Scisne?

Военные кампании Иисуса Навина

# 15 Фев 2016 22:39:22
Louiza

Военные кампании Иисуса Навина

Переход через Иордан и взятие слабого Иерихона были лишь самым первым шагом в осуществлении грандиозного плана овладения израильтянами Ханааном. Александр Мень (Исагогика):

"Кн. Иисуса Навина изображает его походы как триумфальный захват всей земли с последующим разделом её между коленами. Однако речь идёт при этом [всего лишь] о двух его военных кампаниях – против коалиции южных аморрейских городов и северных ханаанских".

Первый успех (взятие Иерихона) вдохновил израильтян:

"…они были уже вполне уверены в том, что им удастся окончательно овладеть страной и что их войска, сообразно обещанию Господа Бога, будут выходить из сражений невредимыми» (Иосиф Флавий). Видимо, состояние всеобщей эйфории, подогретой картиной горящего Иерихона, истекающих кровью горожан, на какой-то момент охватило и осторожного Навина. Правда, следуя своему правилу, прежде чем продолжить военные действия, он к очередной намеченной им цели снова отправил разведчиков. Этой целью, согласно Библии, был город Ай, находившийся примерно в 19 км северо-восточнее Иерихона, причём, выше его. Возвратившись из разведки, они доложили свои соображения: «…не весь народ должен выступить; около двух… или трёх тысяч человек пусть… поразят этот Ай; не затрудняй там всего народа, ибо мало их"
(7:3, здесь и далее главы и стихи из "Книги Иисуса Навина").

Карта Ханаана времён походов Иисуса Навина и эпохи судей
Карта Ханаана времён походов Иисуса Навина и эпохи судей

Доверившись информации разведчиков, скорее же всего, не продумав тщательно всей предстоящей военной операции, Навин направил в сторону Ая отряд из трёх тысяч человек, решив ударить в лоб. Увы, "…и обратились они в бегство от людей Ая… и разбили их на спуске (с горы)" (7:5). Наступило отрезвление. Повторную атаку на Ай можно назвать образцом военного искусства. В ней было всё: и значительное численное преимущество, и отвлекающий маневр, и засада, и взятие обманутой армии Ая в клещи. "И поражали их [израильтяне] до того, что не оставили им ни уцелевшего, ни убежавшего… И было павших в тот день мужей и жён двенадцать тысяч, все жители Ая… И сжёг Иеошуа Ай… А царя Ая повесил он на дереве" (8:22-29).

Иосиф Флавий: "При этом в руки евреев попали масса детей, женщин, прислуги, несметное количество всякой утвари, огромные стада скота и множество денег (местность эта отличалась своим богатством)".

Вроде бы, всё складно, если бы не одно но. Читая о деталях предстоящей атаки, наталкиваешься на название ещё одного города: "И взял он (Иисус Навин – В. П.) около пяти тысяч человек, и посадил их в засаду между Бэйт-Элом и Аем" (8:12). Бэйт-Эль (дом Бога, ивр.) это знаменитый Вефиль, то самое место, на котором привиделась когда-то Яакову, внуку Авраама, лестница, соединяющая небо и землю (Бытие). Обманутый ложной атакой израильтян, "…весь народ, который в Ае, [бросился их] преследовать. И не осталось в Ае и Бэйт-Эле ни одного человека, который бы не выступил за Исраэлем; и оставили они свой город (здесь и далее выделено мной – В. П.) открытым" (8:16-17).

Что же получается? Как справедливо пишет Д. Рабинович, судя по библейскому тексту, речь идёт "о совместных действиях жителей этих двух городов, и в то же время, утверждается, коль скоро ‘город свой они оставили отворённым, преследуя Израиль’, что город у них был один, общий. В текстах 7:2; 8:9,12 они также упоминаются почему-то вместе. Наконец, Ай отделяют от Бэйт-Эля всего-то не более 1,5 км, что также наводит на мысль о малой вероятности одновременного существования равных по значимости независимых городов-государств на столь близком расстоянии». Но вместе с тем, в 12:9, 17 отдельно упоминаются царь Ая и царь Бэйт-Эля. Хотя и здесь опять указывается «один царь Ая, близ Бэйт-Эля".

