Scisne?

Библия — литературное произведение (египетское рабство еврейского народа)

# 23 Апр 2014 14:21:12
Louiza

Формально, любое произведение письменности, имеющее общественное значение, является литературой. Но у Библии есть особый признак, по которому ее следует отнести к литературе. Это приписываемая ей богодухновенность (2 Тим. 3, 16), или боговдохновенность.

Казалось бы, наоборот, именно вдохновение людей, писавших Библию, духом и словом Божиим, делает эту книгу исключением из общего правила. Ведь литература - все же творчество людей, а не Бога. Но в Библии обнаружено так много неточностей, несогласованностей, ошибок, что ответственность за всё произведение в целом невозможно возложить на плечи именно непогрешимого Бога.

И, действительно, если Бог вдохновлял, то человек всё же записывал. А, коль записи эти не точны, не надежны, следовательно, они не вполне соответствуют вдохновению от Бога, который не может ошибаться, и значит, писатель внес в эти записи что-то и от себя. Но это уже - литература.

Впрочем, любой писатель творит только при наличии вдохновения, от Бога оно, или нет. Вообще же, как литературное произведение, Библию стали рассматривать только с начала XIX в. (Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа. - Мн.: ЗАО Изд. центр 'Экономпресс', 1998. - С. 170).
Прежде, чем приступать к исследованию каких-либо событий, описанных в Библии, необходимо разобраться с особенностями ее, как литературного произведения, поскольку от этого зависит ее восприятие.

Для этой книги, как художественного произведения древнего восточного происхождения, характерны такие литературные приемы, которые в целом совершенно не свойственны привычному нам современному западному рационализму: параллелизм, сочетание конспективности с непоследовательностью изложения событий, высокая образность и глубокая аллегоричность.

Когда речь в Библии заходит о продолжительности так называемого египетского рабства еврейского народа, из которого его, в конце концов, освободил Моисей, то неизменно называется срок в 430 лет. Об этом сообщается при описании исхода из Египта:
"Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью" (Исх. 12, 40 - 41).
Однако, в первой книге Библии говорится о сроке рабства в 400 лет:
"И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом" (Быт. 15, 13 - 14).
Таким образом, первая из приведенных цитат относится ко времени начала исхода (иначе говоря, только что окончившегося рабства), то есть касается свершившегося события, а вторая является предсказанием будущего. Тогда несовпадение в числах можно объяснить неточностью предсказания.

Подсчитаем, за сколько времени до начала рабства бог предсказал его продолжительность в 400 лет.

Обращение Бога к Авраму с этим предсказанием произошло, когда Авраму было между семьюдесятью пятью (Быт. 12, 4) и восьмьюдесятью пятью (Быт. 16, 3) годами.

Примем среднее число - восемьдесят.

Далее, "Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его" (Быт. 21, 5). "Исаак же был шестидесяти лет", когда у него родился Иаков (Быт. 25, 26). Иакову исполнилось сто тридцать лет, когда он со всем своим семейством переселился из Ханаана в Египет (Быт. 47, 9). Итого, от предсказания до начала так называемого рабства прошло:

100 - 80 + 60 + 130 = 210 лет.

Следует отметить, наконец, что пребывание еврейского народа в Египте не всё время было рабством. Поначалу, по крайне мере, до смерти Иосифа (сына Иакова-Израиля) евреи жили в Египте свободно (Исх. 1, 6 - 11). Этот период свободы тоже можно рассчитать.

"Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона" (Быт. 41, 46), предсказав Египту предстоящие семь лет изобилия и последующие затем семь лет голода (Быт. 41, 29 - 30). Прошли семь лет изобилия (Быт. 41, 47) и два года голода (Быт. 45, 6), когда все евреи переселились в Египет к Иосифу (Иакову в это время, как только что сказано, было сто тридцать лет). Иосиф же прожил до ста десяти лет (Быт. 50, 26). Итак, от переселения евреев в Египет до начала фактического рабства прошло не менее:

110 - 30 - 7 - 2 = 71 года.

