Scisne?

Наука фантастических открытий

# 29 Авг 2014 19:39:57
Louiza

http://f5.s.qip.ru/jAMAwvtV.jpg
Павел Рафаэлович Амнуэль (Песах Амнуэль) (род. 20 февраля 1944, Баку) — советский и израильский физик, русский писатель-фантаст.
То, что сейчас называют научно-фантастической литературой, так же отличается от НФ 60-х годов прошлого века, как весельная лодка от катера на подводных крыльях. Тогда были новые идеи, опережавшие науку и технику, сейчас — лишь оболочки идей, названия, антураж.

Научная фантастика развивается не только по законам литературы, но и по законам науковедения, поскольку сам поджанр находится на стыке этих двух направлений человеческой деятельности. Фантастическая наука, как и наука обычная, переживает свои кризисы, застои, взлеты и революции. Одна из таких революций произошла незаметно для читателей (не исключено, что и для авторов) в 70–90-х годах прошлого века, что, в частности, и привело к нынешнему кризису новых научно-фантастических идей.

Революция же заключалась в том, что прогностическая функция жесткой научной фантастики себя на нынешнем уровне исчерпала. В фантастической науке, как и в науке «обычной», не то чтобы возникла (на самом деле она была всегда, только в разное время относились к ней по-разному), но стала развиваться новая парадигма, новое отношение к тому, какова цель (точнее — одна из главных целей) жесткой научной фантастики.

В «реальной» науке дискуссия между сторонниками двух разных определений цели научной теории ведется не первое десятилетие. В науке фантастической эта дискуссия еще даже не возникла — время ее наступает сейчас. В науке «обычной» спор идет между инструменталистами и онтологами. Английский физик Дэвид Дойч описал эту ситуацию в книге «Структура реальности».

«Общая теория относительности, — пишет Дойч, — так важна не потому, что она может чуть более точно предсказать движение планет, чем теория Ньютона, а потому, что она открывает и объясняет такие аспекты действительности, как искривление пространства и времени, о которых ранее не подозревали».

Так и научно-фантастическая идея приобретает в наши дни важность и интерес не в том случае, когда она точно предсказывает техническое достижение ближайшего или относительно отдаленного будущего, а тогда, когда она открывает и объясняет такие аспекты реальности, о которых читатели ранее не подозревали.

Иными словами, если раньше жесткая научная фантастика имела дело в основном с фантастическими изобретениями, то сейчас настало время для фундаментальных фантастических открытий. Однако ни авторы, ни читатели НФ оказались не готовы к такому развитию событий.

Фантасты сделали множество интересных и важных изобретений, но в основе каждого изобретения лежит то или иное достижение науки, то или иное открытие. Много ли открытий, объясняющих структуру физической или социальной реальности, сделали фантасты?

В реальной (и фантастической) науке существует три вида открытий. Первый: открытие, которое можно сделать «на кончике пера». Работа над таким открытием подобна работе детектива при расследовании преступления, именно потому в фантастике такие открытия чаще всего происходят в фантастических детективах. Имеется преступление (в реальности) или явление природы (в науке). Приходит сыщик (в науке — наблюдатель или экспериментатор), который собирает улики (данные наблюдений или экспериментов). Затем следователь эти улики исследует и на их основании строит предположения о том, кто мог быть убийцей, где его искать и как найти. В науке эту роль играет теоретик-интерпретатор: на основании данных наблюдений или экспериментов он строит гипотезы, выдвигает предположения о возможной физической природе явления. В действие вступает эксперт (в детективе), который изучает следственные версии, находит в них противоречия, сравнивает с реальными уликами. В науке в этой роли выступает научное сообщество. В конце концов, изучив все улики и проанализировав все предположения, детектив погружается в глубокую задумчивость — вроде бы ему всё известно, но имя преступника почему-то остается неназванным. И тут его посещает озарение, инсайт: он неожиданно (идея возникает будто сама собой в подсознании) понимает, как нужно сложить улики, чтобы пазл оказался заполненным, и открытие сделано: имя преступника становится известным. В науке процесс происходит аналогично: все результаты наблюдений (экспериментов) обработаны, все гипотезы высказаны и проанализированы, а решения (открытия) всё нет и нет. Ученый (как, например, Пуаро в романах Агаты Кристи) оставляет работу, начинает думать о другом, и тогда из подсознательного приходит идея объяснения. Озарение. Это может произойти во сне, на прогулке, да где и когда угодно. Но всегда неожиданно. В науке описано множество таких случаев, начиная с всем известного — о том, как Д. И. Менделееву приснилась его периодическая система элементов. В детективных произведениях в этот момент сыщик хлопает себя по лбу и восклицает: «Как же я был слеп!»

