Scisne?

Даат Эмет - движение за эмансипацию от религии, просвещение и образование

# 5 Окт 2013 11:55:28
Louiza

Как модератору форума иудаизм, мне приходится знакомить читателей с еврейским мировоззрением (никого не агитируя принять данную веру).

В рамках программы ознакомления с иудаизмом, хочу предоставить читателям данного сайта еврейские материалы израильской организации Даат Эмет "Движение за эмансипацию от религии, просвещение и образование".

Даат Эмет ("Знание Истины") функционирует с 1998 года как общественная организация, главная цель которой – изучение классической еврейской культуры и пропаганда ее научной, гуманистической интерпретации. Решая эту задачу, Даат Эмет осуществила целый ряд образовательных и культурных проектов, суть которых – разработка адекватной, исторически обоснованной интерпретации еврейского религиозного наследия и ее распространение в израильском обществе.

Даат Эмет пришла к выводу, что богатейшее классическое еврейское наследие, составившее основной корпус еврейской культуры, в течение целой эпохи намеренно мизинтерпретировалось и, как следствие, превратилось в политический инструмент в руках интересантов-фундаменталистов, претендующих на монопольное владение им.

В течение последних десятилетий положение в области еврейской культуры последовательно ухудшается. По существу, лишь незначительное число университетских исследователей противостоит сегодня тем, кто открыто эксплуатирует еврейское наследие в своих политических и социальных целях. Мало того, что голос этих исследователей практически не слышен – фундаменталистские интерпретации начали проникать и в академию.

Еще важнее другая сторона дела: до возникновения Даат Эмет никому и в голову не приходило вступить в открытый диалог с носителями идеологии еврейского фундаментализма, обратиться к ним на их языке, принять участие в культурном процессе, происходящем непосредственно в недрах их сообществ. Между тем, этот процесс становится судьбоносным для еврейского народа и государства Израиль.

Еврейский культурный корпус состоит из шедевров мирового значения, созданных в разные времена, в разных условиях и с различными целями. К сожалению, в течение последнего тысячелетия еврейская традиционная мысль фактически заморозила свое отношение к классическим текстам, дав им внеконтекстную, фундаменталистскую, по сути, политическую интерпретацию. Естественно, сама роль классических текстов в еврейском сознании оказалась выхолощенной. Если бы не внешние, нееврейские гуманистические интерпретации, мы воспринимали бы сегодня вдохновенные предсказания еврейских пророков как банальные галахические реминисценции; еще вероятнее, они были бы вообще забыты. Гуманистическая интерпретация величайшего шедевра еврейской культуры, библейских пророческих текстов, была сохранена для нас людьми, принадлежавшими другому духовному миру – суровое напоминание, релевантное и по сей день.

Еврейская культура имеет печальную историю внутрееврейских цензуры и мизинтерпретаций. Библейский корпус дошел до нас в урезанном виде, многократно перекроенный по идеологическим причинам, главное, без вариантов, уничтоженных правоверной цензурой; ни одну «светскую» историческую хронику, ни один «технический» документ монархических времен эта цензура вообще не пропустила.

Раввинистическая реакция создала выхолощенную интерпретацию библейских книг, на столетия ставшую единственно допустимой, определила библейский канон и фактически истребила все, что в него не вошло – будь то варианты библейских текстов или объявленные «внешними» книги. Большая часть еврейской литературы эллинистического периода вообще осталась за бортом. Если бы не христианские переписчики и интерпретаторы, до нас не дошли бы «Книги Маккавеев», «Юдифь», «Енох», «Бен Сира» – не говоря уже об «Аристее», «Тувии» и т.д. Из-за еврейской нетерпимости многие из этих книг, первоначально написанных на древнееврейском или арамейском языках, сохранились лишь в греческих переводах. Кумранские находки «ознакомили» нас с реальным каталогом еврейской литературы двухтысячелетней давности – и мы поняли, наконец, безмерность нашей культурной утраты, осознали, сколь ущербным был известный нам по раввинистическому канону корпус еврейской культуры.

