Scisne?

Что же празднует Россия 23 февраля?

# 23 Фев 2016 12:02:50
SE

Дорогие друзья, просто маленькая справка о 23 февраля, которую я заимствовал из "Черной книги имен, которым не место на карте России". Эту книгу Сергей Владимирович Волков вместе с несколькими соавторами, одним из которых был я, издали в 2005 г. в издательстве "Посев" (Москва). (с.142-145). Уверен, что вы и так всё это знаете, но напоминаю на всякий случай.

Двадцать третье февраля

В новом Трудовом кодексе день 23 февраля официально обозначен как День защитников Отечества. Однако в сознании множества россиян он остается тем же, чем был десятилетия – праздником Советской армии. Впрочем, порой он воспринимается и просто как «день мужчины», аналогично 8 марта (подобно «дню отца» и «дню матери» на Западе). Однако в СССР даже в школьных учебниках помещалась картинка «Рождение Красной армии (первый бой с немцами под Псковом, 23 февраля 1918 г.)» и этот день считался годовщиной ее «боевого крещения».

На самом деле, никаких побед созданная большевиками армия в этот день не одержала. Напротив, именно в этот день в 1918 году сводный матросский отряд в 1000 штыков под командованием народного комиссара по морским делам Дыбенко, посланный против немцев под Псков и Нарву, был полностью разбит. О «защите Отечества» этот отряд отнюдь не думал; если он что и хотел защищать, то «колыбель мировой революции», но и то он делал плохо. После короткого столкновения под Ямбургом матросы покинули позиции и бежали до Гатчины, что в 120 км от линии фронта. По пути в тыл «братишки» захватили на железнодорожных путях цистерны со спиртом. Этим спиртом и был впервые отмечен «день рождения Красной армии». За весь этот позор Дыбенко был снят с должности наркома и исключен из партии.

В этот же день, 23 февраля 1918 г., в Петрограде состоялось заседание ЦК РСДРП(б) по вопросу о предъявленном германским командованием ультиматуме. Незначительное большинство проголосовало за «немедленное подписание германских условий». И в ту же ночь ВЦИК и СНК РСФСР сообщили об этом германскому правительству. То есть 23 февраля большевики не победили немцев, а капитулировали перед ними – несмотря на то, что прежняя, разрушенная ими русская армия накануне февральской революции 1917 г. стояла на пороге победы над Германией. С подлинными защитниками отечества всего за год расправились так, что вместо уже подготовленной победы получили полное поражение.

Война с большевиками никак не входила в планы Германии. Она не для того их отправила в Россию, не для того финансировала, чтобы продолжать войну на два фронта. Историки всегда хорошо знали, что никакого немецкого «похода на Петроград» не предвиделось – просто германские войска двигались по железной дороге от станции к станциии остановились у Нарвы и Пскова. А всего через полторы недели Брестский мир закрепил капитуляцию большевиков юридически.

До 1937 г. день 23 февраля праздником вовсе не считался. Например, в 1923 г. на февральском пленуме ЦК РКП(б) специальная комиссия, докладывая об итогах проверки Рабоче-крестьянской Красной армии, ничего не говорит о празднике (зато делает вывод, что эта армия совершенно небоеспособна). А первая советская медаль – «ХХ лет РККА» – была выпущена только через 20 лет после описанной выше стычки.

Так что же нам всё-таки предлагают в этот день праздновать? И не абсурдно ли привязывать благодарность защитникам отечества именно к этому дню?

Даже советские историки хоть и неохотно, но признавали незначительность боя, прошедшего 23 февраля 1918 года, и даже поражение красноармейцев. Они находили этой дате идеологическое оправдание, подчеркивая, что в основу праздника положен не масштаб сражения, а сам факт первого боя будущей Красной Армии. Этот факт связывали и с воззванием «Социалистическое отечество в опасности!», которое было опубликовано накануне, 22 февраля. Между тем воззвание – это не указ о создании армии, а всего лишь статья в газете. Красная армия возникла раньше: о ее создании было официально объявлено в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (утверждена 3 (16) января 1918 г.). А уже на следующий день, то есть 4 (17) января, было оглашено «Положение об организации социалистической армии». Казалось бы, почему не выбрать для дня рождения Советской армии одну из этих дат? Но в создании названных документов одну из главных ролей сыграл Троцкий, о чем в СССР впоследствии предпочитали не вспоминать.

Повторим: основанная – не важно, в январе или в феврале – Красная армия создавалась никак не для «защиты отечества». Нигде, ни в одном из упомянутых выше документов 1918 г. об этом ни слова. И это закономерно: ведь создавалась она как раз для уничтожения исторической России, для гражданской войны с ее подлинными защитниками, и для экспорта революции в Европу и в Азию. Объявив свой партийный праздник «Днем защитника Отечества», коммунисты и их наследники продолжают лишь издеваться над понятием жертвенной любви к родине.