В фантастическом детективе события обычно развиваются именно таким образом. Существует загадка (не обязательно связанная с преступлением, преступление лишь позволяет сделать сюжет более динамичным), детектив или ученый (часто тот и другой в одном лице) строит предположения, исследует улики и, наконец, предлагает фантастическую идею, ради которой, собственно, и городился весь огород. Результатом фантастического расследования становится фантастическое открытие, объяснение.

http://f6.s.qip.ru/jAMAwvtW.jpg
Рис. В. Александрова

В пример приведу роман Станислава Лема «Насморк». Фабула произведения реалистична, хотя формально действие происходит в недалеком будущем. Герой романа, бывший астронавт, расследует серию странных смертей и скрупулезно обнаруживает улики, в результате чего в финале возникает объяснение — вполне научное (всё, что описывает Лем, могло произойти в реальности без всякой фантастики) и в то же время фантастическое. Фантастический детектив вообще является тем поджанром, в котором объяснительная роль фантастики проявляется естественнее всего. В «Насморке» это открытие влияния на организм совокупности безобидных, каждый сам по себе, химических факторов.

Открытие второго типа в науке происходит не в результате последовательной работы ума (завершаемой обычно актом озарения). Это открытие, которого не ждали. Делают его случайно — чаще всего, когда технические возможности (новый ускоритель, новый крупный телескоп, новое биологическое оборудование) позволяют заглянуть в более глубокую (далекую) реальность. В этом случае роль логики и озарения минимальна.

В фантастике тоже существуют открытия второго типа. Разумеется, фантастическое открытие второго типа отличается от аналогичного открытия в науке — ведь фантаст ставит мысленный эксперимент, результатом которого становится обнаружение ранее неизвестного явления, причем такого, какое никто и предсказать не мог! В 1908 году русский ученый Александр Богданов (Малиновский) опубликовал роман «Красная звезда», где описал «этеронеф»: космический корабль марсиан с атомными двигателями. Еще до того, как Эрнст Резерфорд создал планетарную модель атома!

С использованием атомной энергии в фантастике связано немало удивительных совпадений. Например, Владимир Никольский, опубликовавший в 1926 году повесть «Через тысячу лет», писал о том, что первая атомная бомба будет взорвана в 1945 году(1). Герберт Уэллс в романе «Освобожденный мир» (1913 год) писал о том, что первая атомная электростанция вступит в строй в 1953 году.

Открытием второго типа была идея о смертельной опасности взаимодействия микроорганизмов с разных планет. Марсиан в романе Герберта Уэллса «Война миров» (1897) погубила не битва с землянами (которую земляне проиграли), но обычные земные бактерии.

Третий тип открытий: «смешанные» открытия, когда все предпосылки для них уже существуют, но инсайта, озарения (открытия первого рода) так и не произошло, а в это время почти предсказанное явление обнаруживают случайно и независимо (открытие второго рода). Тогда и правильное объяснение находят быстро, ведь «почва» уже подготовлена! Так произошло, к примеру, когда Энтони Хьюиш и Джоселин Белл в 1967 году открыли пульсары — быстро вращающиеся нейтронные звезды с сильным магнитным полем.

Открытий третьего типа немало и в научной фантастике. Пример: открытие давления света на твердые тела. Открыли этот эффект французские писатели Жак Ле Фор и Антуан Графиньи, опубликовав в 1896 году повесть «Вокруг Солнца». Теоретически давление электромагнитного излучения было предсказано Джорджем Максвеллом в 1873 году, но первые реальные успешные опыты Петра Николаевича Лебедева, доказавшего, что такое давление существует, были завершены лишь в 1900 году. Фантасты же не только «совершили» реальное открытие, но и использовали его — луч света толкает космический корабль.

Еще одно открытие третьего типа: гиперпространство, описанное впервые Джоном Кемпбеллом в романе «Ловушка» (1934 год). Пространства с более чем четырьмя измерениями были описаны до Кемпбелла, но то были сугубо математические работы, не имевшие, как казалось, никакого выхода в реальную физику. Кемпбелл открыл высокие пространственные измерения в «реальном фантастическом» мире и использовал их для перемещения со сверхсветовыми скоростями.

