Scisne?

Адельфопоэзис — церковный брак между мужчинами в православном христианстве

# 9 Мая 2020 19:39:12
Ira

Адельфопоэзис (др.-греч. ἀδελφοποίησις, от ἀδελφός — брат и ποιέω — делаю, творю; буквально «братотворение», также «братание») — обряд, исторически совершавшийся в некоторых христианских традициях для объединения двух людей одного пола (обычно мужчин) в благословлённый церковью дружественный союз.

Обряд братотворения был внешне очень сходен с совершением таинства брака — и то, и другое происходило в церкви перед алтарём. Оба мужчины, желающие вступить в союз, ставились перед аналоем, на котором лежали крест и Евангелие. В руки им давались свечи, священник соединял их руки, читались молитвы, Священное Писание. Священник водил их вокруг аналоя с пением церковных песен, причащал Преждеосвящёнными Дарами. Мужчины, желающие стать братьями, обменивались поцелуями, целовали священника и шли на трапезу (агапу).

Главным образом адельфопоэзис был распространён в православном христианстве, в Греции, в славянских землях: в Киевской и Московской Руси. Чин появился в Византии ранее IX века. Древнейший сохранившийся текст находится в Евхологионе Гоара. Затем он перешёл в славянские страны: он встречается в глаголическом Евхологионе XI века, а затем в рукописных Требниках XIV—XV веков и позднейших, а также в печатных Потребниках 1625, 1633, 1636 и 1651 годах и других. Чин существовал в православной церкви вплоть до запрета правилом Номоканона.

Юлия Латынина, 17 августа 2013, «Код доступа»:

«… А что же касается, собственно, заявления о том, что на Руси издавна женщины были с мужчинами, а мужчины с женщинами. Вот тут я хочу поправить защитников православных ценностей, потому что как раз Русь в этом отношении отличалась очень неправильной репутацией на Западе. И, вот, исключительно все западные путешественники — Герберштейн, Олеарий и Маржерет, то есть все, кто приезжали в Россию в XVI-XVII веке — отмечали необыкновенное распространение гомосексуализма на Руси по сравнению с Западной Европой, где за это наказывали.

Более того, даже в сказании о Борисе и Глебе… То есть обратите внимание, речь идет о российском святом, убитом его единокровным братом Святополком Окаянным. И вот в этом сказании упоминается любимый отрок родом угрин именем Георгий, которого Борис любил «паче меры» и который, собственно, после смерти своего, как бы это сказать, друга бросился ему на тело и пришлось прикончить и любимого Георгия. То есть это проникло у нас даже в жития.

Более того, собственно, аналогичная ситуация была, видимо, вообще во всей Православной церкви, потому что я напомню, что в ней, в восточной церкви в отличие от западной существовал институт, который назывался «адельфопоэзис», или «адельфопоэя». Братотворение.

Это очень странный, я бы сказала, церковный обряд, при котором двое мужчин в церкви в присутствии всей общности сочетались навечно узами. Причем, так сказать, как бы сказать, некоторые части обряда, я бы сказала так, понравились современным геям (то, что говорилось).

И, вот, когда йельский историк Джон Босвелл в своей книге (она называлась «Однополые союзы в досовременной Европе») написал, что, собственно, речь идет о содомском браке, то поднялся дикий хай. Ну как же, ну, оскорбили святое. Но даже самые жесткие критики вынуждены были, все-таки, признать, что институт адельфопоэзиса часто использовался для этого самого дела. Не говоря уже о том, что покровителями этого института считались 2 святых, Сергей и Вакх. Это было 2 римских воина, легионера, которые жили во времена императора Галерия или, может быть, не жили и претерпели мученическую смерть. И, в общем, в житие святых этих как-то так, довольно явственно из него следует, что эти двое были любовниками. Что после того, как один из них был умучен, он как раз явился своему возлюбленному и сказал, что «Парень, ну, мы будем жить дальше вечно на небесах».

То есть, конечно, еще раз повторяю, сейчас мне будет очень много возражений, что адельфопоэзис — это духовный союз, это совсем не то. Но у меня такой нескромный вопрос: вот, если это духовный союз, почему сейчас церковь православная в Храме Христа Спасителя не связывает мужчин узами адельфопоэзиса? Что такое случилось с обрядом, почему он сдох?

