Scisne?

Вера в бога и психические заболевания ≫ Похожее [4]

Публикации: 912
<<< |1|2|3|4|5|6|7|8|…|46| >>>
  • Андрей Гасан
    Наше восприятие мира — это карта знаний о людях, о странах, о местах. И нередко так получается, что в эту систему помимо правильных и проверенных знаний втискиваются похожие на правду и не очень мифы. Андрей Гасан — аспирант по направлению "Социальная психология". Кому как не Андрею рассказывать о современных предрассудках, суевериях и лженаучных идеях, а также о причинах их распространения в массовом сознании людей. Почему мы во всё верим?
  • Исходная гипотеза ученых была иной: те, кто верят в ангела (или духа-хранителя), должны спокойнее относиться к опасным ситуациям — ведь ангел всегда их защитит. Но оказалось все ровно наоборот.
  • Мистические верования распространены по всему миру и пестрят своим многообразием. Кто-то не ест свинину, кто-то молится, чтобы призвать дождь, кто-то символически ест плоть своего Бога, верит в летающие тарелки, ясновидение, астрологические прогнозы или плохие приметы. Не секрет, что многие люди склонны принимать подобные идеи на веру, не требуя строгих доказательств и обоснований, основываясь на собственной интуиции и ощущениях. Другая группа людей теряется в догадках: откуда берутся такие представления о мире? Эти две группы людей могут спорить до бесконечности, чаще всего безуспешно. Хотя вопросы существования Бога или духов строго научными не являются, ученые разных специальностей пытаются разобраться в проблемах более приземленных: почему одни люди склонны к вере, а другие нет? как могли возникнуть религии и поверья? что способствует их сохранению?
  • Александр Розов
    Клерикалы, представляющие церкви монотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма и сходных учений) утверждают, будто их учения лежат в основе человеческой цивилизации – и на этом основании требуют для себя множества привилегий, особого статуса, участия в государственном управлении и введения религиозной компоненты в общее образование. Они обожают рассуждать об облагораживающем нравственном значении своих культов, об их роли в человеческой культуре, и об их неземном происхождении. Ниже будет показано, как на самом деле произошли монотеистические культы личностных богов. Мы увидим, что все они являются атавизмами, связанными с социальной зоопсихологией приматов, и чем больше человек им следует, тем ниже опускается к уровню своих предков – обычных неразумных животных.
  • Александр Сергеев
    Вера всегда давала человеку что-то, ради чего он готов был отдавать жизнь свою и своих близких, совершать подвиги или убивать всех подряд. Но мы живем в эпоху, которую создал интеллект. Есть ли в нашем времени место религии? Или все-таки вера незаменима? И как атеистам стоит воспринимать религию? Об этом смотрите наш особый выпуск с Александром Сергеевым.
  • Франс де Вааль
    На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль - не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям. Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: "Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего"?
  • Александр Марков
    Историки давно обсуждают возможную связь между усложнением общественного устройства и распространением религиозных верований, способствующих просоциальному поведению. Однако природа этой связи остается спорной. Анализ детальных исторических данных по 30 регионам показал, что радикальное усложнение общества обычно предшествует появлению веры в сверхъестественное наказание за аморальное поведение, а не наоборот. Как правило, такая вера появляется лишь после достижения обществом численности населения порядка миллиона человек. Стандартизованные религиозные ритуалы часто появляются задолго до веры в богов-морализаторов. Возможно, единые ритуалы являются более значимой предпосылкой усложнения общества, чем содержание религиозных верований: важно, как поклоняться, а не кому.
  • В клетке сидят четыре обезьяны. Чем заняться обезьянам в клетке? Конечно, они резвятся, иногда устраивают потасовки, а потом ищут друг у друга вшей и прочих насекомых в знак примирения. У них те же самые страсти, что и у людей, только проявляют они их по-своему. Но, как говорится, голод - не тётка и вскоре начинает вступать в свои права. А на самом верху клетки, над самой ее серединой, висят бананы - целая связка. Обезьяны начинают коситься на пищу. Надо в скобках заметить, что тут же в углу клетки находится лестница-стремянка…
  • Ученые всерьез обеспокоены растущим разрывом между прогрессом науки и отсталостью общественного сознания, прозябающего в плену невежества и предрассудков. Исследования последних лет выявили связь между неприятием определенных научных теорий взрослыми людьми и психологией маленьких детей. В частности, свойственная детям «неупорядоченная телеология» – склонность приписывать каждому предмету цель, ради которой он был кем-то сделан – является одной из причин удивительной живучести креационизма.
  • Владимир Ковальзон
    Когда начали изучать осознанные сновидения? Как человек переживает сновидения? Как используют методы управления сновидениями для психотерапии? И могут ли осознанные сновидения быть опасны? Об этом рассказывает доктор биологических наук Владимир Ковальзон.
  • Александр Марков
    США занимают лидирующее положение среди стран первого мира как по уровню религиозности населения, так и по показателям «общественного неблагополучия». Вопрос о природе связи между религиозностью и неблагополучием остается спорным. Статистический анализ данных по 50 штатам США показал, что эта связь, по-видимому, является не прямой, а опосредованной. Полученные результаты подтверждают гипотезу, согласно которой религиозность и неблагополучие — два относительно независимых следствия высокого уровня социального неравенства в США.
  • Ричард Докинз
    В книге Ричард Докинз утверждает, что вера в сверхъестественного создателя — это ложное убеждение, которое, подобно мании, не меняется в зависимости от фактов. Он приводит высказывание Роберта Пирсига, что «когда один человек одержим иллюзиями — это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями — это называют религией».
  • Метаисследование, проведенное американскими психологами, подтвердило отрицательную корреляцию между религиозностью и уровнем интеллекта. Коэффициент корреляции может составлять от -0,20 до -0,25, причем наиболее вероятным значением исследователи называют -0,24. Учеными предложено несколько возможных объяснений этой корреляции.
  • Верил ли Альберт Эйнштейн в бога? Многие верующие приводят Эйнштейна как пример выдающегося ученого, который был таким же верующим, как они. И это якобы опровергает идею, что наука противоречит религии или что наука атеистична. Однако Альберт Эйнштейн последовательно и недвусмысленно отрицал веру в персонифицированных богов, которые отвечают на молитвы или принимают участие в человеческих делах – а ведь именно такого рода богу поклоняются верующие, которые утверждают, что Эйнштейн был одним из них.
  • Скандальное увольнение самого известного богослова страны из Московской православной духовной академии — явное свидетельство неспособности церковных верхов управлять, а низов жить по-старому. Некоторые горячие сторонники отца Андрея уже видят в нем едва ли не русского Мартина Лютера. Сам он, впрочем, скромничает: «Я не пророк, а коммуникатор». Но, как сказано в Писании, «неисследимы пути Его». Ярким подтверждением библейской истины является и жизненный путь неистового протодиакона.
  • Высокий интеллект связан с либеральными политическими взглядами, атеизмом и мужской моногамией. Интеллектуальные люди статистически более склонны разделять социальные, религиозные и политические взгляды, которые являются новыми в истории человеческой эволюции. В частности, либерализм и атеизм, а также предпочтение иметь единственного сексуального партнера у мужчин (но не у женщин) коррелирует с высоким интеллектом.
  • Ганушкин П. Б.
  • Эта странная привычка, по всей видимости, может считаться одним из определяющих атрибутов религии. Большинство верующих молятся – своему богу или святым, пророкам, ангелам и младшим божествам. Молятся по разным причинам, о которых и пойдет речь дальше.
  • Деизм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.
<<< |1|2|3|4|5|6|7|8|…|46| >>>