Между тем в настоящей, дореволюционной России был праздник 6 мая – день Святого Великомученика Георгия Победоносца, покровителя Русской армии. Да и других славных для военной истории дат в нашем прошлом хватает. Так что главный воинский праздник современной РФ назначен на 23 февраля вовсе не из-за отсутствия альтернативы. Здесь видна та же логика, что побудила вернуться к советскому гимну: желание наследовать не тысячелетней исторической России, а созданному путем ее уничтожения СССР. Сохраняя праздник 23 февраля, власть ориентирует нынешнюю Российскую армию на преемственность с армией Красной, созданной в 1918 г. Но чем конкретно занималась эта предшественница, помнят не все.

Вот, для примера, любопытный документ – отчет 9-й советской армии о проведении массовых репрессий на Кубани. К осени 1920 г. остатки противостоявшей большевикам Кубанской армии (преимущественно рядовые казаки), сложив оружие, разошлись по домам. Казалось бы, реальный шанс перейти от гражданской войны к миру и согласию. Однако 9-я армия лишь усиливала репрессии. Отдельная графа в ее отчете перечисляет карательные акции за отрезок времени с 1 по 20 сентября: «Ст. Кабардинская – обстреляна артогнем, сожжено 8 домов… Хутор Кубанский – обстрелян артогнем… Ст. Гурийская – обстрелян артогнем, взяты заложники… Хут. Чичибаба и хут Армянсский – сожжены дотла… Ст. Бжедуховская – сожжены 60 домов… Ст. Чамлыкская – расстреляно 23 человека… Ст. Лабинская – 42 чел… Ст. Псебайская – 48 чел… Ст. Ханская – расстреляно 100 человек, конфисковано имущество и семьи бандитов отправляются в глубь России… Кроме того, расстреляно полками при занятии станиц, которым учета не велось...» И вывод штаба армии: «Желательно проведение в жизнь самых крутых репрессий и поголовного террора!..». Ниже на цитируемом документе – зловещая отметка от руки: «Исполнено». А годом позже красноармейцы под командованием Тухачевского пулеметами и химическими снарядами уничтожили тысячи тамбовских крестьян.

Нас призывают считать себя наследниками той армии, что в годы советской власти непосредственно участвовала в репрессиях против собственного народа.

Андрей Зубов
# 23 Фев 2016 12:04:14
SE

Что произошло 23 февраля 1918 года?

В этот день ЦК большевиков после долгих прений согласился принять условия германского ультиматума. Эти условия легли в основу Брест-Литовского мирного договора, подписанного 3 марта 1918 г. Что это были за условия - из истории всем хорошо известно.

Мы это празднуем?!

Речь сейчас не о том, что, если бы большевики послушали Ленина раньше, то мир мог быть подписан ещё в январе 1918-го на значительно более сносных и для России, и для «мировой революции», условиях. Я сам об этом книжку написал, и повторяться на этот счёт не буду. Речь сейчас о другом.

О том, что национальные праздники должны иметь под собой историческую основу. А праздник, приуроченный к годовщине страшного, унизительного поражения, очевидно, несёт в себе и соответствующую смысловую нагрузку. И правда – ведь той армии и того государства не существует уже более двадцати лет...

Некрофильством этот «праздник» попахивает, вот что...

Никто из историков не представил пока убедительных свидетельств того, что с датой 23 февраля можно связать какие-то успехи молодой РККА или хотя бы массовый приток добровольцев в неё. Наоборот, все новые изыскания приводят лишь к тому, что вновь и вновь подтверждается: немцы в этот день беспрепятственно пёрли вперёд на всём фронте, без боя брали малые и большие города, никакой армии у большевиков ещё не существовало... Наверное, осенью 1918 года немцы запоздало пожалели, что не взяли тогда Москву и Петроград, не раздавили большевиков, не предотвратили революцию в своём райхе... В феврале-марте 1918-го их бы не смогли остановить. А средние городские слои России приветствовали бы немцев как освободителей...

Что представляла собой эта добровольческая Красная Армия первых месяцев своего существования, ярко свидетельствует советский военный историк, командарм (бывший полковник РИА) Н.Е. Какурин (умерщвлён в сталинской тюрьме в 1935 году). Кстати, тогда, в добровольческий период, для вступления в РККА требовалась рекомендация как об «идейно сознательном товарище» со стороны минимум двух членов революционных партий, советских или профсоюзных организаций. Итак, что же это были за «идейные товарищи», которые якобы оказали «отпор» кайзеровской армии?

