Scisne?

Муравьи заботятся о раненых собратьях ≫ Похожее [5]

Публикации: 1128
<<< |1|2|3|4|5|6|7|8|9|…|57| >>>
  • Замечательная датская художница Humon создала серию милых рисунков, иллюстрирующих разнообразные типы распределения гендерных ролей в мире животных.
  • Елена Наймарк
    Группа американских ученых, проведя эксперименты на дрозофилах, показала, что длительность сна плодовой мушки зависит от интенсивности «общения» с собратьями: чем больше социальная группа, тем дольше последующий сон. В то же время у мушек, лишенных зрения и обоняния, продолжительность сна не изменяется, каким бы массовым ни было окружение. В тех же экспериментах удалось обнаружить, что в регуляции длительности сна участвует дофамин. Длительность сна изменяется под действием тех же генов, которые отвечают за формирование долговременной памяти.
  • Атеисты, агностики и ненабожные люди чаще руководствуются чувством сострадания, помогая незнакомцам, чем верующие, несмотря на то что призыв возлюбить своего ближнего является для христианства основополагающим и регулярно звучит с амвонов и церковных кафедр. Таковы результаты социологического исследования американских ученых.
  • Американские биологи обнаружили, что самки обыкновеных вампиров (Desmodus rotundus) делятся добытой кровью с другими самками в группе, чтобы быть уверенными, что их накормят в свою очередь.
  • Обезьяны способны так же остро испытывать чувство несправедливости, как и человек. И реагируют на такую обиду они схожим образом: прекращают работать, отказываются от наград и кидаются в работодателей чем попало. По мнению учёных, чувство справедливости эволюционно обусловлено.
  • Ученые выяснили, что шимпанзе, которые славятся просоциальным поведением, предпочитают делиться добытой едой только с теми, кто к ним дружелюбен. Изучив поведение двадцати особей, исследователи обнаружили, что дружба влияет на желание поделиться с другим больше, чем угрозы или предложение бартера.
  • Александр Марков
    Четыре исследования, проведенные среди представителей шести религиозных конфессий, показали, что люди, регулярно посещающие богослужения, в большей степени склонны к проявлениям религиозного фанатизма и ненависти к иноверцам, вплоть до одобрения террористов-самоубийц. Частота молитв, однако, не имеет такого эффекта. Эти результаты подтверждают идею о том, что совместные религиозные действа — но не религиозные верования как таковые — являются мощным фактором укрепления «парохиального альтруизма», то есть преданности «своим» в сочетании с ненавистью к «чужакам».
  • Исследователи показали, что шимпанзе способны не только на взаимовыгодное сотрудничество, но и могут пожертвовать едой ради другого. Правда, обезьяны поступают так после того, как этот другой рисковал, чтобы помочь им.
  • Способность к сопереживанию (эмпатии), ранее считавшаяся свойственной только человеку, есть и у животных. Оказалось, что зрелище чужих страданий повышает чувствительность мышей к собственным болевым ощущениям. Однако этот эффект проявляется лишь в том случае, если «страдающая» мышь перед этим жила вместе с подопытной не менее двух недель. К боли, испытываемой незнакомцами, мыши равнодушны.
  • Елена Наймарк
    Американские ученые провели ряд поведенческих экспериментов по различению эмпатии и реципрокного (взаимного) альтруизма, работающего по схеме «ты мне — я тебе». Поведенческие эксперименты были совмещены с томографическим сканированием мозга, поэтому удалось показать и явный эффект той или иной стимуляции (эмпатия или альтруизм), и скрытую картину работы мозга. Общий результат действия обоих стимулов был сходным: испытуемые одинаково высоко оценили и сострадательные порывы (эмпатия) и поступки с расчетом на награду (реципрокный альтруизм). Однако картины активированных связей в мозгу, приводящих к этим внешне сходным результатам, оказались в значительной мере различными. Мозгу не важны философско-культурные оценки того или иного вида добрых поступков: бескорыстие и расчет он распознает по-своему и соответствующим образом работает с этими стимулами.
  • Антрополог Робин Данбар, изучая данные по человекообразным обезьянам, обнаружил, что численность их стаи подчиняется определённому закону. Есть максимальное количество членов стаи. Если стая разрастается и её численность превышает порог, она разделяется на две. Причём для разных видов этот предельный размер получается разным.