На первый взгляд, неразрешимая загадка. Обратимся, однако, к результатам археологических раскопок в местах предполагаемого расположения этих городов. Раскопки Ая проводились дважды: в 1933-1935 гг. под руководством Джудит Марке-Краузе и в 1964-1972 гг. под руководством доктора Дж. Э. Коллауэя. Оба они установили, что этот ханаанский город с мощными стенами и красивым храмом, процветавший в 3200-2400 гг. до н. э., был полностью разрушен около 2400 г. до н. э. (по другим данным, около 2200 – 2100 гг. до н. э.) и вновь заселён лишь спустя тысячу лет. То есть, «на протяжении позднего бронзового века в Ае не было никаких поселений, как следствие, израильтяне вообще никак не могли завоевать этот город» (Вернер Келлер). Само название Ай переводится как "груда камней", чему соответствует и современное название этого места Телль-эль-Хад- шар ("каменистый холм", ивр.). Пожалуй, это единственный случай в мировой истории, когда город назвали развалинами. Интересно, что в 8:28 мы находим косвенное подтверждение верности этого названия: "И сжёг Иеошуа Ай, и обратил его в вечную груду развалин, в пустыню – до сего дня".

Раскопки Бэйт-Эля в районе Бейтинского кургана, идентифицированного как Вефиль, были предприняты в 1934 г. совместной археологической экспедицией Американской школы в Иерусалиме и Ксенийской теологической семинарии в Питсбурге во главе с доктором В. Ф. Олбрайтом. В ходе раскопок в пласте позднего бронзового века, что соответствует времени военных действий Иисуса Навина в Ханаане, были найдены покрытые копотью массивные фрагменты городской кирпичной стены, толщина которой соответствовала 2 м, толстый слой пепла, перегоревшие земля и предметы быта.

"Уничтоженный завоевателями хананейский город был красив, в нём были замечательные дома с мощёными или заливными полами и водостоками. Город, выстроенный здесь впоследствии, был куда беднее. Два этих города настолько непохожи друг на друга, что мы можем с уверенностью говорить о том, что некогда Вефиль был разрушен израильтянами" (G. Ernest Wright).

Сопоставление результатов раскопок Ая и Бэйт-Эля (Вефиля) даёт основание сделать вывод о том, что в Книге Иисуса Навина идёт речь об атаке на Вефиль, а не Ай.

Александр Мень: "Город Гай – неизвестный по другим источникам город на востоке от Вефиля. Некоторые археологи отождествляют историю его захвата с разрушением Вефиля, о падении которого Иисус Навин не говорит. По данным раскопок, Вефиль был сожжён в конце ХIII века".

G. Ernest Wright: "История завоевания Вефиля была использована для объяснения происхождения древних руин Ая".

Зиновий Косидовский: "… летописцы попросту спутали город Ай с Вефилем".

Всё как бы встало на свои места.

А. А. Опарин: "Мы знаем множество примеров, когда более поздние раскопки дополняли предыдущие, и поэтому выводы по Аю не могут считаться окончательными. К тому же, из-за чрезвычайно плохого состояния останков поселения, а также их малочисленности, выводы вообще делать очень тяжело, ибо необходимых предметов для датировок почти нет».

Как бы в подтверждение этих мыслей, Д. П. Ливингстон предложил новую локализацию древнего Ая, отождествив его с другим городищем – холмом Кирбет Нисья. Раскопки, проведенные там в 1970-1980 гг., выявили наличие следов поселения, в частности, эпохи и поздней бронзы (D. Livingston. The Location of Biblical Bethel and Ai reconsidered. The Westminster Theological Journal, 33, 1970, p. 20-44).

G.Ernest Wright: "С руинами Ая до недавнего времени отождест-вляли городище эт-Телль, расположенное в 2 км к юго-востоку от современного арабского посёлка Бейтин. Раскопки на городище, наряду со следами полного разрушения города в 2250 г. до н. э., выявили и незначительные следы обитания здесь, но только с 1200 по 1050 гг. до н. э., что не согласуется с традицией – библейский Ай, после его разрушения, был населён в царскую эпоху, когда потомки его прежних жителей вернулись на это место после вавилонского плена (Эзр. 2:28; Неем. 7:32). Такие явные несоответствия заставляют полагать, что отождест-вление Ая с городищем эт-Телль неверно".

Итак, вопреки всем логическим построениям, складывается впечатление, что у Навина всё же идёт речь о взятии двух городов (Ая и Вефиля) в ходе одной военной операции. Учёными выдвигается на этот счёт ряд версий.

Вернер Келлер: "Возможно, город Ай имел большее значение (для составителей канона – В. П.) среди завоёванных Иисусом Навином ханаанских городов (7:2 и далее, а также 8:1-24), в то время как, согласно Библии (12:16), соседний Вефиль – вспомогательное".

А. А. Опарин: "Во времена Навина на месте Ая крупного города уже не было, существовала лишь крепость с властителем и небольшим количеством жителей, что подтверждается, кстати, в 7:3… Эта крепость была передовым форпостом города Вефиль, а царь Ая находился в зависимости от царя Вефиля".