И, конечно, один из очевидных ответов ко всем этим странностям заключается в том, что, на самом деле, в христианской церкви резко отрицательное отношение к гомосексуализму возникло гораздо позднее, чем нам кажется. То есть если вы посмотрите канонические евангелия (все 4 канонических евангелия — я сейчас не имею в виду Послание Апостола Павла, где как раз геи очень ругаются), то вы заметите, что там не содержится никаких отрицательных высказываний Христа по поводу однополой любви. Хотя, у него была масса случаев. И имеется, по крайней мере, одно место, где косвенно содержится ее одобрение — это Евангелие от Луки, когда к Христу приходит центурион и говорит, что «у меня заболел слуга, не можешь ли ты его вылечить?» На что Христос отвечает, что «Когда ты вернешься, слуга будет уже здоров».

В греческой версии, естественно, используется слово «мальчик». Ну, слово «мальчик» используется, конечно, в разных контекстах, да? Мы тоже говорим «Мальчик, запряги». Но, как бы, учитывая тоску этого римского центуриона и обычаи, принятые в то время, и там сам факт, что центурион вряд ли будет обращаться к лидеру чужеземного культа по поводу своего слуги, который ему совсем не дорог, а скорее будет обращаться по поводу человека, который ему очень дорог. Вот, как бы, естественно, возникает предположение, что центурион-то просил за близкого ему человека, а не просто за какое-то перекати-поле…»
# 10 Мая 2020 22:26:28
Димитрий
Полная чушь !
Содом и Гоморра известны с древних времён, и содомские грехи сопровождали людей, наверное со времени их сотворения. Содомские грехи есть, прячутся в каждой Церкви, что подтверждается регулярно появляющимися в СМИ скандалами. Но узаконивать это - в Православии не было точно
# 11 Мая 2020 19:46:13
Ira

Димитрий писал(а):
Но узаконивать это - в Православии не было точно
Не верите православной энциклопедии?

Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том. 6, С. 190-194:

БРАТОТВОРЕНИЕ [греч. ᾿Αδελφοποιία, ᾿Αδελφοποίησις, лат. fraternitas spiritualis, или fraternitas per adoptionem], средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у мн. народов, и христ. практики вступления в «духовное родство», возникшей еще в первые века в связи с таинством Крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а др. верующих - как самых близких родственников (Ин 3. 3-5; Мф 12. 48-49; Мк 3. 34; Лк 8. 21).

Евангельские основания

На первый взгляд, чин Б. кажется излишним: все христиане, безусловно, являются братьями друг другу как дети Отца Небесного (Мф 23. 8-9; 1 Петр 2. 17; Рим 8. 11-17, 19). Сам Христос, по словам ап. Павла, «первородный между многими братьями» (Рим 8. 29), не стыдится называть этим именем верующих в Него (Евр 2. 11-12; ср. Мф 12. 47-49; 23. 8; Ин 20. 17). Однако истинное согласие и дружба возможны лишь между людьми, «имеющими одинаковые добродетели и намерения» (Ioan. Cassian. Collat. 16. 28). Любовь (ἀγάπη) необходимо оказывать всем, даже врагам (Мф 5. 44), но сердечное расположение (διάθεσις) возможно лишь к немногим. Поэтому в правосл. аскетике братская любовь стала рассматриваться как ступень, необходимая для достижения совершенной любви. Б. имело и практическое значение, ведь «двоим лучше, нежели одному... если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл 4. 9). В разные эпохи христиане являли примеры истинного «нелицемерного братолюбия» (1 Петр 1. 22; Рим 12. 10; Евр 13. 1): прежде всего сами апостолы, к-рые были отправлены Христом на проповедь по двое (Мк 6. 7; Лк 10. 1), а затем прославляемые Церковью двоицы мучеников (Сергий и Вакх, Кир и Иоанн, Косма и Дамиан) (по мнению блж. Иеронима, потому что «любовь не пребывает с одним» (Hieron. In Mark. 2); подробнее см.: Флоренский).

