Scisne?

Поиск публикаций: этнография

Поля поиска:




Запрос:
Номер раздела:
Сортировать:
Публикации: 42
|1|2|3| >>>
ПубликацияРазделКомм.
Ольга Христофорова
О наказании за колдовство, магии у африканского народа азанде и регулировании социальных отношений при помощи обвинений в колдовстве рассказывает антрополог Ольга Христофорова.
Религия и общество ≫ Видео 4 simonoff
9 Янв 2019 22:09:32 >>>
Станислав Дробышевский
Наша северная страна всегда была холодной и малонаселённой. Ранние стадии антропогенеза протекали далеко за её пределами. Но от времён самых первых людей до современности в России можно найти хоть и немногочисленные, но выразительные следы жизни наших предков. Архантропы и денисовцы, неандертальцы и кроманьонцы — все они удивительны и своеобразны. О них и их жизни в доисторической России — в лекции С. В. Дробышевского.
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Станислав Дробышевский
Расы в биологическом смысле — это не совсем подвиды, но тем не менее это биологические категории, причем внутривидовые. Как исследователи понимают расы в биологическом смысле? По каким признакам расы отличаются друг от друга? И какова история развития расоведения как дисциплины? Антрополог Станислав Дробышевский в этом курсе лекций рассказывает о расоведении, а также о происхождении и особенностях следующих рас: негроиды, пигмеи и бушмены, австралоиды, негрито, меланезоиды и веддоиды, полинезийцы и айны, европеоиды, монголоиды, американоиды.
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Станислав Дробышевский
Что такое расология и расоведение? В чём разница между ними? Что из них представляет собой лженаучные оценочные суждения, а что — реальную научную дисциплину? Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова рассказывает, как расология навязывает ошибочные суждения о расах, как связаны между собой расизм и расология, и что изучает настоящая наука о расах — расоведение.
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Ольга Попова
Как в обществе древней Месопотамии «усыновляли» дочерей? Для чего отец наделял юридическим статусом «сына» свою законную дочь? Были ли для этого экономические или религиозные причины? Ольга Попова, кандидат филологических наук, научный сотрудник института языкознания РАН рассказывает, как культура древней Месопотамии позволяла отцам усыновлять дочерей, какие преимущества давала семье такая смена гендерного статуса, какое значение в этом играл культ мёртвых и какие мужские права имела усыновлённая дочь.
История ≫ Видео 0 Ø
Архангельская губерния — административная единица Российской империи, Российской республики и РСФСР (до 1929 года). Губернский город — Архангельск. Самая обширная губерния в Европейской России, занимала всю её северную часть от Финляндии до Урала, гранича на севере с Северным Ледовитым океаном и окружая Белое море. На территории Архангельской губернии находятся современные территории Мурманской области, Ненецкого автономного округа, северных частей Карелии, Архангельской области, Республики Коми.
История 0 Ø
Юрий Березкин
Представления об объектах ночного неба (звездах, созвездиях, лунных пятнах) иногда называют народной астрономией. Как и все в культуре, эти знания и представления складывались постепенно, на протяжении долгих тысячелетий. Для повседневной жизни, для практики эта сфера культуры почти никакого значения не имела. Исключение составляют разве что мореплаватели, пересекавшие океанические пространства, ориентируясь по звездам. Однако как раз у полинезийцев и микронезийцев мифопоэтические представления о звездном небе разработаны слабо. Люди знали, когда и где должен появиться над горизонтом Регул или Канопус, но никаких мифов на сей счет не рассказывали. Зачем же тогда изучать то, что для самой культуры было второстепенным? Затем, что в подобных представлениях — одинаковых или напротив различных — сохранена информация о древних связях между сообществами людей. Извлекая и анализируя подобную информацию, мы открываем неизвестные страницы истории и в то же время можем примерно реконструировать некоторые особенности духовной культуры наших далеких предков.
История ≫ Видео 0 Ø
Владимир Алпатов
Какие лингвистические традиции имелись у разных народов древности? Какова история их возникновения, изменения и развития? Какие самые древние свидетельства изучения языков известны учёным? Владимир Михайлович Алпатов, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания РАН, член-корреспондент РАН рассказывает, зачем учить языки, какие различия и сходства имеются у греческой и китайской традиций, когда начинается история изучения языков и как этот процесс менялся на протяжении тысячелетий.
