Scisne?

Поиск сообщений на форуме

Запрос:
Автор:
Номер темы:
Номер форума:
Сортировать:
Сообщения: 1
В поисках Истины. Звезда ДавидаРелигиоведение
2 Мар 2013 02:11:45
Louiza

Звезда Давида. На самом ли деле она Давида?

Звезда Давида
Звезда Давида
Звезда Давида (ивр. מָגֵן דָּוִד‎ — Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендо́вид) — эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга: верхний — концом вверх, нижний — концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам правильного шестиугольника.

Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем "Печать царя Соломона".

Тем не менее, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, измышление позднего Средневековья.

С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов.






История символа

В древности

Гексаграмма — интернациональный символ весьма древнего происхождения. Этот знак известен в Индии как Анахата или Анахата-чакра и использовался там, судя по всему, задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Иштар (Астарты)*.

* The Kurkh Stela (англ.). The British Museum. — «"...the six-pointed star of Ishtar, goddess of the morning and evening star..."»

Начиная с бронзового века (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. На Иберийском полуострове найдены изображения гексаграммы, относящиеся к железному веку до прихода римлян*. Стоит отметить, что пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству.

* Gershom Scholem. Magen David (from Encyclopedia Judaica) (англ.). Jewish Virtual Library.

Шестиконечная звезда на камне из синагоги в Капернауме
Шестиконечная звезда на камне из синагоги в Капернауме
Наиболее раннее на Ближнем Востоке бесспорное изображение гексаграммы было обнаружено на еврейской печати VII века до н. э., принадлежавшей некому Иехошуа бен Асаяху и найденной в Сидоне (хотя есть данные об обнаруженном при раскопках изображении шестиконечной звезды на стене здания эпохи царя Ахава, правившего в IX веке до н. э. (Ури Офир. Еврейское происхождение Маген Давида), это изображение слишком стёртое и неоднозначное и сам факт, что оно представляет собой шестиконечную звезду, оспаривается). Позднее подобными звёздами украшали как домашнюю утварь (в том числе печати и светильники), так и многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахуме (Капернауме) (II—III век н. э.), фриз которой украшен орнаментом, в котором чередуются шестиконечные звёзды и свастики. Гексаграммы украшают пол римской виллы, раскопанной в Эйн-Эяле под Иерусалимом. Таким образом, по-видимому, шестиконечной звезде в этот период на Ближнем Востоке ещё не придавалось какого-либо значения, кроме декоративного (Маген-Давид — статья из Электронной еврейской энциклопедии). Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался. Теории, объявляющие гексаграмму астрологическим символом Сатурна или увязывающие её со священным камнем иерусалимского храма периода, предшествовавшего царствованию Давида, подтверждений не получили*.


Задолго до приобретения гексаграммой статуса еврейского символа эту роль выполняла менора — храмовый светильник. Менорой, в противовес кресту, со II века н. э. отмечаются еврейские захоронения в диаспоре и в Палестине, с этого же времени она стала атрибутом оформления синагог[6]. В то же время есть современные теории, связывающие шестиконечную звезду как символ именно с формой подсвечников меноры (см. Версии об истоках Звезды Давида как еврейского символа).

Средние века

В средние века шестиконечная звезда как символ широко использовалась в Старом Свете. Короли Наварры в X и XI веках размещали её на своих печатях. Французские, испанские, датские и германские писцы — как христиане, так и евреи — также использовали гексаграмму и пентаграмму как элемент печатей. В христианских церквях гексаграмма, иногда со слегка искривлёнными линиями, являлась частым фрагментом орнамента. Её можно увидеть на камне из раннехристианской церкви в Тверии, при входе в Бургосский, Леридский и Валенсийский соборы, на мраморном епископском престоле собора Ананьи*. Она встречалась на раннехристианских амулетах и в мусульманских орнаментах под общим названием "печать Соломона"**.


Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии Массоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 г.
Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии Массоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 г.
Самое раннее упоминание названия «Маген Давид» («щит Давида»), вероятно, восходит к раннему средневековью — эпохе вавилонских гаонов (впервые оно встречается в талмудической литературе как одно из имён Бога). Магический щит царя Давида упоминается в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Этот щит описывался как несущий на себе имя Бога, составленное из 72 имён, и имя Иуды Маккавея. К этим именам позже было добавлено имя Тафтафия — как одно из имён Метатрона, и в таком качестве амулет с гексаграммой в дальнейшем фигурирует в средневековых мистических рукописях (примерно с 1500 года имя Тафтафия сменяется именем Шаддай). В Средние века эта версия была популярна среди так называемых «Хасидей Ашкеназ» (англ. Chassidei Ashkenaz). В каббалистической книге «Сефер ха-Гвул» («Книга Предела»), написанной Давидом бен Иехудой — внуком Рамбана — в начале XIV века, дважды встречается упоминание гексаграммы как «щита Давида» (Gershom Scholem. The curious history of the six-pointed star // Commentary. — 1949. — № 8. — P. 243—251.). В литературе сообщалось, что знак, именуемый «щитом Давида», упоминался также в книге XII века «Эшколь а-Кофэр» караима Иегуды бен Элиягу Хадаси, но профессор Еврейского университета в Иерусалиме Гершом Шолем указывает, что это упоминание было вставлено лишь в издание XIX века. Также необходимо отметить, что в первой половине второго тысячелетия новой эры помимо гексаграммы такое же название носил знак в виде меноры, содержащий текст 67-го (в греческой традиции 66-го) Псалма. Схожая ситуация наблюдается и с названием «печать Соломона», которое в Средние века носили как шестиконечная, так и пятиконечная звезда.

Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах. Однако, следует отметить, что в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Существует теория, согласно которой понятие «щит Давида» восходит к имени лжемессии XII века Давида Алроя (Менахема бен Роя). Давид Алрой, который, захватив крепость Амади в Курдистане, по-видимому рассчитывал её использовать как опорный пункт перед походом в Землю Израильскую, был родом из областей, которые ещё находились под властью хазар в XII веке, и, согласно упомянутой теории, именно при нём шестиконечная звезда начала превращаться в еврейский национальный символ*.

* Salo Wittmayer Baron. Social and Religious History of the Jews. — Columbia University Press, 1957. — Vol. 3: High Middle Ages: Heirs of Rome and Persia. — P. 204. — ISBN 0-231-08840-X.
Давид Алрой. Лжемашиах Давид Алрой. Иудаизм и евреи (по материалам журнала «Мир Торы») (15 апреля 2010)

В XIII—XIV веках Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог (в частности, в Хамельне и Будеёвице) — предположительно как имитация убранства христианских храмов — и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху ею начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение.

Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг — красное полотнище с изображением шестиконечной звезды — получил название «флаг царя Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины и стал фактически официальным символом еврейской общины Праги на протяжении веков.

Новое время

Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака (в особенности на пражских изданиях XVI века и на книгах, издававшихся в Италии и Нидерландах семейством Фоа) и составной части фамильных гербов. В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII—XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем — Италии и Нидерландов. Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы. Вплоть до начала XVIII века понятия «щит Давида» и «печать Соломона» несколько веков употреблялись как взаимозаменимые, пока первый термин не закрепился окончательно за шестиконечной, а второй — за пятиконечной звездой.

В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии, что отразилось в часто вписываемых в символ шестиконечной звезды на амулетах буквах «МБД», обозначающих «Машиах бен Давид» («Мессия, сын Давидов»). Так, последователи лжемессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления.

Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. Примерно с этого времени закрепляется отношение к нему как к символу еврейства. Уже начиная с 1799 года Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах, а четвертью века позже он включается в герб семейства Ротшильдов (для сравнения, герб первого еврея-дворянина Якоба Бассеви, пожалованный ему императором Священной Римской империи в 1622 году, содержит три пятиконечных звезды).