Побратимство в традиционных обществах

Независимо от религ. верований у разных народов всегда имели большое значение и часто ставились выше кровнородственных связей особые формы ритуального родства: кумовство, «соотцовство», «названое братство» (напр., черногорские «задруги», куначество на Кавказе и т. п.), к-рые играли важную роль в сохранении рода и наследовании имущества (см. материалы международного симпозиума: Ritual Brotherhood in Ancient and Medieval Europe: A Symp. // Traditio. 1997. Vol. 52. P. 261-381).

Церковное каноническое право, формировавшееся в эпоху господства рим. права, восприняло и его двойственное отношение к побратимству. С одной стороны, из-за широкого распространения этого обычая в вост. провинциях Римской империи наследование через побратимство признавалось у иностранцев (apud peregrinos), но для рим. граждан законным считалось лишь усыновление (в основном по муж. линии) (CJ. 6. 24. 7. (4 дек. 285)). Характерно, что в рим. литургических книгах молитвы на Б. не встречаются, хотя обычай побратимства был известен (Giraldi Cambrensis Opera / Ed. J. F. Dimock. L., 1867. Vol. 5. P. 167).

Негативное отношение к Б. перешло и в визант. законодательство: «Побратимство не законно: ибо усыновление мы придумали ради наследия имущества, «понеже иногда прилучается нам не имети чад», а для побратимства нет ни одного благословного предлога» (Matth. Blastar. Syntagma. Littera β. 8; ср. Basilic. 35. 13. 17). Тем не менее даже по рим. праву составитель завещания мог включить в него под именем брата любого человека, к к-рому питал «братскую любовь» (fraterna caritas) (Dig. 28. 5. 59 [58]. 1), что, видимо, практиковалось и в визант. эпоху, т. к. по церковным канонам духовное родство любого рода (крестный отец и крестник, духовник и его чада), подобно гражданскому приемному родству (adoptio, adrogatio) (Dig. 23. 2. 17), стало рассматриваться как препятствие для брака, а вступившие в духовный союз - как родственники 1-й степени (53-54 прав. VI Всел.; см. Macrides. Kinship by Arrangement. P. 110).

В послеиконоборческую эпоху гос. и церковное законодательства все более смешиваются. При имп. Льве VI (886-912) становится общеобязательным церковное благословение брака, как единственно легальный вводится церковный чин усыновления («детотворения») (Novell. Leo. 24, 89). По-видимому, воцерковление традиц. побратимства началось неск. раньше, потому что запрет на совершение чина Б. монахами как влекущего за собой серьезные правовые и экономические следствия, несовместимые с монашеским отречением от мира, встречается уже в сочинениях прп. Феодора Студита (Theod. Stud. Epist. 10 // PG. 99. Col. 941C; Testamentum // PG. 99. 1820B; ср. комментарий Константина Арменопула (1320-1380) на 7-е прав. VI Всел. (PG. 150. Col. 124)).

В странах Вост. Средиземноморья по крайней мере с эпохи эллинизма слово «брат» являлось также сакральным именем соправителя или приближенных монарха (Schelkle K. H. Bruder // RAC. T. 2. Col. 631-636). В Римской империи «братьями» именовались тетрархи (два Августа и два Цезаря), к-рые не были кровными родственниками (Euseb. Vita Const. 4. 11). В визант. эпоху к этим традиц. титулам стали прилагать определение «духовный» (πνευματικὸς, spiritualis), заимствованное из церковной практики (Const. Porphyr. De ceremoniis. II 48). В то же время источники сообщают о братских союзах, заключавшихся в церкви визант. императорами (Михаил III, Василий I и др.) (Leo Gramm. Chron. P. 234; Theoph. Contin. P. 228). Кроме того, с древности под видом побратимства заключались военно-политические или династические союзы (fraternitatis foedus) с соседними племенами и народами (Caes. De Bello Gallic. I 33. 2; Tac. Annal. XI 25), а равные по положению правители именовались «братьями» (т. н. братство князей (fraternitas regum) (Dölger. Col. 641). Этот обычай был известен и на Руси. В частности, митр. Иона в 1450 г. благословил братский союз польск. кор. Казимира IV c вел. кн. Василием Васильевичем (Никольский. С. 372-373).

История обряда

В античности братский союз заключался в форме клятвы и обычно скреплялся ритуальным смешением крови (возможно, даже ее испитием), обменом именами, оружием, одеждой (Herodot. Hist. IV 70; Lucian. Toxar. 37, 39-40; Vergil. Georg. 2. 510; ср. Herman.), что нашло отражение и в христ. обычае обмена нательными крестами.