Лингвистика, филология ≫ Видео 0 Ø
Ольга Арнольд
Почему люди верят в мифы? Потому что это проще, чем задуматься и узнать, как обстоит дело в действительности. И вот гуляют среди наших современников чудом выжившие динозавры и мохнатые йети, то ли неандертальцы, то ли вообще австралопитеки. Но научное объяснение таинственных феноменов может быть гораздо интереснее, чем дремучий миф, а истинное знание — это именно то, что определяет прогресс человечества. Ольга Арнольд пишет об этом, опираясь на факты и научные гипотезы.
Разное ≫ Видео 0 Ø
Станислав Дробышевский
Каннибализм в каменном веке — каковы его древнейшие свидетельства? Какие причины могли лежать в основе этого явления? Встречаются ли сегодня случаи каннибализма? Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова рассказывает о самых распространённых причинах каннибализма и примерах этого явления в истории человечества и в мире животных.
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Олег Балановский
Можно ли по ДНК человека определить его национальность? Правильный ответ: можно определить вероятную популяцию происхождения. Популяцию можно определить, а не народ, и можно определить популяцию происхождения, то есть откуда происходят его предки. А где живу я сам — в моей ДНК не записано. А чтобы вам узнать, из какого я народа, тут моя ДНК совершенно бесполезна. Это нужно отозвать меня в уголочек и допросить с пристрастием. И только то, что я скажу, будет иметь значение, а никак не моя генетика.
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Марина Бутовская
Есть мнение, что интеллект первобытного человека был на низкой ступени развития, а по характеру древние люди были очень близки к животным. После минуты «дружелюбного» отношения могла внезапно проявиться чудовищная агрессия. Первобытный человек подчинялся только силе. Дети подчинялись сильной матери, женщины подчинялись сильному мужчине, мужчины подчинялись сильному вождю. Вождь племени ежедневно был вынужден подтверждать своё преимущество в силе благодаря дракам с другими крепкими мужчинами. Древний человек был гневливый, подозрительный, жестокий, драчливый, короче — абсолютно дикий по характеру. В характере мужчин осталось от древних времён чрезмерная агрессивность и драчливость, ведь на протяжении миллионов лет мужчины были безжалостные и свирепые охотники на животных. Женщины были избавлены от этой жестокости и кровожадности (по причине исполнения специфического домашнего труда внутри племени), поэтому характер женщин отличаются нежностью, лаской, теплотой взаимоотношений, терпимостью, смирением. Так ли это?
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Елена Наймарк
Как выяснилось, группы людей, ведущих этот примитивный образ жизни, включают не только супругов и их близких и дальних родственников, но и несвязанных родственными узами соплеменников. Процент родичей в такой группе составляет около 25%. Это означает невысокую степень генетического родства в группе. Маловероятно, что в группах с низкой степенью родства родственный отбор был основной движущей силой становления социальности и кооперативного поведения, как это предполагалось ранее. Скорее всего, первостепенное значение в эволюции человеческого коллективизма имело установление множественных внутри- и межгрупповых связей, что способствовало поддержанию и накоплению технологических и культурных навыков.
Этология, психология 0 Ø
Юрий Березкин
35 лет назад генетики обнаружили, что люди современного типа должны были первоначально жить в Африке и уже оттуда 50-70 тыс. л.н. заселили остальной мир. Сейчас эта гипотеза общепринята, но в нее постоянно вносятся уточнения. Пару лет назад считалось, что сапиенсы появились 150-190 тыс. л.н., а теперь это время удревнено до 300 тыс. Выход из Африки тоже не был одномоментным и мог начаться даже ранее 100 тыс. л.н. Хотя внешний облик и, вероятно, мозг древнейших сапиенсов от наших с вами принципиально не отличались, их культура и до выхода из Африки, и после этого оставалась очень простой. Поэтому археологи и не могли «вычислить» появление современного человека, изучая оставленные им каменные орудия. По ним трудно представить себе мир людей, живших десятки тысяч лет назад. Однако для этого есть средства другой дисциплины — сравнительной мифологии. Основываясь на нашей базе данных, которая включает уже более 55 тысяч фольклорно-мифологических текстов со всего мира, удается выделить те сюжеты, которые человека, по-видимому, заинтересовали прежде всего. Неудивительно, что главным был вопрос — почему люди не живут вечно. О том, что вынесли наши предки из Африки и что было дальше, и пойдет речь.
