соответствует греческому слову "кириос" Септуагинты. Этим словом греческие переводчики передавали слово "Йахве", когда встречали его в Vorlage, отражая этим qere perpetuum - при публичном чтении Танаха замену имени "Йахве" на "аданай" (Господин). В этом смысле слово "Господь" точно соответствует древнееврейскому "Йахве" и именно это соответствие использовано в названии.
# 22 Мар 2013 19:37:06
Louiza

Вадим Журавлев писал(а):
Мое название было "Семейная жизнь Господа нашего Саваофа".
Ув.Вадим ! Но ведь название данной темы совсем другое : "Семейная жизнь Господа нашего Яхве // Вадим Журавлев ".
При том, если Вы изучаете иврит, то должны знать , что Саваоф – одно из имен БожЬих в ТаНаХе.

По-еврейски – Цеваот (мн. число от существительного цава – воинство). Этого имени нет в ранних книгах ТаНаХа (от Бытия до Руфь), а встречается только в книгах Царств, Паралипоменон, Псалтири и пророков.

В Быт 1:1 стоит Элохим: «Бе-решит бара Элохим эт ха-шамайим ве эт ха-эрец».

Моисей впервые вводит концепцию личного имени Бога, пославшего его к Израилю. Это имя обозначается в Библии буквами יהוה (отсюда принятое в науке название — тетраграмматон, то есть `четверобуквие`).

Тетраграмматон יהוה перестали произносить вслух и вместо него стали употреблять Адонай (на иврите Господь) или, когда слово Адонай предшествует יהוה, Элохим.

Чтобы избежать произнесения даже священного имени Адонай вместо Яхве, вошло в обычай произносить на иврите Ха-Шем .

Запрет на произнесение вслух имени Яхве принято объяснять почтением к имени Бога; запрет опирается на расширительное толкование третьей заповеди (Исх. 20:7; Втор. 5:11; ), возбраняющей произносить имя Бога всуе (прямой смысл заповеди — запрет ложно клясться именем Бога).

Источники, условно обозначаемые латинскими буквами E (Элохист) и P (жреческий), не упоминают имени Яхве, пока оно не было открыто Богом Моисею (Исх. 3:13; 6:2–3), в то время как источник J (так называемый Яхвист) пользуется этим именем, начиная с Быт. 2:44, подразумевая таким образом, что это имя столь же древнее, как и история Авраhама.

В Вас заложен хороший творческий потенциал.
Вашу бы энергию да в мирных целях !

С уважением.
# 22 Мар 2013 22:42:36
Вадим Журавлев
Louiza писал(а):
Но ведь название данной темы совсем другое : Семейная жизнь Господа нашего Яхве // Вадим Журавлев
Вам не делает чести то, что Вы комментировали не оригинал. Оригинал есть здесь: http://vadym.web.cern.ch/vadym/asherah1.asp

У Вас есть возражения по названию?
# 22 Мар 2013 22:45:18
Louiza

Ув.Вадим ! Не Вам судить по поводу моей чести. Я озвучила материал,выставленный на форуме.

У Вас нет даже элементарных знаний ТаНаХа.
# 22 Мар 2013 23:05:38
Вадим Журавлев
Видите ли Вы проблемы в оригинальном названии "Семейная жизнь Господа нашего Саваофа"?
# 22 Мар 2013 23:07:57
Louiza

Вадим Журавлев писал(а):
Видите ли Вы проблемы в оригинальном названии "Семейная жизнь Господа нашего Саваофа"?
Это проходит красной нитью через всю Вашу "работу ".

Если бы Вы знали ТаНаХ, то никогда не написали этот нонсенс.
# 22 Мар 2013 23:09:46
Вадим Журавлев
В чем именно заключается проблемы, которые Вы видите в названии?
# 22 Мар 2013 23:12:28
Louiza

О какой "семейной жизни " hа-Шема идет речь ? (חס וחלילה ). Вы понимаете,о чем пишите ?

И вообще, Саваоф - Г-сподь воинств !
# 22 Мар 2013 23:17:12
Вадим Журавлев
Проблема в богохульстве?
# 22 Мар 2013 23:19:00
Louiza

Вадим Журавлев писал(а):
Проблема в богохульстве?
Вы ведь сами все прекрасно понимаете. Не маленький.
# 22 Мар 2013 23:21:37
Вадим Журавлев
Нет, я Вас не понимаю. Хотелось бы услышать конкретно, какую проблему Вы видите в названии.
# 22 Мар 2013 23:30:25
Louiza

Вадим Журавлев писал(а):
Нет, я Вас не понимаю. Хотелось бы услышать конкретно, какую проблему Вы видите в названии.
Само название Вашей работы говорит о том, что Вы ничего не знаете об иудаизме, не знаете ТаНаХа и никогда не учились в ешиве.

Louiza писал(а):
О какой "семейной жизни " hа-Шема идет речь ? (חס וחלילה ). Вы понимаете,о чем пишите ?

И вообще, Саваоф - Г-сподь воинств !
# 22 Мар 2013 23:38:07
Вадим Журавлев
Проблема о которой Вы упомянули - слишком субъективна. Я не буду ее обсуждать.

Далее, Вы считаете, что "никакого отношения Яхве к христианам не имеет. Это Творец Вселенной...". Однако, именно это говорится в первом члене Никейского Символа Веры: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. На чем основано Ваше мнение?
# 22 Мар 2013 23:49:36
Louiza

Вадим Журавлев писал(а):
Проблема о которой Вы упомянули - слишком субъективна. Я не буду ее обсуждать.
אין כפיה ברוחניות - эйн кфия бэруханиют - нет принуждения в духовном.

Вадим Журавлев писал(а):
Далее, Вы считаете, что "никакого отношения Яхве к христианам не имеет. Это Творец Вселенной...". Однако, именно это говорится в первом члене Никейского Символа Веры: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. На чем основано Ваше мнение?
Если Вы изучали историю христианства , то знаете , что "своего " христиане ничего не имеют ,кроме евангелий и писем.
Даже ТаНаХ они "экспроприировали " у евреев, обозвав его так называемым " Ветхим Заветом ".

Естественно , из ТаНаХа они и узнали о Творце. Не сами ведь они пришли к этому.

Если евреи всю свою жизнь живут под девизом דע את אלקי אביך ועבדהו - да эт элокэй авиха вэ авдэhу - познай Творца и служи ему, то христиане Его не знают.

Наблюдая за ними , я вижу просто зомбированных людей , ничего не знающих о Творце.
|1|2|3| >>>
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.