Scisne?

Культура приматов. Как шимпанзе стали людьми // Франс де Вааль ≫ Похожее

Публикации: 738
|1|2|3|4|5|…|37| >>>
  • Размер и материал орудий, которыми шимпанзе раскалывают орехи, обусловлен культурной традицией, которая существует в различных популяциях этих животных.
  • Как известно, шимпанзе умеют изготавливать орудия труда и даже поддерживают различные традиции этого ремесла. Однако авторы статьи выяснили, что шимпанзе являются единственными живыми существами, помимо человека, кто использует собственноручно изготовленные орудия для охоты на крупных существ.
  • Человекообразные обезьяны могут изготавливать украшения из подручных средств и затем вводить их в моду среди своих сородичей. Об этом говорится в статье голландских ученых из Института психолингвистики общества Макса Планка, опубликованной в журнале Animal Cognition.
  • Обитающие в Западной Африке шимпанзе забрасывают камнями не только противников, но и безобидные деревья. Приматологи считают, что это странное поведение может быть простейшей формой ритуала или символического действия.
  • Елена Наймарк
    Ученые наблюдали за группой шимпанзе, переселенных из нидерландского национального парка в шотландский зоопарк. По мере налаживания животными новых социальных связей изменились и звуковые сигналы, обозначающие пищевые продукты. В частности, слово-сигнал «яблоко» у голландских шимпанзе стал звучать «по-английски». Правда, при этом остался небольшой «голландский» акцент. Ученые связывают выучивание нового звучания с необходимостью построения социальных контактов, а не с изменением отношения к самим продуктам или необходимостью смыслового указания на них.
  • Биолог и психолог Жанна Резникова о сигнальной наследственности, 39 моделях поведения шимпанзе и животных-изобретателях.
  • Филиппова Г. Г.
    Ученые выясняли сходство и различия в способностях обезьян (4 особи в возрасте от 9 мес. до 4.5 лет) и детей (98 испытуемых, 9 мес. - 2 года) осваивать способы действия с намерением получить определенный результат. Работа приведена на основе анализа рисунков испытуемых, выполненных под руководством экспериментатора либо, в более позднем возрасте, самостоятельно.
  • Режникова Ж. И.
    Несмотря на возрастающее число публикаций, посвященных социальному обучению у животных, до сих пор неясно, какие факторы способствуют, а какие препятствуют распространению новых форм поведения. Эксперименты с муравьями привели нас к гипотезе распределенного социального обучения. Неужели генетическая предрасположенность — лучший «учитель»? В лекции обсуждаются возможные механизмы становления «культуры» у животных.
  • Резникова Ж. И.
    Известный канадский натуралист и писатель Э.Сетон Томпсон еще в конце XIX в. отмечал, что животные наследуют знания от предков, приобретают самостоятельно и усваивают от сородичей. Последний источник в современной поведенческой и эволюционной экологии трактуется как социальное обучение. Этим путем животные могут получить множество жизненно важных сведений: чем питаться и как добывать пищу, как устраивать жилье и где искать убежища, кто годится для создания семьи, чего ждать от представителей других видов (они могут быть объектами охоты, врагами, конкурентами или, напротив, полезными сожителями).
  • Франс де Вааль
    Сочувствие, сотрудничество, чувство справедливости и взаимного сосуществования, забота о благополучии окружающих — все эти черты, кажется, присущи сугубо человеку. Однако Франс де Ваал демонстрирует некоторые удивительные видео поведенческих тестов с приматами и другими млекопитающими, которые показывают, что мы разделяем многие из этих моральных принципов.
  • Пересматривая фильм, мы обычно готовимся увидеть снова самые любимые или просто самые запоминающиеся моменты. Например, на фильме ужасов мы можем заранее закрыть глаза – или же, наоборот, открыть их пошире в предвкушении зловещей сцены. Оказывается, такой же способностью предвкушать, что будет в фильме дальше, обладают человекообразные обезьяны.