В современной квантовой теории струн без многомерных (11 измерений!) пространств обойтись невозможно. Физическое четырехмерное пространство — время является лишь «проекцией», доступной нашим органам чувств и приборам. Вопрос о том, является ли эта многомерность лишь математической абстракцией, пока открыт.

Конечно, открытия, сделанные на страницах научно-фантастических произведений, не ограничиваются перечисленными выше. В патентном фонде фантастических открытий есть и новые типы небесных тел, и новые классы разумных и неразумных существ, и новые законы физики, химии, биологии и даже истории. Фантасты «обнаружили» неизвестные прежде явления природы и многое другое. Будут ли эти открытия повторены учеными, или наука откажется от большинства из них? На этот вопрос ответит лишь время. То самое время, в потоке которого мы движемся в будущее, так и не научившись пока ни изменять скорость движения, ни выбираться на берег...


1 Американский ясновидящий Стивен Кейси прославился тем, что верно предсказал дату окончания Второй мировой войны. Никольский сделал не менее точное предсказание, но Кейси известен всем (несмотря на то, что множество его других предсказаний оказалось ошибочным), а о Никольском помнят только историки научной фантастики...


Павел Амнуэль
"Троицкий вариант" №9(128), 07 мая 2013 года
# 1 Сен 2014 02:25:03
FEDOR

Свободомыслие не только источник открытий

Удивительные вещи окружают нас в этом мире!И наш Мир сам по себе интересен,многообразен и многозначен.И вот мы пришли к тому,что наша реальность может быть минимой!И Мир ,окружающий нас вполне возможно просто таки напросто создан из сложной и многомерной голограммы для одного человека!Раньше мы этого человека его называли Иисусом!И он был всемогущ,потому что он знал,что этот мир,окружающий как бы нас ,на самом деле окружает только лишь его одного.И он прошел Свой путь,от абсолютного одиночества человека окруженного голограммами,к Сути Бытия...И...Впрочем,уверен эта тема уже описана множество раз многочисленными писателями-фантастами, которые играя словами и образами,создают,не ососзнавая этого,новые и реальные миры!..
# 1 Сен 2014 07:56:36
Louiza

Ах, оставьте, FEDOR!
FEDOR писал(а):
Раньше мы этого человека его называли Иисусом!И он был всемогущ,потому что он знал,что этот мир,окружающий как бы нас ,на самом деле окружает только лишь его одного.И он прошел Свой путь,от абсолютного одиночества человека окруженного голограммами,к Сути Бытия...
Если Вы не в курсе, то Иешу (Иисус) родился обычным еврейским мальчиком, причем родился естественным (как и положено) путем
у мамы-еврейки. На восьмой день его (представьте себе!) обрезали по Закону Торы. Потом он, будучи адептом секты ессеев, стал странствующим раввином, проповедовал и возвращал евреев к исполнению Законов Торы...

Вот такой суфганийот.

Так что не фантазируйте. Лучше изучите иудаизм и религиоведение в целом.
FEDOR писал(а):
И...Впрочем,уверен эта тема уже описана множество раз многочисленными писателями-фантастами, которые играя словами и образами,создают,не ососзнавая этого,новые и реальные миры!..
Делать что-либо не осознавая, значит находиться в обморочном состоянии... т.е, будучи невменяемым)))

Предлагаю Вам методику
создания Мира за 30 дней
.
Упражнение 1. Климат.
Откройте большой подробный атлас или зайдите на международные географические сайты, например, National Geographic.
Посмотрите карты основных частей света и географических областей. Антарктида. Саудовская Аравия.Тропические леса Бразилии. Тропические леса Центральной Калифорнии. Посмотрите, каков на этих территориях климат, оцените температуры зимой и летом и т.д.
Уделите 15 минут, чтобы записать все климатические условия, которые вы увидели или о которых успели подумать, глядя на карты, - если вам проще написать название города, сделайте это. Иногда "Сиэтл" больше ассоциируется с нужным климатом, чем фраза "северный влажный умеренный климат". Составьте список всех возможных типов и видов климата и погоды.
Используйте также эпитеты и существительные, чтобы дать характеристику каждому пункту, будто вы сами побывали там.
Сохраните этот список в вашем блокноте. Держите его под рукой, он может вам пригодиться.