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Станислав Дробышевский
Интеллектуальные способности разных рас — какие они? Почему представители одних рас считают себя умнее, лучше и значительнее, чем другие? Жёлтый, чёрный, белый расизм — как они возникают? Антрополог Станислав Дробышевский рассказывает об относительности такого понятия как интеллект, почему очень сложно и подчас невозможно сравнить интеллектуальные способности разных рас, насколько объективны тесты IQ в отношении народов с отличающейся от нас культурой, и как проявляется интеллект в разных формах деятельности у людей с разным образом жизни.
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Станислав Дробышевский
Как древние люди добирались до отдалённых земель? Везде ли по суше может пройти охотник-собиратель? Мореплавание. Три пути из Африки. Путь в Индонезию. Расстояния которые Homo erectus могли преодолеть по воде и наше представление об их умственных и физических способностях. Почему мы недооцениваем возможности наших предков, кроманьонцев, и параллельного человечества — неандертальцев, денисовцев, флоресского человека? Какие плавательные средства способны делать современные первобытные племена? Каботажное плавание и плавание в открытые море и океан. Обмен обсидианом между жителями островов Меланезии разделённых сотнями километров. Путь в Австралию. Стремление человека к исследованию нового пространства. Об этом нам расскажет антрополог Станислав Дробышевский.
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
Станислав Дробышевский
Люди разнообразны. Большинство этих отличий случайны и не отражают ничего, кроме происхождения. Но люди склонны обобщать. Люди склонны преувеличивать. Люди склонны фантазировать. Всё это — богатая почва для появления мифов. Особенно густо домыслами оплетена тема человеческих рас. Что это вообще такое? О чём свидетельствуют отличия цвета кожи и формы лица? Связаны ли раса и этнос? Как учёные избавляются от предрассудков и как сделать это обычному человеку?
Антропология, этнология ≫ Видео 0 Ø
До ледникового периода непереносимость лактозы была характерна для всего человечества. Европейцы первыми получили мутировавший ген, ответственный за усвоение молока во взрослом возрасте, что дало им преимущество в борьбе за выживание. Наивысший процент европейцев, не переваривающих молоко, у русских, финнов и южных итальянцев.
Антропология 0 Ø
Популярная пословица гласит: «Поскреби русского — найдешь татарина!». Это высказывание долго приписывали Пушкину, но вряд ли создатель современного русского языка использовал бы такое неточное выражение. Потому что если бы кто задумал поскрести самого Александра Сергеевича, то нашел бы там не татарина, а эфиопа Ганнибала. Так кто же такие русские на самом деле? Этим вопросам задались ученые из компании Genotek, которая занимается генетическими исследованиями и диагностикой ДНК.
Антропология 0 Ø
Светлана Толстая
В самом общем виде любовь представляет собой чувство и отношение человека к некоторому объекту. Но это чувство может иметь по крайней мере три основных разновидности: 1) сексуальное гендерное чувство (любовь к представителю противоположного пола), 2) чувство привязанности, близости, заботы (любовь к детям, родителям, к родному краю, к природе), 3) предпочтение того, что нравится, приятно, доставляет удовольствие (любить или не любить кого, что, любить или не любить что-либо делать и т. п.); за пределами этого остается любовь к Богу, которая не подпадает ни под одну разновидность. Кроме того, через понятие любви выражаются (обозначаются) сами участники «ситуации любви», т. е. субъект, испытывающий чувство любви (например, любящий, любитель) и объект этого чувства (возлюбленный, любимый, милый и т. п.), а также способы проявления этого чувства (например, целовать, ласкать) и другие действия, для которых, наоборот, любовь оказывается способом, инструментом (например, любоваться — т. е. ‘смотреть с любовью’).
Лингвистика, филология 0 Ø
|1|2|3| >>>