Д. Рабинович: "Бэйт-Эль (Вефиль), основанный одновременно с разрушением Ая, рассматривал себя в качестве преемника этого города и был заселён выходцами из него, [сосуществуя с небольшим поселением, возникшим в эпоху поздней бронзы на том же месте в связи с тем – В. П.], что руины Ая оставались для жителей Бэйт-Эля сакральными. Не случайно, книга Навина (12:16) помещает царя Бэйт-Эля в перечень побеждён-ных израильтянами"…

Ernest Wright: "Из истории завоевания, представленной у Навина, следует, что… его успех был обеспечен удачной кампанией, которой он сам и руководил. Она имела три фазы:

1) обеспечение плацдарма в центральной холмистой части страны благодаря захвату Иерихона и Ая (плюс и Вефиля), а также заключению союза с гаваонитами (главы 6-9);
2) «южная» кампания, обошедшая Иерусалим, но затронувшая все прочие территории, на которых впоследствии жило колено Иудино;
3) кампания в Галилее, в ходе которой, несмотря на её успех, не было разрушено ни одной крепости кроме Хацора (глава 11)".

Плацдармом для дальнейшего наступления израильтян в западном Ханаане стали именно центральные гористые районы последнего, включая Сихем и Гивон (Гаваон в русскоязычной транскрипции). О последнем и пойдёт речь ниже.

Гаваон (см. карту) располагался примерно в 27 км к западу от Иерихона и в 8 км от Ая. Гаваониты не могли не знать о победах израильтян над Иерихоном, Вефилем и Аем, и приняли решение ценой потери суверенитета добиться заключения мирного договора с Навином. Не буду пересказывать занимательный библейский рассказ о том, к каким ухищрениям они прибегли, чтобы достичь этой цели.

"И сделал Иеошуа с ними мир, и заключил с ними союз, чтобы остались они жить" (9:1-15). Этот договор распространялся и на города, территориально связанные с Гаваоном: Кефира, Беэйрот и Кирьят Йеарим.

Та же история в изложении Иосифа Флавия: "Молва о храбрости евреев быстро распространялась среди окрестных племён… Жив-шие в непосредственной близости [от Ая] гаваониты… отправили к Иисусу для заключения дружественного с ним договора таких людей, которые были вполне способны достичь этой цели. Хитростью им удалось удостоиться чести гражданства у евреев. Когда же впоследствии Иисус… узнал, что гаваониты… принадлежат к племени хананейцев, то они заявили, что у них не было другого средства к спасению, кроме этого. Так как клятву никак нельзя было нарушить, то Иисус и подтвердил принятое ранее решение, употребив гаваонитов для общественных работ".

Уточню: дровосеками и водочерпальщиками (9:27). Последнее слово выделено мною принципиально.
Как сказано у Навина 10:2, "Гивон – город большой, как один из городов царских". Его название упоминается в Библии не менее сорокапяти раз. Археологические раскопки Гаваона были предприняты в 1956-1960 годах под руководством доктора Колумбийского университета Джеймса Причарда. Руины Гаваона были обнаружены в иорданской деревне Эль-Джиб. На керамическом осколке одного из найденных сосудов была обнаружена надпись: "Анания, сын азура, пророк из Гаваона". Подобного рода надписи были выявлены и на других предметах. В отличие от многих других городов Ханаана времён конца XIII в. до н. э. следов пожара и опустошений в Гаваоне обнаружено не было. Раскопанный город состоял из множества улиц, площадей, храмов, общественных зданий, был чрезвычайно богат, судя по множеству предметов из бронзы, найденных в гробницах и развалинах домов. Но кроме всего прочего, Джеймс Причард установил, что в Гаваоне была лучшая в Ханаане система водоснабжения. В массивных скалах на протяжении 120 м были вырублены более 172 ступеней для носильщиков воды, которые, благодаря таким лестничным сходам, имели удобные подходы к водохранилищам и колодцам.

А. А. Опарин: "Гаваон был особенно знаменит своей водной системой. Гаваон в Библии всегда связывается с водой".

Установлено также, что его жители вели в больших размерах международную торговлю, так как среди кувшинов, кубков, блюд, статуэток, ножей, скарабеев и перстней найдено поразительное количество сосудов, произведенных на Кипре и в Сирии. Судя по цистернам для выжимания винограда и по просторным пещерам с 40-литровыми чанами для хранения виноградного сока, они производили и экспортировали вино. На ручках не менее двадцати пяти кувшинов Причард обнаружил буквы ГВН – "Гаваон". В них посылали вино заграничным клиентам.