В I-III вв., когда все христиане назывались братьями (Clem. Alex. Strom. 2. 9. 41. 2; Tertull. Adv. Marcion. 1. 1. 1), а Церковь - братством (Iren. Adv. haer. 2. 31. 2; Euseb. Hist. eccl. 5. 19. 2; Tertull. De pudic. 7. 22; De virg. veland. 14. 2), вступление в к-рое совершалось через Крещение (Iust. Martyr. I Apol. 1. 65; Tertull. De bapt. 20. 5), необходимости в особом чине Б. действительно еще не было. Христианизация империи привела к тому, что в литургическую жизнь Церкви стали включаться существовавшие социальные отношения. Лица, желавшие заключить братский союз, вместо языческих клятв стали прибегать к священническому благословению, к-рое подкреплялось совместным Причащением Св. Даров (Ioan. Chrysost. In Matth. 79(80). 1 // PG. 58. Col. 718C; In Hebr. 25. 3 // PG. 63. Col. 177A). Со временем для этих целей были составлены специальные молитвы и целые последования, включавшие ектении, чтения из Свящ. Писания, песнопения и сложный ритуал.

Молитвы

По рукописям греч. Евхология известен целый ряд молитв на Б.: 1) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πάντα πρὸς σωτηρίαν ἡμῶν χαρισάμενος» (Господи Боже наш, даровавший нам все ко спасению); 2) «Δέσποτα Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τὸν χορὸν τῶν ἁγίων σου ἀποστόλων ἐκλεξάμενος εἰς μίαν ποίμνην» (Владыко, Господи Боже наш, лик святых Своих апостолов собравший в одно стадо); 3) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τῆς ἀγάπης φυτουργός» (Господи Боже наш, любви Насадитель); 4) «Κύριε ὁ Θεὸς ὁ παντοκράτωρ, ὁ ποιήσας τὸν ἄνθρωπον κατ᾿ εἰκόνα σὴν» (Господи Боже Вседержителю, сотворивший человека по образу Твоему); 5) «Δέσποτα Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τὰ πάντα πρὸς τὸ συμφέρον» (Владыко, Господи Боже наш, Кто все на пользу); 6) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐνδοξαζόμενος ἐν βουλῇ ἁγίων» (Господи Боже наш, прославляемый в совете святых); 7) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ συναθροίσας τοὺς ἁγίους σου ἀποστόλους ἐν νεφέλαις» (Господи Боже наш, собравший святых Своих апостолов на облаках); 8) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐν τῇ κατὰ σάρκα σου οἰκονομίᾳ ᾿Ιάκωβον καὶ ᾿Ιωάννην, τοὺς υἱοὺς Ζεβεδαίου, καταξιώσας ἀδελφοὺς γενέσθαι» (Господи Боже наш, Своим по плоти домостроительством удостоивший Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, быть братьями); 9) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐν ὑψηλοῖς κατοικῶν» (Господи Боже наш, в вышних живущий); 10) «Κύριος ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ διὰ τῆς ἀφάτου σου οἰκονομίας καταξιώσας ἀδελφοὺς καλέσαι» (Господи Боже наш, называющий через Свое неведомое смотрение нареченными братьями); 11) «᾿Ανθηρὸν ἡμῖν καὶ πολυπόθητον» (Цветущее и многожеланное нам); 12) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ἡ ταχινὴ ἀκοή» (Господи Боже наш, скорое слышание).

Древнейшими молитвами, видимо, являются 1-я и 4-я, т. к. чин Б. сводится только к одной из них в отражающих доиконоборческую практику рукописях Sinait. gr. 959, XI в. (1; то же - в Sinait. gr. 957, X в.) и Vat. Barb. gr. 336, VIII в. (4; то же - в Sinait. gr. 1036, X-XII вв.).

В Евхологиях Crypt. Γ. β. I, XI в., и Paris. Coislin. 213, 1027 г., отражающих к-польскую традицию XI в., основой чина Б. служит молитва 1, к к-рой прибавлены 2 и 3 (в Crypt. Γ. β. I молитва 3 входит в чин Б., в Coislin. 213 выписана отдельно).