Упражнение 2. Физика планеты.
Какую роль вы отведете погоде в вашем мире? У вас задумано много путешествий, и вы готовы осложнить их героям при помощи бурь и наводнений? Вам не нужно сейчас знать все это в деталях. Ваша задача проще - записать десять сюжетных установок, которые связаны с погодой, и как они повлияют на ход вашей истории или на развитие персонажей.

Упражнение 3. Настроение мира и сеттинга.
Прочтите список из упражнения N1, а затем возьмите чистый лист бумаги. Закройте глаза и подумайте о том, какие чувства вы хотели бы испытать, когда вы пишете или читаете свою историю. Запишите четыре слова, которые способны описать это чувство: два прилагательных, глагол, и существительное. Теперь вернитесь на страницу со списком климатических условий, прочтите эпитеты, которыми вы их снабжали. Что-то совпадает? Если это так, у вас есть основополагающий климат, который мог бы передать все желаемое настроение читателю. Если нет, попробуйте найти родственные или синонимичные слова.
Если вы потратили 10 минут и не смогли определиться, выберите два климата, которые выражают ваше настроение от сеттинга.

Упражнение 4. Катастрофы и катаклизмы, их роль в истории мира.
В течение 15 минут запишите некоторые из географических особенностей реальной земли. Запишите, какие "шрамы" может получить ваш мир, какие хребты образовались в ходе катаклизмов и т.д.

Упражнение 5. Карта.
Упражнение заключается в том, чтобы нарисовать физических контуры вашей карты, а затем определить по крайней мере три места, пригодных для жизни ваших людей и нелюдских рас. Вам не нужны названия для них на данном этапе - мы будем беспокоиться об именах на следующей неделе, когда мы будем думать о языках наших народов. Просто нарисуйте точку на карте или, может быть, символическое изображение "домик", предупреждающее о том, что здесь поселились народы.

Упражнение 6. Расы.
Потратьте 10 минут и выясните, как будут выглядеть люди и нечеловеческие расы, которые развивались в разных частях вашего мира. Затем посвятите еще 5 минут и посвятите вопросу взаимоотношений между ними (войны, союзы, торговли).

Упражнение 7. История.
Проведите 15 минут, излагая основные исторические события минимум последних 100 лет перед началом вашего романа.
Включите в ваш график:
Даты перехода власти в государствах (через перевороты, смерть монарха, революции, выборы и т.д.), и был ли переход гладким, если нет - какие последствия возымел.

Даты, когда уменьшился или увеличился объем природных ресурсов и урожая, к чему это приводило.

Даты сверхъестественных, магических событий, или событий, обусловленных технологией.

Каждый из этих факторов оказывает влияние на историю цивилизаций. События могут быть взаимосвязаны.

Дата истории вашего повествования, возможно, даты рождения персонажей вашей истории.

Если у вас политически-ориентированный сюжет, то вам потребуется углубить хронологию дальше, чем на 100 лет.

Упражнение 8. Экономика и политика.
Так же, как вы создали график для событий и влияний, теперь рассмотрим вашу карту на предмет ресурсов и их дефицита. В течение нескольких минут сделайте несколько пометок на карте, отмечая места, которые имеют более одного типа ресурсов, и запишите, где наблюдается острый дефицит тех или иных ресурсов. Возможно, в соответствии с этим придется подкорректировать хронологию из прошлого упражнения.

Упражнение 9. Язык.
Слушайте, как различные слоги звучат для вас, что вы при этом испытываете. Запишите некоторые общие сравнения - "Я хочу создать язык эльфов, звучащий как вода, и язык гномов, звучащий как удары молота по наковальне". Запишите звуки, которые вы слышите, сидя у природного источника или подставляя руку под струю воды из крана. Эти звуки можно сделать "корнями" вашего языка эльфов, и т.п.
Бонусное упражнение:
Если вы хотите, чтобы язык играл важную роль в вашей истории, посетите страницу упражнения наименования и решите, что делать с именами ваших персонажей и географических мест. не забудьте отметить последние на своей карте.

Упражнение 10. Настроение, связанное с цивилизациями.
Какие эмоции у вас вызывают те или иные цивилизации? Какие культурные особенности они имеют? Какие эмоции и сравнения вызывают у вас их языки (см. прошлое упражнение)? Подумайте над этим и запишите возможные тезисы.