Пол Джонсон: "Потеря города считалась таким серьёзным уроном, что пять аморрейских царей попытались вернуть его». «И было, когда услышал Адони-Цэдэк, царь Иерушалаима, что захватил Иеошуа Ай и разгромил его, как поступил он с Иерихо.., и что примирились жители Гивона с Исраэлем и остались среди них.., И послал к Оаму, царю Хэврона, и к Пираму, царю Ярмута, и к Яфие, царю Лахиша, и к Девиру, царю Эглона, сказать: Поднимитесь ко мне и помогите мне, и поразим мы Гивон за то, что примирился он с Иеошуей и сынами Исраэля" (10:1-5).

Телль-амарнская переписка подтверждает, что накануне нападения хабиру (так в Египте именовали израильтян) иерусалимский царь обратился к царю Хеврона с просьбой оказать военную помощь (Sicre J.-L. Josue. Navarra, p. 256. 2002). В амарнскую эпоху Иерусалимское царство простиралось до 25 км на север, включая в себя Гаваон и Вефорон. Вефорон, Беф-Орон (дом ям или пещер, ивр.) – название городов, верхнего, расположенного на горе, и нижнего – в долине, находившихся на расстоянии 16-ти или 19-ти км к северо-западу от Иерусалима. Оккупация Израилем Галгала*, отрезавшая Иерусалим от Иордана, восстание Вефорона против Иерусалима, о чём свидетельствует письмо ЕА290 телль-амарнской переписки, вступление четырёх открывавших вход в долину Сефела городов (Гаваона, Кефиры, Беерофа и Кириат-Иарима) в союз с Израилем не могли не тревожить иерусалимского монарха. "По сути, к этому моменту Иерусалимское царство ограничивалось Иерусалимом с прилегающими окрестностями" (http://beebible. narod.ru/Bitva.doc).

*Первое место стоянки израильтян после перехода ими через Иордан; по свидетельству Иосифа Флавия, находился в пятидесяти стадиях [ста метрах] от реки; здесь устроен был укреплённый лагерь, сделавшийся их опорным пунктом для завоевания Ханаана.

Кратко об аморрейских городах-царствах – союзниках Иерусалима в противостоянии с израильтянами.

Хеврон расположен в географическом центре Иудейских гор в 32 км к югу от Иерусалима. Согласно археологическим данным, древний Хеврон возник в ранний бронзовый период и существовал в течение и бронзового, и железного веков на холме, расположенном к юго-западу от Меарат а-Махпела и носящем ныне название Телль-Хеврон, или Телль-Румейда (Адмот-Ишай), рядом с мощным источником воды, действующим и в настоящее время. В поздний бронзовый период (1550-1200 гг. до н.э.) Хеврон значительно опустел, также уменьшилось и кочевое население в районе города. Ко времени завоевания Ханаана израильтянами под руко-водством Навина Хеврон был населён аморреями и являлся столицей независимого царства, управляемого царём Хохамом. В ходе раскопок Хеврона всюду в слое конца XIII – начала XII вв. до н. э. были обнаружены очевидные следы насилия и пожара.

В пятидесяти шести км к юго-западу от Иерусалима, в 6-7 км на юго-восток от бет-Губрина находился библейский Лахис (Лахиш, Телль эд-Дувейр). В отличие от Хеврона, Лахис на протяжении всего бронзового века продолжал активно развиваться. Вполне вероятно, это была чрезвычайно сильная ханаанская крепость.

А.Опарин: "Обнаружены развалины покорённого израильтянами Лахиса, который был раскопан в 1931 году Велкомом. В ходе раско пок обнару-жены следы пожаров и разрушений".

В тридцатые годы (1932 – 1938) британская экспедиция, возглавляемая Джеймсом Лесли Старки, обнаружила на территории современного Тель ад-Дави-ра (Тель эд-Ду-вейра) область площадью в двадцать четыре акра, на которой некогда стоял го-род, обнесённый крепкими стенами. И эти раскопки выявили свидетельства пожара, уничтожив-шего город. Стены приняли тёмный цвет, как печь для обжига кирпичей. Стеклянные предметы расплавились. Обломки слоновой кости почернели и обуглились. Найдены и остатки черепичной кровли храма, которая обрушилась среди огня. Сохранилось возвышение, на котором стоял идол. Так же, как и Вефиль, этот город был разрушен в XIII в. до н. э. Надпись на извлечённой из руин чаше сообщала дату изготовления – четвёртый год правления фараона Мернептаха. Это – 1230-й г. до н. э. "И предал Господь Лахиш в руки Исраэля" (10:32).