В Евхологиях, отражающих периферийную (палестинскую и южноитал.) практику X-XII вв., основой последования, как правило, служит молитва 4; к ней могут прибавляться молитвы: 5 (РНБ. Греч. 226, X в.), 6 (Crypt. Γ. β. VII, X в. и Sinait. gr. 966, XIII в.).

В глаголическом Евхологии Sinait. slav. 37, X-XI вв., приведены, с одной стороны, молитвы к-польской традиции (1, 3), с др.- молитва 4; соединение молитв 1 и 4 наблюдается и в ряде греч. рукописей XV в. (напр., S. Sepulcri. gr. 8; Pantel. gr. 364), где к этим молитвам добавлены еще и 7 и 8 (однако в Евхологии Patm. gr. 104, XIII в., чин Б. содержит только молитвы 1 и 8).

Молитвы 9-12 встречаются в рукописях редко (напр., 9, 10 - в Sinait. gr. 966; 11 - в Crypt. Γ. β. VII; 12 - в Sinait. gr. 973, 1153 г.), как правило, в комбинации с характерными для периферийных Евхологиев молитвами 4 и 6 (тем не менее в Sinait. gr. 973 в чин Б. входят только 5, 12).

В слав. Требниках встречается набор молитв, характерный для чистой к-польской традиции (молитвы 1, 2 - ГИМ. Син. 675, кон. XIV-XV вв.), и смешанный тип (1, 3, 4 - РГБ. Ф. 87 (Григор.). 34/М. 1715, XIV-XV вв.; 1, 2, 4 - ГИМ. Син. 310, нач. XVI в.). В рус. печатных дореформенных Потребниках московских изданий 1625, 1633, 1636, 1639, 1651 гг. чин Б. содержит молитвы 1, 2, 4 (в изд. 1639 г. присутствует также 3-я).

Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви (ἀγάπη). Напр., в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», к-рые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну». В 4-й вспоминаются св. апостолы Петр и Павел, Филипп и Варфоломей, мученики Сергий и Вакх, ставшие братьями не по крови, но по вере и любви. В др. молитвах содержатся прошения о даровании любви и единомыслия вступающим в братский союз. Большое разнообразие молитв на Б. может свидетельствовать как о нестабильности чина, так и о его широком распространении.

Чинопоследование

Древнейшие Евхологии не описывают подробно порядок Б. и содержат лишь заглавие чина и, возможно, указание на главопреклонение перед одной из молитв. В Sinait. slav. 37 уже приведено целое последование, названное «молитвой на братосотворение». Сначала священник произносит ектению, в к-рой присутствуют прошения «даровати им целомудрие и любовь нелицемерну», «О даре преждесвященнем честнаго Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа». После 1-й молитвы читается Евангелие, затем произносится ектения и следует др. молитва, далее - лобзание мира и литургия Преждеосвященных Даров. Окончание, видимо, отражает нек-рые национальные особенности: после Причащения священник берет «старейшего» из побратимов за руку, а тот - своего нового брата, и они, держась за руки, с пением стиха Пс 79. 15 идут «на обед» (ср. в рус. былинах: один из побратимов всегда считается старшим, хотя оба принимают обет взаимного послушания (напр., «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»), а в летописях упоминаются братские пиры - братчины (ПСРЛ. Т. 2. Л. 83); подробнее см.: Громыко. С. 116-125).

В греч. Евхологиях c XIII в. (напр., Sinait. gr. 966, Sinait. gr. 982) отмечается усложнение ритуала: один из участников кладет руку на Евангелие, второй - свою руку поверх его, иерей знаменует их крестом, а после отпуста братья целуют Евангелие и друг друга. В ркп. Sinait. gr. 973, 1153 г., побратимы держат друг друга за руки, а иерей с крестом в руках трижды читает Пс 132. С XIII в. в Евхологиях помещаются уже полноценные последования, к-рые обычно начинаются с возгласа «Благословенно Царство» или «Благословен Бог» и включают в свой состав ектению и 3 молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 179-180, 215).