В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа, как еврейский аналог христианского креста. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы. В 1897 году на Сионистском конгрессе в Базеле Звезда Давида была утверждена в качестве официального символа сионистского движения. С точки зрения Гершона Шолема, у неё были два весомых достоинства, которые разглядели отцы сионизма: она была широко распространена по всем еврейским общинам и в то же время не являлась древним религиозным символом, олицетворяя еврейский народ, но не еврейскую религию, что было важно для идеологов нового, светского сионизма.

Истоки звезды как еврейского символа

Исследователь еврейских и иудейских символов Ури Офир цитирует раввина Моше Файнштейна, который в респонсе «Игрот Моше» (раздел Орах Хаим 3:15) указывает, что истоки Звезды Давида как еврейского символа неизвестны.

Белая лилия
Белая лилия
По мнению комментаторов, белая лилия, которая состоит из шести лепестков, распустившихся в виде Маген Давида, и есть лилия, символизирующая еврейский народ, о которой говорит Песнь Песней:

Я — нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев. (Песн.2:1—2)

Профессор Иехуда Феликс в книге «Природа и Земля Израильская в Библии» отождествляет библейскую лилию с белой лилией (Lilium candidum) — единственным видом лилий, произрастающим в этих местах в диком виде. Лепестки белой лилии, как показывает Офир, симметрично расположены и в раскрытом виде образуют правильную шестиконечную звезду, в настоящее время известную как Звезда Давида. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь как бы в центре шестиконечной звезды. Офир приводит также и другое доказательство своей правоты. В Третьей книге Царств рассказывается о том, как царь Соломон приказал поставить по обе стороны от входа в Храм две огромных медных колонны, высотой около 9 метров. Эти колонны назывались Яхин и Боаз. В верхней их части был венец диаметром около двух метров в виде лилии:

«А в притворе венцы на верху столбов сделаны [на подобие лилии]... И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. И над столбами поставил [венцы], сделанные [наподобие] лилии...» (3Цар. 7:19—22).

Офир связывает это упоминание с версией о том, что и на меноре чашечки имели форму лилий, ссылаясь на текст Маймонида (Законы Храма, 3:3): «цветы [на меноре] такие же, как цветы на колоннах».

Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Таким образом, по мнению Офира, следует рассматривать Звезду Давида наряду с менорой как один из древнейших и наиболее важных еврейских символов.

Помимо версии, связывающей Звезду Давида с менорой, Офир приводит также версии, связывающие современное название символа непосредственно с царём Давидом. По этой версии Давид использовал шестиконечную звезду как свой личный символ, поскольку в его имени было две буквы «далет», в то время записывавшихся в виде треугольника. Таким образом, два наложенных треугольника, образующих шестиконечную звезду, могли служить ему своеобразной монограммой. Эта версия изложена, в частности, в книге Бецалеля Дойча «Маасе Бецалель». В то же время, согласно некоторым источникам, личная печать Давида содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.

Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида. По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников. Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными. Ведущий сайт в области еврейской традиции Aish.com. предлагает более позднюю датировку, согласно которой креплениями в виде шестиконечной звезды были впервые снабжены щиты еврейских воинов во время восстания Бар-Кохбы.

Примеры использования как еврейского символа

- Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило Маген Давид в свой фамильный герб в 1822 году.
- Немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер альгемайне цайтунг».

Флаг сионистского движения и Израиля
Флаг сионистского движения и Израиля
Жёлтая звезда Давида
Жёлтая звезда Давида

Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом. Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом часто (но не всегда) один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у политических — красный, у эмигрантов — синий, у гомосексуалистов — розовый, у лиц, лишённых права на профессию — зелёный, у т. н.”асоциальных элементов” — чёрный и т. д.

В то же время, в США и Великобритании видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный христианскому кресту и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан.

Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос, с белой полосой посередине служил эмблемой еврейской бригады, которая была частью британской армии во время Второй мировой войны. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.