При раскопках Еглона, бывшего резиденцией аморрейского царя Девира, всюду были обнаружены очевидные следы насилия и пожара. Местоположение города неясно; чаще всего, его локализуют в Телль эс-Неси, в 11 км на юго-восток от Лахиша. В то же время, при прочтении фразы "…и к Девиру, царю Еглонскому" (10:3) возникает мысль, не ошибку ли допустил древний автор? Может, правильней так: "…и к Еглону, царю Девирскому". Тем более, что Девир (или Давир) в Библии всегда упоминается как город, а в Суд 3:12-30 говорится о царе Еглоне. И всё же, для такой замены нет, во-первых, никаких текстологических оснований, а во-вторых, город Еглон встречается у Навина несколько раз (10:3, 12:12, 15:39).

Город Ярмут (Иармуф = Хирбет-Иармук), по другим данным, селение Телль-Ярмук, располагался в 30 км на юго-восток от Иерусалима, в горном районе южного Ханаана. Теперь на его месте стоит небольшая арабская деревня.

Представленные в этом фрагменте сведения о городах коалиции следует принимать с опре-делённой долей скептицизма. Как заметил профессор университета Аризоны Уильям Девер ("Что знали те, кто писал Библию, и когда они это знали?", США, 2000), из 16 библейских городов, захваченных, по утверждению Ветхого Завета, израильтянами в последней четверти XIII в. до н. э., лишь в трёх случаях получены достоверные свидетельства их разрушения ими. Он считает, что семь из оставшихся тринадцати городов "даже не были оккупированы в тот период, либо их руины не являют никаких следов разрушений". Об остальных шести городах Девер говорит, что "тут археология просто молчит".

Из пяти аморрейских городов, "расположившихся станом возле Гивона, и воевавших против него" (10:5), лишь в отношении Лахиша мы имеем надёжные свидетельства его разрушения израильтянами, а это даёт основание воспринять всерьёз библейский рассказ о том, как же дальше развивались события. "И послали жители Гивона к Иеошуе в стан, в Гилгал, сказать: …выступи к нам скорее, и спаси нас, и помоги нам, ибо собрались против нас все цари эморейские, жители гор. И поднялся Иеошуа из Гилгала" (10:6-7). Боевые отряды Навина нанесли им сокрушительное поражение в ходе битвы, происходившей под Гивоном ("он нанёс им великое поражение в Гивоне", 10:10), хотя большинство авторов и утверждает, что битва происходила в долине Аялонской. Город с таким же названием, возвышавшийся над Аялонской долиной, что в 22 км к северо-западу от Иерусалима, упомянут в амарнских письмах, как город, "отпавший к хапиру" (№ 273).

Можно предположить, что сражение это не было для израильтян увеселительной прогулкой. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что для завершения битвы, якобы, не хватило светового дня, и потребовалось остановить солнце ("И остановилось солнце среди неба, и не спешило к заходу почти целый день", 10:13). Существует масса литературы, посвящённой этому природному явлению, доказывающей реальную возможность его воспроизведения именно в момент битвы между аморреями и израильтянами.

У меня на этот счёт есть своя версия, опирающаяся на библейский текст. Прочтём его: "…и сказал [Навин] пред глазами Исраэля: солнце у Гивона стой, и луна у долины Аялон!" (10: 12). Почему понадобилось такое деление? Выше я отмечал, что Гивон расположен в 27 км от Иерусалима, долина Аялон – в 22 км. В июне месяце (предполагаю, что именно в сивоне происходило сражение под Гивоном), в период максимального по продолжительности светового дня, можно наблюдать одновременное нахождение на небе солнца и луны – не рядом, конечно, а на определённом расстоянии друг от друга. Именно это плюс кровопролитность и продолжительность сражения под Гивоном зафиксировались в памяти утомлённых воинов-израильтян. Впоследствии эти события были представлены автором книги как чудо, ниспосланное Богом по просьбе Навина.

Александр Мень: "Иисус, начавший бой в предрассветном сумраке, едва ли нуждался для победы в продлении дня. Битва при Гаваоне, скорее всего, описана языком героического эпоса со свой-ственными ему гиперболами".

Но этим не исчерпываются удивительные события, происходившие в ходе описываемой битвы. Когда аморреи не выдержали натиска отрядов Навина и побежали, опережая своих преследователей, в районе Маалэй Бэйт-Хорон на них обрушились с неба большие камни: "…больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Исраэля" (10:11). Из текста неясно, идёт ли речь о метеоритах или об огромном, словно камни, граде. Абель (Les stratagèmes du livre de Josué. «Revue Biblique», № 56 [1949]. Р. 321-339) полагает, что это был метеоритный дождь вперемешку с большим градом. Подобное атмосферное яв-ление, однако, случается на планете редко. Один из случаев описан Титом Ливием в его "Истории Рима" (I, 31). Согласно "Иудейским древностям" Иосифа Флавия, "камни с неба" были "необычайно крупным градом".