Упражнение 11. Фокусировка на главном.
Это упражнение состоит из блоков, которые мы уже рассмотрели и пришло время рассмотреть их в единстве и отредактировать вновь.

История:
Создайте хронологию более подробную, чем вы писали (можно расширить ее, например, от 100 до 500 лет). Можете затронуть жизнь вашего героя.

Экономика / Политика:
Сделайте описание каждого крупного политического образования (церкви, правительства, царства, фракции, торгового объединения, гильдии и т.д.) и назовите их сейчас, чтобы вы могли обратиться к ним по мере необходимости в дальнейшем.

Названия и язык:
Написать краткий глоссарий или лексикон некоторых общих и важных слов. Запишите перечень географических названий и пять имена персонажей, которые можно использовать, когда вы будете нуждаться в них. Если вы хотите, используйте дополнительное время и заполните вашу карту соответствующими названиями прямосейчас.

Упражнение 12. Что, если?...
Если вы еще не знаете, в каком жанре собрались писать - научная фантастика, фэнтези, ужасы и т.д. - сейчас лучше определитесь (если смесь жанров, вам предстоит обдумать грани и признаки каждого из них в приложении к вашей истории).
Запишите отрывки или зарисуйте некоторые сцены, которые вы уже знаете из вашей будущей истории. Некоторые из них могут быть уже заранее определены вами.

Затем задайте себе трудные вопросы. "Что... если...?" Что делать, если люди на расстоянии не могут общаться друг с другом мгновенно, у них нет ни телепортов, ни других магических или научных способов быстрой связи? Стоит ли вводить такие средства? Какие?

Думайте о деталях, о жизни своих персонажей. Может что-то должно действовать не так, как в нашем мире, а с точностью до наоборот?
Обсуждайте свои ответы на вопросы "что... если..." с другими, может, в беседе родятся новые идеи, а вам помогут увидеть ошибки, которые вы самостоятельно не могли увидеть.

Упражнение 13. Сюжетные зацепки.
Если у вас есть некоторое представление о сюжете, то рассмотрите карту и запишите минимум десять ключевых, интересных событий, которые будут развивать ваш сюжет от начала и до конца. Дайте простор фантазии, может, в первоначальном варианте пора что-то изменить?
Их не обязательно использовать все в романе, но если вы поймете, что произведение зашло в тупик, вы можете воспользоваться такими "зацепками".

Упражнение 14. Образование.
Ваши персонажи, и вообще жители вашего мира, нуждаются в образовании и изучении окружающей среды и общества.
Существует ли отлаженная система образования в ваших странах и поселениях?
Чему учатся люди с младых ногтей в этом мире?
Существуют ли школы или университеты? Или только частные уроки?
Какой уровень грамотности в странах вашего мира в целом?
Ответьте на эти вопросы.

Упражнение 15. Отдохните.
(день 15 занятий не имеет упражнений, он посвящен ссылкам на зарубежные веб-ресурсы, связанные с писательством и worldbuilding'ом, так что - отдохните :) - прим.пер.).

Упражнение 16. Специальные ограничения.
Чем ограничена магия в вашем мире? Какую цену придется платить за ее использование? Это зависит от создаваемой вами магической системы, видения ее.
Могут ли вампиры в вашем произведении выходить на улицу в дневное время суток? Все эти детали магического и технологического толка нужно продумать тщательно. Хотя бы те, что будут непосредственно использоваться в произведении.

Упражнение 17. Настроение фантастических элементов.
Прочтите еще раз список эмоций, которые должен вызывать при чтении книги ваш мир у читателя.
Прочтите еще раз особенности ваших магических и технологических систем.
Вам необходимо увязать их с ожидаемым и нужным настроением. Возможно, для этого стандартную "Магию" даже придется переименовать. Действуйте, думайте, экспериментируйте.

Упражнение 18. Фантастические элементы. Взаимодействие с обществом.
Вспомните результаты небольшого упражнения N10.
Как вы охарактеризуете существующие в вашем мире общества и страны? И как их будет характеризовать доступная им магия или технология? Поддержат ли это ваши герои?
Как это отразится на истории?

Упражнение 19. Проработка персонажа. Возвращение к "Что, если..."
Вам необходимо проработать своих героев, чтобы они выглядели реалистичными. Простого описания недостаточно, как и сухих фактов. Попробуйте поместить их в разные ситуации, используя конструкцию вопросов "что... если". Это легко и вдохновляюще.
- Что сказал бы незнакомец, если бы пообщался 5 минут с героем?
- Что будет делать герой, если узнает, что его родители - приемные?
- Что делать, если герой встречается с кем-то, в существование кого поверить не в состоянии?
- Что делать, если герой на самом деле не тот, кто он думает?