После создания Государства Израиль, было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве государственного флага.

Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердила его 28 октября 1948 года. Так голубая Звезда Давида стала символом Государства Израиль. В то же время, в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема — Менора, образ храмового светильника.

В 1930 году в Тель-Авиве была создана еврейская организация скорой медицинской помощи, аналог Красного Креста в христианских и Красного Полумесяца в мусульманских странах. По этой причине красный Маген Давид был выбран в качестве эмблемы и названия этой организации («Маген Давид Адом»).


Красный Маген ДавидКрасный кристал
Красный Маген Давид и Красный кристал.


Эмблема Армии обороны Израиля также основана на Звезде Давида.

Другие страны

Государственные символы США содержат Шестиконечную Звезду в разных модификациях, например Большая печать США.
Звезда Давида изображена на гербах немецких городов Шер и Гербштедт, а так же украинских Тернополя и Конотопа.
Три шестиконечные звезды изображены на флаге Бурунди. Они олицетворяют национальный девиз: «Единство. Работа. Прогресс.».

Один из раввинов, отвечая на следующие вопросы:

“Имеет ли Маген-Давид или гексаграмма какое-либо отношение к царю Давиду? В чем тайный смысл этого знака? Когда он стал специфически еврейским символом? Является ли он кабалистическим знаком?”, объясняет:

Гексаграмма – интернациональный символ весьма древнего происхождения. В Индии он использовался еще задолго до того, как появился на Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню – черный камень Кааба – из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.. Причина тому – тема для специального исследования. Однако уже неоднократно отмечалось, что не только в России, но и во многих других странах люди, которые считаются неевреями, на поверку оказываются в той или иной мере причастными к народу Израиля. Например, на могиле матери рок-звезды первой величины Элвиса Пресли изображен маген-Давид.

Подлинно еврейским символом во все века была маген-Давид – храмовый светильник; кроме того, она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение – еврейское.

Несколько иная точка зрения на фигуру из двух треу­гольников исторически сложилась на Востоке, прежде все­го, в Китае (Израиль все же ближний Восток). Треугольники совершенно одинаковые, а интерпретации внешне как бы разные, а по сути — одинаковые. Вот уж, действительно, «Когда двое делают одно и тоже, получается все же разное».

Рисунок, объясняющий зрительное возникновение символики ИНЬ-ЯН, при вращении двух разноцветных разнонаправленных треугольников.
Рисунок, объясняющий зрительное возникновение символики ИНЬ-ЯН, при вращении двух разноцветных разнонаправленных треугольников.

Согласно Китайской меридиональной теории, треугольник, обращенный вершиной кверху, олицетворяет энергию ЯН, то есть мужскую, положительную энергию, а треуголь­ник, обращенный вершиной вниз — энергию ИНЬ, то есть женскую энергию, более заземленную, как бы останавли­вающую витающую в облаках энергию мужчины, облада­ющую умиротворяющим и заземляющим действием. Эти два треугольника при вращении образуют уже округлую форму, известную как символ ИНЬ-ЯН, означающий баланс двух жизненных начал, мужского и женского, как гармо­ническое единство жизни.

Примечательно, что оптимальное видение знака ИНЬ-ЯН проявляется при вращении именно, с частотой 24 оборота в секунду.

В этом преобразовании двух символов можно вполне зрительно представить себе, что китайская символика гар­монии в природе является своеобразной звездой Давида, иными словами звездой Давида на китайский лад. Впрочем, как и саму звезду Давида, вполне справедливо трактовать как израильский вариант китайской символики ИНЬ-ЯН. Вот уж действительно ОТ перестановки слагаемых сумма не меняется, и более того в этом преобразовании чудеснейшим образом проявляется и закон сохранения энергии. Один ее вид, например, китайский — без потерь трансформируется в израильский и в другие виды, изображающие закон гар­монии в природе. И, несомненно, этот закон можно наз­вать законом сохранения гармонии.