Кажется, всё уже, победа достигнута. Но, во-первых, "оставшиеся из [врагов] убежали и пришли в города укреплённые" (10:21). Во-вторых, Навину сообщили, что "найдены пять царей, (они) скрываются в пещере, в Маккэйде" (10: 17). Дальнейшее повествование содержит сцены повешения царей Иерусалима, Лахиша, Хеврона, Эглона и Ярмука, а также, кратко, разрушения этих городов (не упоминаются, однако, Иерусалим и Ярмук) плюс Газера, Давира, Ливны, Македа.

В качестве иллюстрации: в девятнадцати км к юго-западу от Хеврона (современный Телль-Бейт-Мирзим) лежит библейский Давир. Он возвышается над Негевом, окружённый крепкими стенами. Американцы У. Ф. Олбрайт и М. Дж. Кайли, возглавлявшие археологиче-скую экспедицию Американской школы и Ксенийской семинарии в Иерусалиме, в 1926-28 гг. обнаружили при раскопках на этом месте остатки города, погребённые под глубоким слоем золы, древесного угля и извести. В слое пепла находились черепки, которые датировались кон-цом ХIII в. до н. э.

"И поразил Иеошуа всю землю горную и южную, и низменность, и горные спуски, и всех царей их; не оставил никого уцелевшим, и всех людей уничтожил, как повелел Господь, Бог Исраэля" (10:40).

G. Ernest Wright: "В ходе [южной] кампании Иисус Навин завоевал террито-рию, позднее занятую коленом Иуды, обойдя стороной сильные крепости Иерусалим и Газер. Местоположение всех названных в главе 10 Книги Навина городов кроме Македа сегодня можно считать установленным, при этом в ряде случаев имеются и свидетельства того, что такая кампа-ния действительно имела место"…

"И было, как услышал (это) Явин, царь Хацора, послал он к Иоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшава, и к царям, которые к северу: на горе, и в степи, к югу от Киннэрэта, и на низменных местах, и в Нафот-Доре с запада; к кенаанеям, что на востоке и западе, и к эмо-рийцам, и хэйтийцам, и перизеям, и иевусеям на горе, и хиввийцам под Хэрмоном, в земле Миц-па. И выступили они и всё ополчение их с ними, народ многочисленный; и коней и колесниц весьма много… Хацор же был… главой всех царств этих" (11:1-5, 10-11).

Так начинается северная военная кампания Иисуса Навина. Битва произошла у Мэй-Мэрома, "при водах Меромских". Речь идёт о небольшом озере Хула, расположенном в 19 км севернее Галилейского моря (озера Киннерет). Сегодня трудно понять, каким образом удалось сломить такую вооружённую грома-ду.

Шмуэль Мушник: "Сила народной армии израильтян была в её подвижности, лёгкости, бы-строте, не говоря уже о духовной закалке людей, проникшихся идеей исполнения воли Господ-ней. Малонаселённый лесистый Шомрон был, очевидно, взят без серьёзных сражений. Военные же формирования северян, включая боевые колесницы, были уничтожены в ходе внезапной ноч-ной атаки на их стоянку». Видимо, сыграл свою роль и психологический момент. Как свидетель-ствует Библия, «перебили их до того, что не осталось у них никого уцелевшего" (11:8).

Не остал-ся без возмездия и город Хацор. Он, кстати, был единственным укреплённым городом, разру-шенным Иисусом Навином в Галилее.

В 1875 году доктор И. Л. Портер выдвинул тезис, что Хацор (селение, замок, ивр.) находил-ся в месте, которое арабы называли Телль-эль-Куеде, или Телль-эль-Ваггас. Предположения Портера научно были подтверждены только в 1928 году английской археологической экспеди-цией под руководством доктора Джона Гарстанга. Ею было установлено, что под холмом Телль-эль-Куеде (располагался в 16 км к северу от озера Киннерет, на проходящей через Ханаан дороге, ведущей из Египта в Сирию, Переднюю Азию и Месопотамию) действительно лежит древний Хацор. В 1955-1958 гг. на месте древнего Хацора под руководством доктора Игаля Ядина работа-ла археологическая экспедиция Еврейского университета из Иерусалима, снаряжённая Д. Э. де Ротшильдом. Она обнаружила остатки большого города, нижняя часть которого занимала около 80 гектар, а цитадель – примерно 10; его население составляло порядка 50 тысяч жителей. У него были крепкие ворота и мощные стены.