  • Математики все время норовят описать нашу жизнь как формулу. Порой получается очень убедительно. Но это только до тех пор, пока в игру не вступают чисто человеческие переменные — совесть, доверие, жажда справедливости, эгоизм, альтруизм. Тут математика перестает работать и начинается как минимум психология. Мы отобрали десять самых ярких интеллектуальных игр, в основе которых жизнь во всем многообразии ее проявлений
  • Александр Марков
    Изучив решения, принимаемые представителями разных слоев общества в экономических играх, американские экономисты обнаружили радикальные различия между рядовыми американцами и представителями «элиты» (к которой были отнесены студенты наиболее престижных учебных заведений, а также граждане с высоким доходом в сочетании с хорошим образованием). Представители элиты, независимо от своих осознанных политических предпочтений и партийной принадлежности, оказались более склонны к эгоизму (в противовес заботе об интересах других людей). Кроме того, элита придаёт большее значение эффективности (понимаемой как совокупный общий выигрыш), чем равенству в распределении материальных благ.
  • Александр Марков
    Окситоцин — вещество, выделяемое некоторыми клетками мозга, — играет важную роль в социальном поведении животных, включая человека. Эксперименты показали, что под действием окситоцина мужчины становятся более чувствительными к положительно окрашенным словам, связанным с отношениями между людьми, однако окситоцин не влияет на восприятие слов, относящихся к другим смысловым категориям.
  • Ученые показали, что шимпанзе способны обуздывать внутригрупповое соперничество ради взаимовыгодного сотрудничества. Тем самым удалось опровергнуть тезис о неспособности этого вида обезьян к кооперации. При этом у шимпанзе, как и у человека, существуют определенные механизмы влияния на поведения других особей. По мнению ученых, это говорит в пользу существования у приматов сходных поведенческих установок на сотрудничество.
  • Присущее даже годовалым детям чувство справедливости и умение беспристрастно оценивать поступки других людей возникло благодаря тому, что эта способность была необходима нашим предкам для нормального функционирования долгосрочных «союзов» с другими особями в стае или группе, которые способствовали самому оптимальному распределению ресурсов и максимальному выживанию их членов. К такому выводу пришли антропологи, десять лет наблюдавшие за поведением животных в аналогичных ситуациях.
  • Татьяна Карягина
    Умение сопереживать другому называют необходимым условием для личностного развития и роста. Как эмпатия помогает человеку оставаться человеком? Психолог Татьяна Карягина рассказала, почему термин «эмпатия» стал общеупотребимым понятием.
  • Уже давно известно, что сочувствие другому человеку, испытывающему боль, активирует в мозге те же области, которые отвечают за чувство нашей собственной боли. Поэтому давно существует гипотеза о том, что «абстрактные» ощущения (представления о чужой боли, на которых основана эмпатия) обеспечиваются теми же нейронными контурами, которые отвечают за «истинные» чувства (собственное ощущение боли). Ученым из Австрии и Швеции удалось показать, что это действительно так: заставляя (с помощью плацебо) человека думать, что на его чувствительность к боли было оказано влияние, ученые изменяли и его способность к эмпатии.
  • Станислав Дробышевский
    Какие были причины возникновения морали у приматов? Только ли Homo Sapiens свойственна забота о ближних? Как проявлялись альтруизм и агрессия у других видов людей? Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова рассказывает о пути становления человеческой морали, как на протяжении всей истории были связаны мораль и поведение человека, какие археологические находки свидетельствуют об этом, и что может произойти с нравственностью человека в ближайшем будущем.
  • Ричард Докинз
    Чарльз Дарвин в «Происхождении видов» утверждал, что эволюцией управляла жестокая борьба за существование. Для многих биологов естественный отбор – слишком мрачная теория. Разумеется, природа бывает безжалостной и бессердечной. Но как объяснить проявление доброты в природе: предупреждающие крики, скучивание для тепла и комфорта, взаимная чистка шерсти. Животные проявляют альтруизм. Они оказывают услугу ближнему за что-нибудь взаимное. Почему?
<<< |1|2|3|4|5|6|7|8|9|…|57| >>>