Но это еще не все. Прямым следствием исключительной приверженности раввинистической культуры идеологии и текущей цензуре стала удивительная потеря интереса даже к своим собственным произведениям. В результате мы ухитрились утратить практически всю раввинистическую литературу второй половины первого тысячелетия новой эры, эпохи гаонов, а в более поздние времена – и значительную часть Иерусалимского Талмуда, оказавшегося в фактической оппозиции господствовавшему Вавилонскому.

Раввинистическая реакция, создав собственный, тоталитарный подход к еврейской культуре, стерла с лица земли все конкурировавшие с ней идеологические альтернативы. Если бы не «внешние» упоминания, мы даже не знали бы о существовании среди евреев ессейского движения – в канонической литературе о них нет ни слова. Раввинистический иудаизм «пересмотрел» еврейскую историю, перелицевал библейские книги, создал собственную тотальную версию современной реальности. Он с самого начала открыто поставил перед собой задачу подмены всех теоретических и практических еврейских идеологий; он воспользовался прекращением священнослужений в Иерусалимском Храме после разрушения города римлянами и объявил это прекращение вечным и теологически неизбежным – вплоть до эсхатологических времен. Это начинание увенчалось блестящим успехом – все другие направления еврейской культуры были элиминированы. Самое поразительное – победа раввинистической диктатуры преследует нас по сей день. Вся традиционная часть еврейского коллектива и поныне живет в полном соответствии с культурной раввинистической догмой; более того, еврейские либералы, отказавшись от раввинистической интерпретации, так и не создали своей собственной. По существу, старинная монополия до сих пор контролирует еврейскую культуру.

Вред, наносимый этой монополией, не ограничивается чисто культурной областью. Значительная, непрерывно растущая часть еврейского населения Израиля строит свою практическую жизнь по фундаменталистским культурным рецептам. Эти люди живут в собственном искусственном мирке, не вносят реального вклада в экономику страны, в дело ее обороны, поглощая при этом огромную часть ее и без того небогатых ресурсов. Согласно демографическим моделям, через пару десятилетий они составят большую часть еврейского населения Израиля. Если их образ жизни не изменится, если они останутся в плену своей «вечной» доктрины, Израиль просто прекратит свое существование.

Осознавая критический характер создавшегося положения, Даат Эмет посвятила свою деятельность разработке альтернативной интерпретации классического еврейского культурного корпуса, прежде всего – талмудического и галахического, и распространение ее среди традиционно настроенных еврейских коллективов.

Фундаменталистская интерпретация утверждает, что еврейские источники в их раввинистической версии имеют сверхъестественное происхождение и сохранились в своей изначальной, неизменной форме. Даат Эмет ясно показывает, что сами еврейские источники не только имеют вполне земное происхождение, но и сами отвергают тезис о своей неизменности; более того, этот фундаменталистский тезис противоречит не только здравому смыслу, но и еврейской традиции.

Фундаменталистская интерпретация утверждает, что мудрецы Талмуда и последующих поколений создавали сверхчеловеческие, боговдухновенные тексты и, следовательно, непогрешимы. Даат Эмет убедительно демонстрирует, что авторы Талмуда и позднейших классических раввинистических произведений отнюдь не считали себя и своих коллег таковыми; не считала их непогрешимыми и позднейшая традиция. Идея о боговдухновенности и всеведении раввинистических источников является довольно поздней выдумкой, идущей вразрез с древней традицией; она лишь побочная, идеологическая ее ветвь, ставшая общепринятой лишь в Новое время.

По существу, Даат Эмет создала собственную научную и гуманистическую интерпретацию еврейского классического наследия, возвращающую этому корпусу его естественный исторический контекст. Эта интерпретация решает сразу две важнейшие задачи – развивает еврейскую культуру, оберегает ее от фундаменталистского варварства и позволяет ее носителям успешно функционировать в современном мире.

Созданные Даат Эмет материалы получили широчайшее распространение в Израиле и произвели настоящую революцию в ультрарелигиозных кругах, которые впервые столкнулись с одновременно критической и оберегающей интерпретацией их текстов, теологии и законодательства, созданной специалистами, владеющими галахическими еврейскими источниками не хуже их самих, но, к тому же, вооруженных современными исследовательскими методами и познаниями в смежных культурных областях. Эти материалы состоят из десятков документов, обсуждающих все области еврейской культуры – от интерпретации Пятикнижия до анализа положения женщин в еврейском обществе в различные времена. Распространяя уже готовые материалы, Даат Эмет продолжает интенсивную работу над новыми, учитывая все возрастающий интеллектуальный спрос на них.

