Scisne?

Муравьи заботятся о раненых собратьях ≫ Похожее [4]

Публикации: 1128
<<< |1|2|3|4|5|6|7|8|…|57| >>>
  • Александр Марков
    Эксперименты показали, что перназальное введение окситоцина усиливает склонность жертвовать деньги на помощь иностранным беженцам, но не у всех, а только у людей, изначально не склонных к ксенофобии. Испытуемые, у которых предварительное анкетирование показало высокий уровень ксенофобии, не склонны к такой благотворительности ни до, ни после введения окситоцина. Однако окситоцин все-таки повысил объем пожертвований, совершаемых ксенофобами, после того как им сообщили, сколько денег пожертвовали на беженцев другие испытуемые. Результаты согласуются с идеей о том, что окситоцин не улучшает отношение к чужакам, но усиливает склонность к соблюдению социальных норм.
  • Давно доказано: люди получают удовольствие, помогая ближнему. С животными сложнее: их корысть может быть неявной, а помощь сородичам – инстинктивной. Доказать, что обезьяны действительно рады делать добро, всё-таки удалось, поставив изысканный эксперимент на капуцинах.
  • Альтруизм оказался не свойством характера, а физиологической особенностью организма. Нейромедикам даже удалось вычислить, где в мозге кроется «Центр альтруизма».
  • Ричард Докинз
    В книге английского автора представлен один из современных подходов к проблеме эволюции. Рассмотрены биологические основы поведения и его роль в естественном отборе. Книгу отличает блестящий, увлекательный стиль изложения.
  • По мнению новозеландского микробиолога Пола Рейни, тело многоклеточного организма могло возникнуть благодаря кооперации клеток, жертвующих собственным репродуктивным потенциалом ради блага колонии, а половые клетки образовались из клеток-обманщиков, которые пользовались преимуществами жизни в колонии, но не делали личного вклада в ее процветание
  • Елена Наймарк
    Ученые из Университетского колледжа в Лондоне продемонстрировали, что информация о переживании боли ближним вызывает в мозгу у человека возбуждение болевых центров, то есть буквально — сочувствие или сострадание. Как выяснилось, сочувствие вызывают честные люди. К нечестным сочувственно относятся только женщины, у мужчин же при виде страданий мошенника возбуждаются нейроны в центрах удовольствия.
  • И биологи, и экономисты неоднократно убеждались в том, что эгоизм окупается. Вирусы крадут ферменты, чтобы воспроизводиться. Злостные неплательщики используют в своих интересах издержки коммунального обслуживания и процветают. Да и, согласно теории игр, мошенники неизменно одерживают верх над альтруистами. И, тем не менее, сотрудничество неотъемлемый признак как человеческого общества (примеры варьируются от кондоминиума до Организации Объединенных Наций), так и животного мира. Муравьи живут колониями. Львы охотятся группами. Рабочие пчелы трудятся на собратьев и даже гибнут, защищая улей. Как же могло возникнуть стремление к кооперации усилий и возможностей?
  • В статье описаны неродственные самцы ящериц, которые вступают в своеобразные товарищества для защиты своей территории. Партнерство часто оказывается взаимовыгодным, позволяя участникам вместе дать жизнь большему числу продолжателей рода, чем по отдельности. Правда, часто случается, что самец, больше уделяющий внимания защите группы от агрессии со стороны других ящериц, производит меньше потомства, чем его партнер.
  • Пчелиная колония, оставшаяся без королевы, может и не погибнуть: пчёлы-рабочие в таком улье не просто начинают сами откладывать яйца, но и продолжают заботиться о потомстве, совмещая рабочую и царственную функции.
  • Скулачев В. П.
    Более восемнадцати веков назад римский врач и естествоиспытатель Гален предложил термин «апоптоз», что в переводе с греческого значит «листопад». Так он назвал процесс, обусловливающий опадение листьев осенью. Из хорошо известного факта, что листья опадают только с живых деревьев, сломанные же уходят в зиму с побуревшей, но неопавшей листвой, Гален сделал вывод о «запрограммированности» (говоря современным языком) осеннего отмирания листьев. Очевиден его биологический смысл: зимние снега сломают ветви, если они своевременно не избавятся от листьев.
  • Положение обезьяны в социальной иерархией меняют активность примерно тысячи генов.
  • Вязовский А. В.
    Написать эту работу меня побудил недавний спор между верующими и атеистами в дискуссионном клубе "Ареопаг" на тему морали. До сих пор (к своему стыду) я не имел четко сформулированного мнения относительно этого вопроса - с трудом различал этику, мораль и нравственность, упрощенно понимал мораль как некие бытующие в определенном обществе принципы и нравы, кроме этого не задумывался почему и как они (принципы и нравы) появились именно в этом социуме т.д. Так долго продолжаться не могло и вот я предлагаю Вашему вниманию плод моих размышлений на вышеуказанную тематику.
  • Группа исследователей показала, что степень нашего доверия по отношению к человеку, которого мы видим впервые, во многом опирается на наш предшествующий опыт. Так, на основании визуального сходства между этим новым человеком и людьми, которых мы знаем достаточно хорошо, чтобы судить об их честности, наш мозг приписывает незнакомцу свойства этих людей. Получается, что внешнее сходство с нечестным человеком может сыграть с вами злую шутку и вызвать к вам неоправданное недоверие.
  • Роберт Райт
  • Александр Марков
    Две группы исследователей из Швеции и США независимо друг от друга получили похожие результаты в ходе изучения поведения одно- и разнояйцовых близнецов в «играх на доверие». Оказалось, что склонность к альтруизму и кооперативному поведению подвержена индивидуальной изменчивости, причем имеющиеся различия как минимум на 10–20% определяются наследственностью (генами), а не воспитанием и жизненным опытом.
  • В экспериментах по искусственной эволюции удалось зарегистрировать мутацию, в результате которой бактерии Myxococcus xanthus приобрели сразу два полезных свойства: способность к образованию плодовых тел и защищенность от паразитов. Мутация состояла в замене одного нуклеотида в регуляторной области гена
  • Японские зоопсихологи показали, что собаки и обезьяны судят о людях на основе того, как они обращаются с другими людьми. Животные негативно оценивали людей, несправедливо поступавших с другими, и отдавали предпочтение тем, кто помогал другим людям.
  • Александр Марков
    Почти все дети до 3–4 лет ведут себя как абсолютные эгоисты, однако к 7–8 годам они начинают думать и о других. Европейские психологи установили, что забота о ближнем у детей обусловлена не столько бескорыстным желанием помочь, сколько эгалитаризмом — стремлением к равенству. Одновременно с эгалитаризмом у детей развивается парохиализм — преимущественная забота о членах «своей» социальной группы, причем у мальчиков эта черта выражена сильнее, чем у девочек. Полученные результаты согласуются с теорией, согласно которой у первобытных людей альтруизм, эгалитаризм и парохиализм развивались параллельно под действием одного и того же определяющего фактора — частых межгрупповых конфликтов.
  • Александр Марков
    Германские энтомологи из берлинского Института передовых исследований (Institute for Advanced Study) показали, что альтруистическое поведение у пчел и ос является не добровольным, а вынужденным. Рабочие особи воздерживаются от откладывания собственных яиц не потому, что им выгоднее заботиться о потомстве царицы, чем о своем собственном, а потому, что их яйца уничтожаются товарищами по гнезду.
  • Викиновости задали несколько вопросов известному популяризатору науки, доктору биологических наук, и. о. заведующего кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ, ведущему научному сотруднику Палеонтологического института РАН — Александру Маркову.
<<< |1|2|3|4|5|6|7|8|…|57| >>>