  • У Георгия Победоносца со змеем получается эффектнее, конечно. Пронзает он на загляденье. Поэтому шимпанзе, протыкающую палкой другую обезьяну, мы на гербе Москвы, скорее всего, не увидим никогда. Но это, впрочем, не мешает примату, охотящемуся с самодельным копьём наперевес, рассказать нам кое-что о человеческой эволюции.
  • Присущее даже годовалым детям чувство справедливости и умение беспристрастно оценивать поступки других людей возникло благодаря тому, что эта способность была необходима нашим предкам для нормального функционирования долгосрочных «союзов» с другими особями в стае или группе, которые способствовали самому оптимальному распределению ресурсов и максимальному выживанию их членов. К такому выводу пришли антропологи, десять лет наблюдавшие за поведением животных в аналогичных ситуациях.
  • Александр Марков
    Американские антропологи обнаружили, что юные шимпанзе охотно делятся пищей со сверстниками, но с возрастом становятся всё более жадными. У бонобо детское добродушие сохраняется на всю жизнь. Другие особенности поведения бонобо тоже указывают на некоторую «задержку развития» по сравнению с шимпанзе. Новые результаты подтвердили гипотезу, согласно которой изменения в скорости и хронологической последовательности формирования разных психических черт играют важную роль в эволюции человекообразных.
  • Группа исследователей из Франции и Голландии сообщила о первом случае спонтанной «игры» на барабане у шимпанзе, которая по своим поведенческим, эстетическим и формально-музыкальным характеристикам похожа на исполнение простейших музыкальных мелодий.
  • Александр Марков
    Наблюдения за дикими шимпанзе в лесу Будонго (Уганда) показали, что шимпанзе не только предупреждают сородичей об опасности (змее) при помощи звуковых сигналов, поз и взглядов, но и учитывают при этом степень информированности особи, которой адресован сигнал. Подкладывая модели ядовитых змей на маршрутах обезьяньих прогулок, исследователи обнаружили, что особь, заметившая змею, активнее подает предупреждающие сигналы, если другая обезьяна, находящаяся поблизости, тем или иным способом (включая голосовые сигналы) демонстрирует свою неосведомленность об опасности. Результаты согласуются с идеей о том, что шимпанзе умеют оценивать информированность сородичей и учитывать это при коммуникации.
  • Александр Марков
    Начиная с 14-месячного возраста дети способны правильно оценивать смысл и мотивацию чужих поступков, отличая случайные действия от целенаправленных; при этом они учитывают обстоятельства, в которых находится человек, за которым они наблюдают. Американские этологи показали, что сходными способностями обладают и обезьяны, причем не только человекообразные. По-видимому, умение неформально анализировать чужое поведение развилось у приматов не позднее чем 40 миллионов лет назад, когда разделились эволюционные линии обезьян Старого и Нового Света.
  • Самые умные, самые развитые обезьяны — человекообразные. Их 4 вида: орангутаны, гориллы, шимпанзе и карликовые шимпанзе, или бонобо. Шимпанзе и бонобо очень похожи друг на друга, а другие два вида совершенно не похожи ни на шимпанзе, ни друг на друга. Но, тем не менее, у всех человекообразных обезьян много общего.
  • Елена Наймарк
    Немецкие ученые в течение 30 лет вели наблюдения за группами шимпанзе в естественной среде. Они установили, что в природе шимпанзе нередко берут на воспитание детенышей-сирот, потерявших мать. Такой поступок связан с исключительными личными затратами и рисками; он не приносит приемным родителям никакой пользы. Это проявление настоящего альтруизма, какого в условиях неволи ученым зафиксировать не удавалось. Альтруистическое поведение у шимпанзе, как и в человеческих обществах, формируется при наличии мощного внешнего врага и межгрупповых конфликтов.
  • На вопрос о том, какие виды обезьян относятся к группе человекообразных, многие люди, не задумываясь, отвечают: «шимпанзе, горилла, орангутан». Те, кто более сведущ в зоологии, называют еще гиббона. А вот о существовании нашего куда более близкого родственника, бонобо, или карликового шимпанзе, мало кто знает. И это при том, что набор генов бонобо совпадает с набором генов человека на 98%!
|1|2|3|4|5|…|37| >>>