В 2002 году Даат Эмет приняла решение существенно расширить фронт и объем своей социальной и общественной деятельности и намерен обратиться ко всем гражданам Израиля с разработанной им широкой программой либеральных культурных и гражданских реформ.


Кто поддерживает организацию Даат Эмет ? - (см. здесь)

Яир Evron
Почетный профессор политологии Тель-Авивского университета и старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности
Даат Эмет является организацией, играет первостепенное значение в решении израильских государственных дел.
Ускоренный рост ультра- православных и националистических ультра ортодоксальных организаций в Израиле является серьезной угрозой для природы государства и общества.

Даат Эмет является разумным и рациональным голосом, который вносит важный вклад в распространение свободной , светской, и гуманистической мысли.

Даат Эмет обладает центральной образовательной ролью в борьбе за будущий облик израильского общества.
Боаш Evron
Публицист, историк, основатель и директор (с 1973 года) проектизраильского художественного совета по переводу классической литературы и, совсем недавно, проектизраильского художественного совета по классической литературы на иврите.
Я думаю, что бой, который вы , в рамках Даат Эмет , ведете против Charedi и националистических Charedi промывания мозгов, является одним из самых значительных баталий в стране сегодня. Все остальные важные баталии , как и борьба за мир, за социальную справедливость, за права женщин , прав человека и гражданского равноправия, в той или иной мере подключены к битве Даат Эмет, ибо религиозное националистическое невежество лежит в основе всего зла и расизма, которые пронизывают нашу страну. Я приветствую Вас и всех, кто помогает вам в вашей борьбе с искренней признательностью .
Рон Aharoni
Профессор кафедры математики Технион

Даат Эмет является важным мероприятием тех, кто был там и знает, тот, кто может ответить дуракам их же монетой. (Моя) правда состоит в том, что религия является слишком глупой, чтобы заслуживать ответа. Это не что иное, как несбалансированное изобретение; если человек будет формулировать такие идеи, он будет помещен в сумасшедший дом.

Вполне возможно, что война против религии должна вестись более настойчиво - бескомпромиссные пиар-кампании, непоколебимая война против тьмы, иски против традиции обрезания (почему-то женского обрезания считается примитивным, в то время как мужское обрезание хорошо принято), бороться, чтобы преподавать эволюцию в школах, кампании, целью которых является сделать религиозное чувство вынужденым извиниться за свои убеждения.

Даат Эмет это смелый и важный первый шаг в правильном направлении.
Шмуэль Бен-Дор
Почетный, психолог и антрополог факультета психологии Университета Бен-Гуриона Беэр-Шеве

Организация Даат Эмет, на мой взгляд, является важным и даже критическим компонентом в социально-интеллектуальной структуре государства Израиль. Даат Эмет служит противовесом иррациональным и даже анти -рациональной стенде и подходов.
Эти стандарты и подходы являются общими в Израиле (и не только в Израиле), и часто создается впечатление, что у них есть монополия на истину.

Единственное, мы должны быть благодарны организации, которая отстаивает рациональность и разум и действует, чтобы продвигать их.
Доктор Дэн Боне
антрополог

Мы сегодня в пылу религиозной культурной войны. Религиозного истеблишмента иCharedi (религиозная общественность растет и в числе власти). Медленно меняются культурные и этические структуры нашего любимого государства Израиль. Религиозные силы тянут нас всех в мессианском национализме, территориальных завоеваниях, расистском отношения с другими людьми, и, в основном, изменяют характеристику нашей жизни, пытаясь превратить Израиль в еврейскую версию Ирана.

Деньги, которые отдают ешивы, kollels, синагоги странные и опасные раввины могли бы инвестировать в борьбу с бедностью, на создание рабочих мест, на этическое воспитание, и на передовое искусство и израильскую культуру.