Если внимательно прочитать цитату о четырехстах тридцати годах, то обнаружим, что об этом периоде говорится, как об общем времени пребывания в Египте, а о четырехстах годах - как о времени именно порабощения и угнетения. Но разница в 30 лет всё равно не совпадет с рассчитанным 71 годом, когда под защитой Иосифа еврейский народ жил в Египте свободно.

Тогда обратим внимание на порядок расположения слов в предсказании Бога:

"Поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут": сначала евреев поработят, будут угнетать 400 лет, потом состоится Божий суд над Египтом, после чего евреи и выйдут (тут-то 430 лет и пройдут!).

Возможно, время суда не засчитано в период порабощения, и разница в 30 лет и составляет продолжительность этого суда?

Однако, можно буквально по дням подсчитать, что десять казней египетских, как раз и представляющих собой суд Бога Израилева над богами египетскими (Исх. 12, 12), продолжались в общей сложности не более 20 дней.

Если же учесть, что Пасха в воспоминание десятой казни празднуется в ночь с четырнадцатого на пятнадцатый день месяца Авива (Исх. 12: 6 - 8, 12, 14; 13, 4), и этот месяц принят первым в году (Исх. 12, 2), то, по всей видимости, казни длились вообще всего две недели. А если не размениваться на дни, то можно исходить из того, что Моисею было восемьдесят лет, когда он пришел к фараону с требованием отпустить народ Израиля из Египта (Исх. 7, 7), а умер Моисей в 120 лет (Втор. 34, 7) после сорока лет блуждания по пустыне. Следовательно, на суд над Египтом не остается ни года. В любом случае, тридцать спорных лет никак не были годами суда.

Есть, правда, одна зацепка, но только, если подключить историческую науку. Так называемые казни египетские являются обычными природными катастрофами. Необычно здесь одно: то, что все десять "казней" случились практически в одно время, в течение двух-трех недель. А что, если эти катастрофы обрушивались на Египет в течение наших искомых тридцати лет? А народное сознание, мифологизировало их, предельно сжав во времени, чтобы показать неслучайность "казней". Но тогда правдивость Библии в этой части - под сомнением.

Не лучше для Священного Писания и признание ошибочности одного из чисел - 400 или 430. Если подходить к тексту Библии механически, как, например, к инструкции пользователя к какому-то оборудованию, то, конечно, ошибка налицо: в инструкции всё должно быть четко, тем более в "инструкции", написанной под редакцией Бога.
Но можно предложить еще одно объяснение, нисколько не дискредитирующее Библию, как ненадежный источник знаний. И здесь мы еще раз убеждаемся, что Библия - это, прежде всего, произведение литературное.

Только литературной особенностью Библии и можно объяснить "необъяснимое".

За 210 лет до входа евреев в Египет Бог предсказывает как собственно вход, так и выход
"сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову" (Быт. 50, 24).
И вот подошел срок (прошли обещанные Богом 400 лет рабства), а исход с неба не упал. Проходит год за годом, а ничего не происходит! Можно ли верить такому Богу? Прошло не три, а тридцать лет обещанного освобождения, и как только появился Моисей, все-таки "и поверил народ... и преклонились они и поклонились" (Исх. 4, 31).

Поскольку Библия - историческая книга, то очень многие сюжетные линии в ней взаимосвязаны. И могут быть взаимопроверены. И вот, несмотря на тщательную литературную проработку соотношения чисел лет египетского рабства, в саму эту цифирь вкралась ошибка: все-таки не верны ни 400, ни 430 лет! И опровергает эти числа ни что-нибудь, а родословная самого Моисея.

Необходимо предупредить, что нижеследующие, не более занимательные, чем предыдущие, расчеты не имеют к литературным особенностям Библии никакого отношения, и приведены лишь из потребности в поиске истины.