В поздних рукописях чин открывается началом обычным, далее следуют тропарь или кондак дня, молитва, чтения из Апостола и Евангелия, др. молитва, ектения (содержащая прошения о совершенной любви, «неразлучном житии», целомудрии, соединении в духовное братство, познании апостольского единства, о том, чтобы побратимы сподобились «славы честным Крестом»), главопреклонная молитва и в конце - «Помилуй нас, Боже», «Еще молимся», «Господи, помилуй» (12), «Честнейшую Херувим» и отпуст (Там же. С. 466-467, 569).

В S. Sepulcri. Gr. 615 [757], 1522 г., приводится чин Б. для 3 человек. В этом случае 1-й из побратимов кладет руку на Евангелие, 2-й свою сверху, потом 3-й, иерей же опоясывает их, а в ходе службы они держат зажженные свечи (Там же. С. 743-744). После тропаря святого и дня дважды поется тропарь 5-го гласа «Τῷ συνδέσμῳ τῆς ἀγάπης» (см. ирмос 5-й песни канона Великого четверга « »; то же и в ркп. Sinait. gr. 989, XVI в.: Там же. С. 897). Из заключительных слов cледует, что этот чин совершается отдельно от литургии. В том случае когда братский союз заключается на литургии, в ектению после чтения Евангелия и при отпусте делаются соответствующие вставки (Там же. С. 744).

В ряде рукописей (Sinait. slav. 37, ГИМ. Син. 310, также РНБ. Соф. 836, XVI в.) указано Причащение побратимов Преждеосвященными Дарами. Согласно рубрике в Мирском Потребнике Патриарха Иоасафа 1639 г., Причащение совершается по усмотрению священника, если он сочтет побратимов готовыми (Никольский. С. 375, 385-386).

По рус. Требнику (ГИМ. Син. 310), вступающие в союз не только кладут руки на Евангелие, но священник связывает их одним поясом и после Причащения обводит вокруг аналоя с пением избранных стихов (Пс 79. 15; 111. 1; 132. 3), то же встречается иногда и в греч. Евхологиях.

В Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1-й стих Пс 132 поется в качестве прокимна (на 4-й глас) перед чтением Апостола, а также вместе с Пс 79. 2 - при целовании Евангелия (Никольский. С. 387-388).

Библейские чтения

В Евхологии Sinait. slav. 37 в чин Б. входит вся 17-я гл. Евангелия от Иоанна, содержащая молитву Господа об учениках («да будут вси едино»). Согласно Sinait. gr. 973, чтениями являются 1 Кор 13. 4-10 и Ин 15. 17-16. 2, согласно ГИМ. Син. 310 - 1 Кор 12. 27-13. 8 и Ин 17. 18-26, согласно московскому Потребнику 1639 г.- Рим 8. 28-39 и Ин 17. 1-13. В этих чтениях говорится о жертвенной любви, к-рая превосходит все духовные дары и подвиги, о Христе как «первородном между многими братиями» и о единстве Церкви («вы - тело Христово, а порознь - члены»).

Запрет чина Братотворение

В совр. литургических книгах правосл. Церкви чин Б. не печатается. Уже в печатных венецианских греч. Евхологиях XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах» (ср.: Goar. Euchologion. P. 706, 709). О недолжном использовании обряда свидетельствуют 2 неопубликованных постановления (Διδασκαλίαι) К-польского Патриарха Афанасия I († ок. 1315), в к-рых Б. характеризуется как источник безнравственности (RegPatr. Vol. 1. Pt. 4. N 1762. P. 541; N 1777. P. 554). Известны также 2 слав. рукописных сборника канонов XVI-XVII вв. (Vindob. 104 и 113), из к-рых становится ясно, что одной из причин запрета было проникновение в христ. обряд языческих обычаев (за «побратимство с турчанином или с христианином», при к-ром совершается испитие крови друг друга, положено лишать Причащения на 5 лет - Hološnjaj. S. 64).

В Требнике митр. Петра (Могилы) самого текста чина Б. уже нет. То же и в принятом ныне в Русской Церкви Большом Требнике, где 101-я гл., озаглавленная «Последование к братотворению духовному», содержит следующие слова:

https://i.imgur.com/cZEmYpT.png https://i.imgur.com/LP3nMAo.png
В 165-м прав. Номоканона говорится:

https://i.imgur.com/iN6z3Yt.png
Согласно 50-й гл. Кормчей книги, священник, совершающий чин Б., на время запрещается в служении (Никольский. С. 378). В XIX в. в Элладской Церкви были изданы специальные окружные послания (11. 6. 1859; 26. 9. 1862; 11. 1. 1863), также запрещавшие чин Б. (см. Εὐ. Μαντζουνέα).