К 30 апреля 1918 года, т.е. спустя два с лишним месяца после пресловутого 23 февраля, в обширном Московском военном округе записалось в РККА менее 12 тыс. человек. За это же время в Петроградском военном округе общая численность сформированных частей РККА едва превысила эту цифру. Вот насколько «массово» стремились в Красную Армию рабочие и крестьяне!

Далее:

«8 апреля 1918 г. военный руководитель Сытин телеграфирует в Высший военный совет о том, что большинство прибывших в Брянск добровольческих частей отличаются полной неорганизованностью и отсутствием самого элементарного военного обучения... Главный их недостаток – отсутствие гражданского долга, полное отсутствие сознания важной ответственности и взятого на себя обязательства, люди совершенно не признают командный состав и приказаний совершенно не исполняют».

Там (Н.Е. Какурин. Как сражалась революция. Т. 1. М., 1925; 1990. С. 131-134) приведено множество свидетельств смехотворно низких темпов вербовки «защитников завоеваний революции» и массового поведения (дезертирства, мародёрства, грабежей мирного населения) тех, кто всё-таки встал под «священные» знамёна РККА.

Можно, конечно, порассуждать о «духовном» родстве первых добровольцев РККА и нынешних «защитников Новороссии», а также найти параллели между теми и нынешними событиями (тогда Москва, в явное нарушение Брестского договора, отправляла свои войска на помощь советскому правительству Украины против немецких и гайдамацких войск). Но предоставлю делать это желающим, а сам вернусь к теме смыслового содержания праздников.

Итак, реально с возникновением Красной Армии в 1918 году могут быть связаны только три крупные даты: 28 января – декрет о создании РККА, 21 февраля – декрет «Социалистическое Отечество в опасности» (предполагавший, что «трудящиеся» массово откликнутся на него записью в ряды РККА, чего, однако, не последовало), 12 июня («День России», ага!) – введение всеобщей воинской обязанности для «трудящихся». 23 февраля сюда никак не вписывается.

Вдобавок, приурочивать «день защитника Отечества» к одной из вех в создании Красной Армии могут лишь те, кто отбрасывает всю дореволюционную историю своей страны как «классово чуждую».

Я лично не вижу смысла в каком-то особом «дне» вооружённых сил, потому что военных праздников у нас и так хоть отбавляй. Каждый вид вооружённых сил, каждый род войск имеет свой профессиональный праздник. Общенациональный праздник 9 мая несёт подчёркнутую милитаристскую нагрузку. Казалось бы, куда больше?!... Но, если так уж хочется, то можно было бы всё-таки постараться выбрать дату, имеющую под собой хоть какие-то исторические основания, в отличие от 23 февраля.

Вот, например, 1 августа – день начала Первой мировой («Второй Отечественной») войны. Скажут: это день начала проигранной войны! Ну, при желании можно весь период 1914-1945 гг. рассматривать как одну Тридцатилетнюю войну, и тогда она уже может не показаться настолько проигранной... Вдобавок, в августовские дни 1914 года по всей России царил (по всем свидетельствам современников) действительно всенародный патриотический порыв, в противоположность февралю 1918-го.

А 22 июня уже явно не подходит. Возможно, что летом 1941 года тоже был какой-то энтузиазм в глубоком тылу. Но сам этот день ознаменовал начало беспрецедентных в истории военных катастроф страны. Это день начала национальной трагедии. Да и начáла ли?.. Не стал ли он закономерным следствием как 7 ноября 1917 года, так и 23 февраля 1918-го?..

Впрочем, выбор практически любой даты наверняка будет оспорен многими. Так непременно произойдёт, в частности, с датами 7 ноября (не день большевистского переворота, а день парада на Красной площади в 1941 году) или 6 декабря (день начала контрнаступления под Москвой в том же году, совпадающий с днём «прославления» князя Александра Невского). Почему отношение к праздникам по случаю таких дат будет противоречивым, думаю, объяснять излишне.

Так, может быть, и правда, пусть уж 23 февраля?.. Тем более, что для широких масс этот «праздник» уже много лет несёт лишь одну смысловую нагрузку – гендерную. Через две недели – женский праздник, а тут, типа, мужской, для равновесия!

Но повторю: при избытке военных праздников, при наличии Дня Победы 9 мая (о котором у нас ещё будет речь в своё время), я не вижу смысла в каком-то ещё празднике вооружённых сил. И не встречал до сих пор ни одного убедительного объяснения позитивности данного «праздника».

Немецкая пехотная часть походным порядком прибыла в Киев. 1 марта 1918 года.
Немецкая пехотная часть походным порядком прибыла в Киев. 1 марта 1918 года.

Ярослав Бутаков, кандидат исторических наук, независимый политолог
rufabula.com
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.