Предсказание Бога о четырехстах годах египетского рабства заканчивается такими словами:
"В четвертом роде возвратятся они сюда..." (Быт. 15, 16),
то есть египетское рабство должно было длиться всего три полных поколения, а уже четвертое поколение должно было вернуться в Ханаан (ныне территория государства Израиль).

Это значит, что для покрытия предсказанных четырехсот лет (или фактических четырехсот тридцати) каждое из четырех поколений в среднем должно было сменяться раз в сто (или сто десять) лет. Проще говоря, первенцы должны были рождаться лишь при достижении отцами ста (или ста десяти) лет. Возможно ли было такое?

Если бы речь шла о мифических, допотопных временах, когда отцами становились и в 105 лет (Сиф), и в 130 лет (Адам), и в 162 года (Иаред), и в 182 года (Ламех), и в 187 лет (Мафусал), и даже в 500 лет (Ной)... Но в том-то и дело, что непосредственно перед потопом Бог запретил сверхдолгожительство людей, сказав: "Пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт. 6, 3).

Тем не менее, "Сим был ста лет, и родил Арфаксада, чрез два года после потопа" (Быт. 11, 10). Но, начиная с Арфаксада, все вошло в более-менее привычную для нас норму: отцами становились в 35, 30, 34, 30, 32, 30 и 29 лет (Быт. 11, 12 - 24), хотя продолжительность жизни всё ещё намного превышала заданные 120 лет.

Но как раз последовавшие затем праотцы еврейского народа вдруг стали исключениями (хотя и не дотягивали до более чем векового срока первого отцовства). Будто им по природе не дано было стать отцами вовремя, и только после длительной проверки на праведность Бог им помогал (Быт. 18: 10, 14; 25, 21; 30, 22).

Напомним, что именно первому из праотцов, Авраму, Бог и предсказал египетское рабство длиною в целых 400 лет и всего в четыре поколения.

Итак, Фарра родил Аврама в 70 лет (Быт. 11, 26), Аврам (Авраам) родил Измаила в 86 лет (Быт. 16, 16), а Исаака - в 100 лет (Быт. 21, 5), Исаак родил Иакова в 60 лет (Быт. 25, 26), Иаков родил первенца (Рувима) в 85 лет.

Возраст Иакова при рождении Рувима в Библии прямо не указан, так как у читателя Библии возникли бы вопросы, почему предприимчивый Иаков не женился до 84 лет (это на 9 естественных месяцев раньше рождения первого ребенка), а влюбился без памяти за семь лет перед женитьбой (Быт. 29, 18), то есть в 77 лет.

Но этот возраст можно вычислить по числам, приведенным в предыдущем примере, исходя из того, что когда Иакову было 130 лет, его сыну Иосифу исполнилось 39 лет (30 + 7 + 2). Но Иосифа Иаков родил в самом конце второго семилетнего срока отработки за жену, а первенца (Рувима) - в течение первого года этого срока, то есть на 6 лет раньше (Быт. 29: 27, 32; 30, 24 - 26).

Отсюда видно, что одиннадцати сыновьям Иакова, когда они обосновались в Египте, было от 39 лет (Иосиф) до 45 лет (Рувим). А самый младший (двенадцатый), Вениамин был не менее, чем на 17 лет младше Иосифа, так как, когда Иосифу было 17 лет, еще была жива его мать (Быт. 37: 2, 10), которая умерла при родах Вениамина (Быт. 35, 18).

В указанном возрасте у всех сыновей Иакова уже было по нескольку своих сыновей (Быт. 46, 9 - 24). То есть они становились отцами в обычные для нас сроки. И у последующих библейских персонажей никаких исключений не было, вернее, о них в Библии нет сведений, так как эти 400 - 430 лет рабства как бы полностью выпали из поля зрения Библии. Впрочем, осталось кое-что! Это - точная, по именам, но не датированная, родословная Моисея, который восьмидесяти лет от роду вывел еврейский народ из Египта (Исх 7, 7).