Санитарное состояние в городе обеспечивала искусная дренажная система, состоящая из глиняных труб. Хацор играл важнейшую роль в Ханаане в пе-риод израильского завоевания, будучи не только одним из самых больших поселений в стране, но также и одной из сильнейших крепостей. В ходе раскопок, в полном соответствии с библей-ским описанием, были обнаружены явные следы пожара и разрушения (обгоревшие обломки кирпича, слои золы), относящиеся к XIII в. до н. э, времени израильского завоевания. О трагиче-ской судьбе Хацора говорится в одном из писем Телль-эль-Амарнского архива, направленном посланником с севера Ханаана к фараону: "Да вспомянет, мой господин царь, что Хацор и его цари пережили".

Вернер Келлер: "Разрушение израильтянами Хацора в конце ХIII в. до н. э. имело для него тяжелейшие последствия".

Архимандрит Никифор: "В течение шести лет шесть Ханаанских племён с тридцать одним царём… были побеждены Навином и почти везде уничтожены за исключением Филистии; и таким образом была очищена вся земля для Евреев от пустыни Аравийской до Ливана".

"И взял Иеошуа всю землю, всё, как Господь говорил Моше, и отдал её в надел исраэльтянам, по делению их на колена их. И земля успокоилась от войны" (11:23). Тридцать одно царство было истреблено, "…не оставили ни одной души. Как Господь повелел" (11:12).

Распространённый в варварскую эпоху военный обычай разрешал убивать пленных и население захваченных крепостей, жестоко калечить или убивать царей. Тотальные войны вели вавилоняне, египтяне, ассирийцы, греки.

Андрей Десницкий: "Рельефы и рисунки практически всех народов древности показывают нам царей, которые заносят орудие убийства над повержен-ными врагами: связанными, безоружными, обнажёнными. В таком убийстве победители видели проявление своего величия и могущества. В войне с коренными народами Ханаана израильтяне сражались не столько с армией, сколько с цивилизацией, которая должна была быть уничтоже-на… По отношению к хананеям израильтяне выступили как ‘бич Божий’, чтобы оградить себя от всех мерзостей местной религии. И Библия, и археологические находки, и древние историки свидетельствуют, что традиции хананеев включали принесение в жертву собственных детей, организацию сексуальных оргий, связанных с культами плодородия. Если бы эти народы не были истреблены, то ещё долгие века, возможно, и по сей день, сохранялись бы эти и подобные им проявления ‘высшей’ формы религиозности. Было бы это гуманнее?"

Как справедливо указывает Зиновий Косидовский, жестокости израильтян при завоевании Ханаана были явно завышены библейскими редакторами. Александр Мень (История религии): "Книга Иисуса Навина, несомненно, преувеличивает враждебные отношения между израильтянами и туземцами. Это была проекция в прошлое нетерпимости и исключительности, возникшей много позднее"…

Во Второзаконии (1:38) совершенно ясно сказано: "Иеошуа, сын Нуна.., передаст её [землю обетованную] во владение Исраэлю». Бог начал с того, что заповедал ему наследовать всю зем-лю, обетованную Аврааму, вплоть «до реки великой, реки Перата-Евфрат" (1:4).Иисус же кончил тем, что установил эти границы гораздо меньше заповеданного.

Пол Джонсон: "Несмотря на впечатляющие победы Иисуса, к моменту его смерти Ханаан никоим образом нельзя было считать полностью завоёванным. Консолидация израильских посе-лений, сокращение числа уцелевших городов и окончательная оккупация побережья потребовали в общей сложности более двух столетий".

В Суд 1:21, 27:29-30 говорится о том, что хананеи в течение многих поколений жили рядом с израильтянами.

G. Ernest Wright: "Земли эти были поко-рены не в ходе некой единичной военной кампании, которой руководил Иисус Навин, — процесс завоевания был весьма долгим, поскольку израильтянам приходилось воевать с различными племенами… В самой книге Иисуса Навина говорится, что его военные кампании носили лишь частный характер (главы 11, 13, 22), при этом даже приводится список земель, которые так и не были завоёваны израильтянами (гл. 13)".

"Иисус Навин старался по возможности избегать штурма городов. Он предпочитал вести переговоры о капитуляции, либо, ещё лучше, о мирном урегулировании и установлении союза. Именно так произошло в Гаваоне" (Пол Джонсон).


Навин шёл, обходя стороной сильные крепости, такие как Гезер и Иерусалим, занимал главным образом малозаселённые горные местности, как, например, оба скалистых берега Иордана. Он не рискнул завладеть урожайными долинами, которые на протяжении почти двух следующих столетий оставались в руках хананеев, в военном отношении более подготовленных к обороне, нежели пешие израильские формирования к осаде. Наряду с этим, израильтяне селились либо на новых местах, где раньше вообще никаких других поселений не было (или они были покинуты за много веков до этих событий), либо на развали-нах оставленных жителями городов, разрушение которых произошло за несколько… десятиле-тий до их появления (A. Mazar, 1976; M. Kochavi, 1985).