Однако, несмотря на все канонические запреты, случаи совершения Б. иногда встречаются, особенно в Балканских странах, где обычай побратимства приобрел национальную окраску и был связан с противостоянием османскому владычеству. Более того, в слав. рукописях из Загребской б-ки (№ 405, XVIII в.) встречается его апология - «Слово како сътвори Господь побратимство» (Hološnjaj. S. 65). В совр. рус. практике чин Б. неизвестен.

В сер. 90-х гг. XX в. этот чин оказался в центре скандала, возникшего из-за тенденциозной книги амер. медиевиста-католика Дж. Босуэлла (умер в 1994 от СПИДа) (Boswell J. Christianity, Social Tolerance and Homosexuality. Chicago, 1980; idem. Same-Sex Unions in Pre-Modern Europe. N. Y., 1994), к-рый пытался доказать, что в ср. века Б. служило легальным прикрытием мужеложства. На основании этого тезиса представители сексуальных меньшинств стали использовать чин Б. при заключении однополых браков, что является кощунством и вызывает протесты верующих. Несмотря на внешнее сходство с чином венчания (побратимы держатся за руки, священник обводит их вокруг аналоя, поется тот же тропарь, что и на венчание, в конце бывает Причащение Св. Таин), такое понимание Б. не соответствует его действительному содержанию и входит в противоречие не только с библейскими заповедями, но и со всеми церковными и гражданскими постановлениями визант. эпохи в отношении мужеложства (смертная казнь по светским законам (Novell. Just. 77, 144), длительные сроки покаяния по церковным (18 лет по 4-му прав. свт. Григория Нисского, 15 лет по 7-му и 62-му правилам свт. Василия Великого)). В связи с изменением культурной ситуации чин Б. в наст. время скорее всего будет неадекватно воспринят обществом, поэтому возврат к его духовному пониманию и введение его в литургическую практику вряд ли возможны.

Лит.: Никольский К., прот. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 371-388; Срећковић П. Чин братотворению // Гласник Срспког Ученог Друштва. Београд, 1885. Т. 63. С. 274-287; Веселовский А. Н. Гетеризм, побратимство и кумовство в купальной обрядности // ЖМНП. 1894. Т. 291. С. 287-318; Марков Н. Ф. Братотворение // ПБЭ. T. 2. C. 1078-1079; Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 456-463. Примеч. 808-811; Dölger F. Brüderlichkeit der Fürsten // RAC. T. 2. Col. 641; Пандурски Ив. В. Изчезналият «Чин на побратимяване» (Из историята на частно богослужение) // ГДА. 1950/1951. Т. 1 (27). С. 3-44; Patlagean E. Christianisation et parentes rituelles: Le domaine de Byzance // Annales. 1978. Vol. 33. P. 625-636; Μαντζουνέα Εὐ. ῾Η ᾿Αδελφοποίησις ἐκ Κανωνικῆς ᾿Απόψεως. ᾿Αθῆναι, 1982; Громыко М. М. Обычай побратимства в былинах // Фольклор и этнография: у этногр. истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 116-125; Herman G. Ritualized Friendship and the Greek City. Camb., 1987; Macrides R. J. Kinship by Arrangement: The Case of Adoption // DOP. 1990. Vol. 44. P. 109-118; Hološnjaj B. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Diss. R., 1995.

http://www.pravenc.ru/text/153343.html
# 11 Мая 2020 21:14:44
Димитрий
Ira писал(а):
Но узаконивать это - в Православии не было точно
Не верите православной энциклопедии?

Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том. 6, С. 190-194:
Так речь не идёт о браке, со всеми вытекающими. Тем более о гомосексуальном.
Речь идёт о некоем побратимстве. (Зачем и кому оно нужно ?....)
# 11 Мая 2020 21:29:44
Ira

Димитрий писал(а):
Так речь не идёт о браке, со всеми вытекающими.
Если это просто побратимство, почему его запретили?

В 165-м прав. Номоканона говорится:
https://i.imgur.com/iN6z3Yt.png
# 12 Мая 2020 01:12:59
Димитрий
Ira писал(а):
Если это просто побратимство, почему его запретили?