Вот она. Иаков родил Левия (Быт. 29, 34), Левий родил Каафа (Исх. 6, 16), Кааф родил Амрама (Исх. 6, 18) - отца Моисея. Но во сколько лет они рождали, в Библии не сказано. Это и предстоит вычислить. Это и станет пробным камнем для четырех веков египетского рабства.

Начнем с рождения Левия. Левий - третий сын Иакова от Лии (Быт. 29, 32 - 34). У Иакова за первые семь лет семейной жизни родилось одиннадцать мальчиков и одна девочка от четырех женщин (Быт. 29, 32 - 35; 30, 4 - 25). Одна только Лия родила семерых (Быт. 29, 32 - 35; 30: 17 - 21). Значит, она рождала каждый год. Следовательно, Левий, будучи третьим ребенком Лии, родился на третий год после женитьбы Иакова, которая состоялась, напомним, когда жениху стукнуло 85 лет, и счастливому отцу в это время, таким образом, было 88 лет.

Строго говоря, о семилетнем сроке рождения детей Иакова опять-таки прямо не сказано, но об этом можно сделать однозначный вывод из следующих соображений.
"Иаков полюбил Рахиль, и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою" (Быт. 29, 18). Однако через семь лет отец выдал за Иакова другую свою дочь, Лию, и только через неделю после нее - Рахиль, но лишь "за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других" (Быт. 29, 21 - 28).
И вот, "после того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня..." (Быт. 30, 24).

Иосиф стал двенадцатым ребенком патриарха. Правда, здесь прямо не сказано, что Иаков говорил это сразу по окончании семилетнего срока после женитьбы. Зато вот как он оценивает свое многолетнее пребывание у тестя:
"Я томился днем от жара, а ночью от стужи; и сон мой убегал от глаз моих" (Быт. 31, 40) и "Бог увидел бедствие мое и труд рук моих..." (Быт. 31, 42).
Вряд ли найдется человек, желающий хоть день бесплатно терпеть такие лишения. Наградой же Иакову за семилетний труд была Рахиль. Но как только прошли эти семь лет, и выкуп был отработан, Иаков, естественно, должен был бы получать за продолжение своей тяжелой работы у тестя материальное вознаграждение. Или немедленно уйти. Он ведь не был рабом.

Так и случилось! Стоило Иакову заикнуться: "Отдай жен и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду..." (Быт. 30, 26), - Лаван сразу же предложил своему ценному работнику остаться за материальное вознаграждение:
"Я примечаю, что за тебя Господь благословил меня... Назначь себе награду от меня, и я дам" (Быт. 30: 27, 28).
Значит, за Рахиль Иаков уже отработал сполна - семь лет после женитьбы закончились. Иаков ответил:
"Мало было у тебя, а стало много... когда же я буду работать для своего дома?" (Быт. 30, 30) и остался еще на шесть лет, договорившись об оплате скотом (Быт. 30, 32 - 33).
О том, что Иаков ни дня не работал бесплатно, говорит и он сам (своему тестю Лавану):
"Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой" (Быт. 31, 41).
Из этой фразы четко видно, что "отпусти меня" Иаков сказал, как только закончились вторые семь лет (а это было "после того, как Рахиль родила Иосифа"), так как тут же начались шесть лет оплачиваемой работы.

Считаем дальше.

После рождения Левия до перехода в Египет Иаков жил 130 - 88 = 42 года. Иначе говоря, Левию было 42 года, когда он с отцом поселился в Египте.

Всего Левий жил 137 лет (Исх. 6, 16). Следовательно, в Египте Левий прожил 137 - 43 = 94 года.

Формально это первое из четырех, так сказать, рабских поколений. Правда, реальное рабство для Левия могло начаться не раньше, чем через 71 год, которые прожил благодетель Иосиф после переселения в Египет семейства своего отца. Так что рабство могло длиться для Левия не более 94 - 71 = 23 года.