Вернер Келлер, 1956: "Иисус Навин определённо следовал по пути наименьшего сопротивления». Колена Иуды (четвёртого сына Леи) и Биньямина (второго сына Рахэли), укрепившиеся в суровых горных областях, оказались обособленными от своих собратьев. К северу от них сохра-нила свою независимость федерация гаваонских городов. Колено Эфраима (сына Иосифа от его брака с египтянкой Асынат), к которому, по библейской версии, принадлежал и Иисус Навин, расположившееся в центре страны, также было окружено крепостями туземцев. Израильские племена, осевшие в северных районах Ханаана вблизи озера Киннерет, были отрезаны от сопле-менников на юге цепью ханаанских крепостей в долине Изреель… Иосиф Флавий: «Между тем Иисус достиг преклонных лет. Видя, что нелегко взять хананей-ские города вследствие неприступности их, [что] для покорения оставшихся свободными горо-дов потребуется долговременная осада, он считал бы уместным… заняться распределением Ха-наана между коленами. Десять землемеров отправились в путь, обошли всю страну, оценили её и вернулись на седьмой месяц к Иисусу Навину в Сило (Сихем – В. П.), где находилась тогда скиния. Призвав Елеазара (Первосвященника – В. П.) и собрав совет старейшин с начальниками колен, Иисус распределил [по жеребьёвке] всю страну [к западу от Иордана] между девятью коленами и половиной Манассиева… Он предложил [при этом] каждому колену в отдельности самостоятельно заняться истреблением остававшихся в их наделах хананеян".

В. Сорокин: "Надо заметить, что вопрос о племенных границах в родоплеменном социуме был одним из важнейших, а нарушение их могло повлечь за собой очень серьёзные последствия, вплоть до межплеменных войн, длящихся иногда столетиями. Такие границы определялись или на основе обычая, или решением авторитетных лидеров, а затем оформлялись особым договором и освящались… Не исключено, что изначальная фиксация была устной, в форме торжественного обещания соблюдать установленные границы, данного при свидетелях, а впоследствии, с появ-лением и развитием еврейской письменности, установленные устно договорённости были запи-саны".

Александр Мень (Исагогика): "Жребии, по которым распределялись уделы между коле-нами, означали скорее ‘раздел сфер влияния’ (А. Князев), чем отражение реальной ситуации. Са-ма жеребьёвка была необходима ввиду назревавшего соперничества колен, стремившихся захва-тить лучшие земли, и сепаратистских тенденций".

Религиозным центром израильтян стал город Сихем, в котором к этому моменту уже жили, видимо, ефремляне. Там и был сооружён главный жертвенник, туда (из Галгала) перенесли ковчег завета. Сихем ко времени прихода израильтян в страну (XIII в. до н. э.) насчитывал уже не одну сотню лет. Город находился на относительно невысоком холме в узкой долине. Главные причины именно такого выбора места для города: наличие источников воды и колодцев, а также перекрёсток трёх важных торговых путей древности: от Беер-Шевы до Сихема; от Сихема на запад в сторону прибрежной низменности, дороги моря, к средиземноморским портам; из Сихе-ма к Дамаску и в Междуречье.

Сихем был довольно крупным укреплённым городом уже в эпоху Средней Бронзы. Обсле-дованы его стены, пристроенные к ним "казармы", храм с вытянутым залом, кровля которого поддерживалась двумя рядами колонн, перед входом в него жертвенник и вертикальный камень.

По другим данным, ковчег завета находился в районе некогда процветавшего города Шило (Силом) на горах Эфраима, в 24 км южнее Сихема. Соседний холм считался святилищем изра-ильтян, местом поклонения паломников (Нав 18:1; Суд 21:19 и далее; 1 Цар 3:21). Между 1926 и 1929 гг. датская экспедиция, возглавляемая X. Кьяерсом, провела на этом месте раскопки. Руины Силома указывали, что город был разрушен спустя примерно 170 лет (около 1050 г. до н. э.), во время победы филистимлян над израильтянами.

Именно здесь, накануне кончины, Иисус Навин произнёс свою знаменитую речь, "призвав весь Исраэль… избрать себе ныне, кому служить: [своему] Богу или божествам эморийцев, в земле которых живёте… Непосильно вам служить Господу, ибо… не потерпит Он беззакония вашего и грехов ваших" (24:15, 19-20). Именно в этом главная идея книги Навина. Человек всегда стоит перед выбором, куда и с кем идти.

Валерий Пайков -
Профессор, доктор медицинских наук, писатель, поэт
Nizi.co.il
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.