Scisne?

Какая польза от религии? // Ричард Докинз ≫ Похожее [2]

Публикации: 1215
<<< |1|2|3|4|5|6|…|61| >>>
  • Андрей Гасан
    Наше восприятие мира — это карта знаний о людях, о странах, о местах. И нередко так получается, что в эту систему помимо правильных и проверенных знаний втискиваются похожие на правду и не очень мифы. Андрей Гасан — аспирант по направлению "Социальная психология". Кому как не Андрею рассказывать о современных предрассудках, суевериях и лженаучных идеях, а также о причинах их распространения в массовом сознании людей. Почему мы во всё верим?
  • Положение человека в традиционных сообществах в значительной степени зависит от степени его религиозности — чем активнее человек принимает участие в общепринятых религиозных практиках, тем выше его социальный статус, и эта закономерность, в свою очередь, влияет на формирование социальных отношений в рамках общины. К такому выводу пришла антрополог Элеонор Пауэр (Eleanor A. Power) из Института Санта-Фе, изучавшая традиционные сообщества в Индии.
  • Евгения Тимонова
    Вы знали, что у животных (от которых мы произошли когда-то) есть этика и эстетика, вера и знание? Ну а откуда бы иначе мы с вами взялись такие умные? Вера и наука — «смешать, но не взбалтывать!». Что произойдет, если все-таки смешать, вы не только услышите, но и увидите — оратор Евгения Тимонова не только рассказывает о последствиях, но и демонстрирует на опыте прямо на сцене!
  • Франс де Вааль
    На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль - не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям. Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: "Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего"?
  • В клетке сидят четыре обезьяны. Чем заняться обезьянам в клетке? Конечно, они резвятся, иногда устраивают потасовки, а потом ищут друг у друга вшей и прочих насекомых в знак примирения. У них те же самые страсти, что и у людей, только проявляют они их по-своему. Но, как говорится, голод - не тётка и вскоре начинает вступать в свои права. А на самом верху клетки, над самой ее серединой, висят бананы - целая связка. Обезьяны начинают коситься на пищу. Надо в скобках заметить, что тут же в углу клетки находится лестница-стремянка…
  • Ученые всерьез обеспокоены растущим разрывом между прогрессом науки и отсталостью общественного сознания, прозябающего в плену невежества и предрассудков. Исследования последних лет выявили связь между неприятием определенных научных теорий взрослыми людьми и психологией маленьких детей. В частности, свойственная детям «неупорядоченная телеология» – склонность приписывать каждому предмету цель, ради которой он был кем-то сделан – является одной из причин удивительной живучести креационизма.
  • Александр Марков
    Историки давно обсуждают возможную связь между усложнением общественного устройства и распространением религиозных верований, способствующих просоциальному поведению. Однако природа этой связи остается спорной. Анализ детальных исторических данных по 30 регионам показал, что радикальное усложнение общества обычно предшествует появлению веры в сверхъестественное наказание за аморальное поведение, а не наоборот. Как правило, такая вера появляется лишь после достижения обществом численности населения порядка миллиона человек. Стандартизованные религиозные ритуалы часто появляются задолго до веры в богов-морализаторов. Возможно, единые ритуалы являются более значимой предпосылкой усложнения общества, чем содержание религиозных верований: важно, как поклоняться, а не кому.
  • Группа ученых из США, Канады, Иордании, Катара, ЮАР, Турции и Китая изучили альтруистические поведения детей и выяснили, что существует отрицательная взаимосвязь между религиозностью семьи и ребенка и альтруизмом, то есть нерелигиозные дети оказались более щедрыми.
  • Авторы исследования сообщают, что после магнитной стимуляции мозга вера в ангелов, в демонов, в ад и рай, в бога и в дьявола слабела примерно на треть – на 32,8%.
  • Александр Марков
    США занимают лидирующее положение среди стран первого мира как по уровню религиозности населения, так и по показателям «общественного неблагополучия». Вопрос о природе связи между религиозностью и неблагополучием остается спорным. Статистический анализ данных по 50 штатам США показал, что эта связь, по-видимому, является не прямой, а опосредованной. Полученные результаты подтверждают гипотезу, согласно которой религиозность и неблагополучие — два относительно независимых следствия высокого уровня социального неравенства в США.
  • Ричард Докинз
    Эволюционный биолог Ричард Докинз объясняет, почему люди склонны переоценивать собственные страдания и недооценивать страдания других животных.
  • Высокий интеллект связан с либеральными политическими взглядами, атеизмом и мужской моногамией. Интеллектуальные люди статистически более склонны разделять социальные, религиозные и политические взгляды, которые являются новыми в истории человеческой эволюции. В частности, либерализм и атеизм, а также предпочтение иметь единственного сексуального партнера у мужчин (но не у женщин) коррелирует с высоким интеллектом.
  • Николай Михайлович Амосов (6 декабря 1913, около Череповца — 12 декабря 2002, Киев) — советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»). Академик АН УССР (1969) и Национальной Академии Наук Украины, Герой Социалистического Труда (1973).
  • Александр Марков
    Изучение феномена религии научными методами началось недавно, но некоторые интересные результаты уже получены. Многие особенности человеческого мышления, развившиеся в ходе эволюции для других целей, сделали людей чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям независимо от их рациональности и полезности. В некоторых ситуациях религиозность может выступать в качестве полезной адаптации, способствуя сплоченности группы. Сложные обряды и системы ограничений могут играть роль трудно подделываемых сигналов лояльности и готовности к кооперации.
  • На примере землетрясения в Новой Зеландии в 2011 году ученые установили, что катастрофы могут стимулировать локальный рост религиозности в обществе.
  • Новое исследование показало: когда люди мыслят аналитически, они менее склонны выражать сильные религиозные убеждения. Другими словами, чем больше вы думаете, не полагаясь на инстинкты, тем меньше шансов на то, что вы капитулируете перед соблазном уверовать в существование сверхъестественных агентов.
  • Является ли религия феноменом культуры или ее появление есть результат эволюции мозга? Ученые давно задаются этим вопросом и, не оспаривая истинность никаких верований, утверждают, что сама способность верить обусловлена мозговой деятельностью, которая и отличает верующего человека от неверующего.
  • Дарья Чумакова
    Лекция кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии развития и возрастной психологии КГУ Дарьи Чумаковой. Выступление посвящено психологии религии. Дарья рассмотрит с точки зрения психологии религиозную веру и особенности сект.
  • Зигмунд Фрейд
    Одна из поздних работ Зигмунда Фрейда посвящена причинам происхождения и особенностям религиозных верований с точки зрения психоанализа. Работа была впервые опубликована в «Международном психоаналитическом журнале» (нем. Internationaler Psychoanalytischer Verlag) в 1927 году. В 1930 году она была впервые переведена на русский язык под названием «Будущность одной иллюзии» основателем Русского психоаналитического общества Иваном Ермаковым. После 1930 года, когда в Советской России начались гонения на психоанализ, работа в СССР официально не издавалась до перестройки. Уже тогда она была повторно переведена на русский язык Владимиром Бибихиным.
  • Энди Томсон
    В этой лекции рассказывается о когнитивной нейробиологии верований. Что представляют собой религиозные идеи? Какие когнитивные механизмы лежат в их основе? Что мешает людям отказаться от подобных иллюзий? Энди Томсон предоставляет вам обширный набор аргументов, который вы сможете использовать в дискуссиях о религиозных верованиях.
<<< |1|2|3|4|5|6|…|61| >>>