Но, скорее всего, Левия рабство вообще не коснулось. Дело в том, что за точку отсчета срока египетского рабства еврейского народа обычно берется кончина Иосифа: "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа" (Исх. 1, 8) и стал притеснять евреев (Исх. 1, 9 - 22).

Но если внимательно почитать, то окажется, что "восстал" новый фараон после того, как "умер Иосиф и все братья его и весь род их" (Исх. 1, 6). То есть рабство наступило, когда не стало всего поколения Иосифа (а не только его самого), в том числе, естественно, и Левия.

Второе поколение рабов (уже настоящих рабов) - Кааф, сын Левия. Всего он жил 133 года (Исх. 6, 18), причем, родился Кааф еще в Ханаане, так как включен в список "сынов Израилевых, пришедших в Египет" (Быт. 46: 8, 11). Третье - Амрам, сын Каафа, который прожил 137 лет (Исх. 6, 20). И, наконец, четвертое, последнее поколение рабов-евреев в Египте - Моисей, сын Амрама и Иохаведы (Исх. 6, 20). А вывел Моисей евреев из Египта, когда ему исполнилось 80 лет (Исх. 7, 7), и прожил он после этого еще 40 лет; всего - 120 (Втор. 34, 7).

Итак, посчитаем.

Кааф мог прожить в Египте самое большее все свои 133 года при условии, что попал он туда новорожденным. Его сын, Амрам, прожил в Египте не более своих 137 лет. А сын Амрама, Моисей, увел народ из Египта в 80 лет.

Теоретически примем, что жена Каафа зачала в последний день жизни своего мужа, родив Амрама через 9 месяцев после смерти Каафа, и жена Амрама тоже зачала в последний день жизни своего мужа, родив Моисея через 9 месяцев после смерти Амрама, и округлим эти 9 месяцев до 1 года. Тогда максимально возможный срок пребывания евреев в Египте составит:

133 + 1 + 137 + 1 + 80 = 352 года.

Это намного меньше и фактических 430 лет рабства, и предсказанных 400 лет.

И эту неточность Библии не получится объяснить ее литературными особенностями, а ошибка (предположим, не автора Библии, но ее переписчика), могла возникнуть либо из-за занижения числа поколений, живших в Египте, либо из-за завышения срока рабства (или того и другого).

Но, поскольку поколения, в отличие от срока рабства даны не только числом, но и представлены именами, то здесь техническая ошибка менее вероятна. Скорее всего, египетское рабство длилось значительно меньше, чем 400 - 430 лет. И этому логическому заключению можно найти неопровержимое доказательство в Библии.

Рассмотрим и его.

Вот как впервые описано появление Моисея на свет:
"Некто из племени Левиина пришел, и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына" (Исх. 2, 1 - 2).
В дальнейшем расшифровывается, что "некто" - это Амрам, а "жена" - это Иохаведа (Исх. 6, 20; Числ. 26, 59), причем Иохаведа является теткой Амрама (Исх. 6, 20), а Амрам, соответственно - племянник Иохаведы. И никаких лет, связанных с жизнью Иохаведы, в Библии нет. Однако, множество данных о ее родственниках позволяют произвести достаточно точные вычисления.

Прежде всего, следует разобраться с ее запутанными родственными отношениями.

Об Иохаведе написано, что она из племени Левиина. А Левий при входе в Египет имел сыновей: Гирсона, Каафа и Мерари (Быт. 46, 11). Все дети Левия, его внуки, правнуки и т. д. - Левиины. Кем приходится Иохаведа Левию?

Известно, что она - тетка Амрама. Амрам - сын Каафа. Если бы Иохаведа была дочерью Левия, то она была бы сестрой Гирсона, Каафа и Мерари. А дети ее братьев приходились бы ей племянниками, а она им (в том числе Амраму) - теткой, что и соответствует Библии. Если же Иохаведа - внучка Левия, то есть дочь его сына, например, Гирсона, то тогда она - двоюродная сестра детей Каафа и Мерари, в том числе Амрама, что не соответствует Библии. Дальнейшее удаление от Левия приводит к еще большему несоответствию Библии.