Это поможет вам и в сюжете, и в проработке характеров.

Упражнение 20. Еще раз о сюжетных зацепках и конфликте.
Вы уже придумали, в чем будет заключаться основной конфликт? В обычном противостоянии героя каким-то плохим парням? А может в противостоянии природе, богам, режиму?
Если нет, вернитесь к списку сюжетных зацепок и попробуйте проявить конфликт из них.

Упражнение 21. Флора и фауна.
Ответьте на вопросы.

Для флоры:
Какие растения особенно полезны для вашего общества? Конопля и лен, например, являются растениями, которые являются важными источниками неживотных волокон для изготовления одежды, веревок, и других материалов. Есть ли подобной важности растения в вашем собственном мире?

Каковы основные сельскохозяйственные культуры вашего народа? Это зависит от региона в первую очередь.

Что считается деликатесами? Зависит от региона. Где-то деликатесом является клубника, а где-то - апельсины.

Какие фрукты и овощи могут быть превращены в алкогольные и лечебные напитки?

Какие растения опасны? У вас есть хищные растения в вашем мире?

Для фауны
Какие животные особенно полезны в вашем мире? Речь не только о домашних животных, но и о пользе неприрученных для общества.

Кто из животных представляет собой объект для охоты на них людьми? Или кто из одомашненных животных представляет пищевую ценность (напр., свинья или корова)?

Мясо и иные продукты от каких животных являются деликатесом? И где?

Какие животные используются в медицине или разработке лекарств?

Наконец, какие животные являются опасными в вашем мире?

Упражнение 22. География.
Переработайте вашу карту. Возможно, вы захотите добавить новые детали, изменить некоторые контуры под историю, поменять местами важные для вас географические объекты и т.п.

Упражнение 23. Пересмотр культур и цивилизаций.
Пришло время подробно описать каждую нацию и народ, каждое государственное образование и культуру. Сделайте это сегодня, используя материалы прошлых дней.

Упражнение 24. И вновь о настроении.
Вернитесь назад на несколько упражнений и внесите корректировки так, чтобы все работало на главные эмоции, которые вы выбрали в самом начале. Смешная ли, юмористическая история? А может хоррор в стиле фэнтези? Решать вам.

Упражнение 25. Небесные светила.
Прочитайте эту статью и затем выясните: сколько спутников у планеты вашего мира? А сколько солнц? Как они называются? Как быстро делают один круг вокруг земли? Есть ли у вас сцены, в которых луна или солнце играет определенную роль или их свет необходим?

Упражнение 26. Списки для несоответствий.
После почти месяца строительства мира Вы можете столкнуться с проблемой противоречивых идей, фактов, которые не выловили прежде, или сюжетные ходы, которые вы любите, но которые разрушают общее впечатление и атмосферу.
У меня есть отдельный файл на ноутбуке для отлаживания этих моментов, которые мне нравится, но которые, возможно, не уместны в романе.
Также у меня есть файл идей на будущее, которые не реализуются в данном романе, но оставлены на будущее.
Создайте такие же списки и заполняйте при необходимости.

Упражнение 27. Вновь о сюжетных зацепках.
Если у вас до сих пор нет плана сюжета, пора сложить воедино все придуманные зацепки и вехи на пути героев.

Упражнение 28. Что мы упустили?
Подумайте над следующими темами.

- одежда
- продовольствие и кухня
- санитария и гигиена
- болезни, лекарства, медицина
- правоохранительные органы, правосудие, тюрьмы
- домашние животные
и многие другие.
Разнообразьте свой мир прямо сейчас.

Упражнение 29. Персонаж.
Систематизируйте всю информацию о ваших основных героях. Возможно, вам понадобятся детали их детства или родословная. Раскройте его характер в соответствии с уже достаточно проработанным миром, как он впишется в него?

Упражнение 30. Не делайте ничего.
Сегодня самое важное упражнение - наслаждайтесь тем, что сотворили. Вам не нужно ничего иного делать, ибо вы заслужили отдых.
Автор статьи - Stephanie Bryant
Переводчик - Avilar
http://f5.s.qip.ru/jAMAwvzx.gif
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.