В 165-м прав. Номоканона говорится:
Так запретили же ! В чём тогда вопрос-то ?
# 12 Мая 2020 15:56:56
Системников

Побратимство касается только их самих,но для чего ритуал который обязывает к суете?Обсуждение законов правил и порядков не может влиять на суть их.Закон он есть и нравится он или нет,как ГБДДшник на дороге.Возможно,что Адельфопоэзис,это нововведение,которое неизвестно когда возникло когда прекратило существовать интерес к этому явлению.Ведь очень много правил и постановлений возникало с приходом нового управляющего.И управляющий уйдя со своего места прекращались выполняться его законы.Народная поговорка гласит,что новая метла по новому метёт.Старые законы уходят в летопись.Но не для многих тех,кому могло быть выгодным существование этого обряда.Православие и христианство это разные вещи.
# 12 Мая 2020 21:06:09
Димитрий
Системников писал(а):
Православие и христианство это разные вещи.
Разобрались - нет узаконивания гомосексуальных браков в Православии.

Православие - часть мирового Христианства.
# 12 Мая 2020 23:55:07
Системников

Димитрий писал(а):
Разобрались - нет узаконивания гомосексуальных браков в Православии.
Действительно, гомосексуальные браки в православии это бред сивой кобылы.
Димитрий писал(а):
Православие - часть мирового Христианства.
В такой же мере как НАСА или Роскосмос часть мировой науки.
Обратите внимание на православную книгу "Закон Божий".Эта книга очень толстая для Божьего законодательства.Разве может быть в христианстве столько Законов,что книга такая толстая?Я конечно изучил её бегло,потому что вникать в суть там не чего.И обратите внимание на истинные Божьи заповеди.Они состоят из двух предложений и это все две главные Божьи заповеди.Первая гласит,что возлюби Бога более чем самого себя.А вторая гласит о том что возлюби ближнего своего как самого себя.Есть ещё правила назидаемые яко бы для разных народов,но это учение объединено в истине. Послание Галатам,Евреям и так далее.У христиан Новый Завет от Бога.А православные каноны не могут заменять Божье учение.
Есть проблема в православии это бедность монастырей.Финансирование церкви заповедано Богом,но православие преследует Божьи заповеди,поэтому не способны иметь налаженное финансирование.По православным правилам,если евангелизирует православный,то он занимается евангелизацией.Если евангелизирует не православный,то он сектант.Между православием и христианством пусть не пропасть,не стена,а пробел и очень значительный.Но на самом деле христианские церкви имеют общую основу верования во Христа Спасителя.Церкви,которые не отклоняются от заповеди Божьей и ограничиваются Библейским учением, проповедями об истине Иисуса Христа,без всевозможных не Библейских учений.
# 14 Мая 2020 21:51:11
Димитрий
Системников писал(а):
Димитрий писал(а):Православие - часть мирового Христианства.
В такой же мере как НАСА или Роскосмос часть мировой науки.
Ну так и есть. Люди на земле разных национальностей (расселялись по Земле, если верить Библии - от Сима, Хама и Иафета, Хам - потомки в Африке, Сим - семиты, Иафет - белый западный человек), и у каждой национальности разный менталитет, способности, мышление и.т.д. Значит и религии, конфессии - Христианство, вполне себе должны быть разные.

И нужно не путать, собственно Православие, и людей от Православия. Человек всегда будет радеть о своём желудке и кошельке.

Православный "Закон Божий", хороший или плохой, написали эти самые люди, а Евангелие - Бог, руками людей. Поэтому распространение по земле, тираж этих двух книг такой разный.

И Варфоломеевская ночь, как и сжигание староверов - это не Христианство. Равно как и джихадисты-самоубийцы - не Мусульманство.
# 14 Мая 2020 22:57:04
Системников

Димитрий писал(а):
Человек всегда будет радеть о своём желудке и кошельке.
Все люди радеют достатку своему и приносят Богу плоды,а другие люди радеющие достатку своему крадут у Бога.И все живут без всякого угрызения совести,потому что особой разницы между одним и другим не различают.Так же как одни знают дпя чего живут,а другие не знают.Не знают откуда идут и куда идут,а другие люди знают.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.