Таким образом, будучи из племени Левиина и теткой внука Левия, Иохаведа неизбежно является дочерью Левия. Почему же об этом было прямо не написать в Исх. 2, 1? А потому, что это и есть тот оселок, тот орешек, на котором окончательно ломаются четыре века египетского рабства.

Выполним последний в этом примере расчет.

От переселения Левия (отца Иохаведы) в Египет, до выхода Моисея из Египта прошло 430 лет. Левий жил в Египте 94 года, Моисею было 80 лет в конце египетского рабства. Следовательно, от смерти Левия до рождения Моисея прошло 430 - 94 - 80 = 256 лет.

Получается, что Иохаведа родила Моисея, когда ей было не менее, чем 256 лет! Ведь она не могла родиться после смерти своего отца Левия (если быть точным, то позже, чем через 9 месяцев после смерти отца), то есть после 94 (точнее, 95) лет жизни евреев в Египте. И, несмотря на свой более чем почтенный возраст, она кормила Моисея грудью (Исх. 2, 7 - 9)! Причем, специально для этого ее наняла дочь фараона (Исх. 2, 7 - 9), как будто более молодых кормилиц во всем Египте не нашлось.

Поскольку детородный возраст в 256 лет, рассчитанный, исходя из времени рабства в 430 лет, совершенно нереален, как, впрочем, и такая продолжительность жизни вообще, то абсолютно нереальна и четырехвековая продолжительность египетского рабства.

Левин Б. Х.
P.S.: Вы обратили внимание на фамилию? Левин - т.е. он является потомком левитов, а кому как не евреям, потомственным левитам лучше знать историю своего народа: христианам или евреям? (прим. Louiza)
# 31 Янв 2017 22:02:24
виталий

Дешевая работа.

1. Автор приписал библейскому тексту информацию которой в нем не было. Например, "Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью" (Исх. 12, 40 - 41) - здесь четко говорится о том , что 430 лет это весь период пребывания Израиля в Египте , а не период рабства.
2. Автор не ознакомился с комментариями из Мишны,иначе бы знал,что Бог уменьшил срок рабства в два раза.
3. В анализе сроков жизни библейских персонажей автор отталкивается от позиции современных харизматических и пятидесятнических церквей , которые отличаются особо выраженным мистическим складом толкования Писания. Видимо автор считает , что позиция этих церквей единственно верная, и лучше всего подходит для толкования Писания. Не спорю: если хочешь что-то представить бредом, то бери за основу точку зрения мракобесов.
4. Очень странный участок Библии взял автор для того что бы "доказать" , что Библия это литературное произведение.))) А почему он не взял кодексы уголовного , процессуального, налогового и трудового права, которые составляют 2/3 всех текстов Пятикнижия? Или для литературного произведения нет ничего необычного, чтобы иметь в своем содержании правовые кодексы?

Резюме: автор подошел к изучению текстов Библии с предубежденной позиции и даже не потрудился как следует ознакомиться с материалом.
# 2 Фев 2017 22:08:42
Димитрий
Louiza писал(а):
P.S.: Вы обратили внимание на фамилию? Левин - т.е. он является потомком левитов, а кому как не евреям, потомственным левитам лучше знать историю своего народа: христианам или евреям? (прим. Louiza)
Так Иисус Христос, ап.Павел, Богородица, и др. тоже были евреями. Тут как разбираться ?
# 26 Июл 2019 21:36:51
simonoff

Спасибо за Библейское объяснение,если бы я был атеистом,то непременно бы заинтересовался Святым Писанием.И всё это благодаря вашим написанным литературным произведением.И всё же не соглашусь в одном,что Библия написана Богом.И точность этого Слова такая,что точнее не бывает.А если вы нашли неточность,то вам ещё необходимо малость подучиться.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.