Даат Эмет является израильской организацией, которая непоколебимо твердо стоит против попыток превратить Израиль в землю Галахи. Организация является«светским домом" для просвещенных израильтян, которые не хотят оказаться жить в еврейском Иране.

Организация решила сказать "нет" усилиям профессионалов пропаганды и промывания мозгов религиозного истеблишмента.

Как вы знаете, работают религиозные радиостанции, телевизионные каналы, газеты, конвенции, вызов скорбящих после смерти людей - и это агрессивная тактика никогда не останавливается.

Даат Эмет это попытка остановить волну. Даат Эмет является общественной основой для практической и теоретической деятельности, которая пытается сохранить либеральный, светский, открытый характер государства Израиль.

Мы должны поддержать эту организацию, участие в ее деятельности, возделывать его и увеличить его объем, чтобы остановить волну, чтобы сохранить государство Израиль от charedization которая угрожает.
Я не буду делать полный перевод всех, кто поддерживает Даат Эмет. При желании, можете сделать дальнейший перевод самостоятельно.

Специальный выпуск (на иврите – кунтрес) – это брошюра, целиком посвященная какой-либо определенной теме. Слово кунтрес происходит от латинского commentaries, означающего "записные книжки", "заметки", "толкование".

Девять специальных выпусков (кунтресов) являются идеологическим и фактологическим базисом, на котором основывается деятельность "Даат Эмет". Они четко разъясняют наш главный тезис:

Библия и Галаха (еврейское религиозное законодательство) отнюдь не божественного происхождения, как утверждает еврейская традиция. Напротив, они являются бесспорным плодом человеческого творчества.

Эти выпуски демонстрируют фактические ошибки в галахических постановлениях еврейских мудрецов, равно как и многочисленные искажения в тексте Библии. Все это приводит к единственному возможному рациональному выводу, кстати, адаптированному некоторыми из известнейших раввинов разных времен:

Галаха – дело рук человеческих!


Даат Эмет. Выпуск №1. Возникновение живых организмов из неживой природы
Обсуждение ошибки еврейских мудрецов, полагающих возможным спонтанное возникновение живых организмов из неживой природы, где рассказывается святая правда о hалахе и науке, а читатель узнаёт много интересного и поучительного о том, как действительность приводит к просветлению тех, кто удостоится знания истины.

Даат Эмет. Выпуск №2. Представлений еврейских мудрецов об анатомии животных
Обсуждение ошибочных представлений еврейских мудрецов об анатомии животных, породивших не менее ошибочные постановления по вопросу о трейфе (животных, становящихся непригодными к употреблению в пищу из-за различных физических повреждений).

Даат Эмет. Выпуск №3. О жвачных животных
Классическая зоологическая ошибка еврейских мудрецов: ни заяц (арневет), ни кролик (шафан) – безразлично, скалистый или обыкновенный – не являются жвачными животными.

Даат Эмет. Выпуск №4. Плоская Земля и небосвод в виде купола
Еврейские мудрецы полагали, что земля является плоской, а небеса представляют собой твердый купол над ней; из этих ошибочных представлений они вывели правила, определяющие время начала и конца субботы.

Даат Эмет. Выпуск №5. Периодичность смены фаз Луны, длина синодического лунного месяца
Обсуждение познаний еврейских мудрецов относительно периодичности смены фаз Луны (т.е. длины синодического лунного месяца).

Даат Эмет. Выпуск №6. Длина солнечного года. Еврейский календарь
Обсуждение познаний еврейских мудрецов относительно длины солнечного года, на основании которых был построен еврейский календарь.

Даат Эмет. Выпуск №7. Представлений еврейских мудрецов о женской анатомии. Нечистота менструирующей женщины
Обсуждение ошибочных представлений еврейских мудрецов о женской анатомии, породивших их тривиально ошибочные постановления о нечистоте менструирующей женщины (законы о ниде).

Даат Эмет. Выпуск №8. Устная Тора, в точности как и Библия, – плод человеческого творчества

Даат Эмет. Выпуск №9. Различия между древнееврейским и современным письменными алфавитами. Праздник Песах
Этот выпуск обсуждает различия между древнееврейским и современным письменными алфавитами, а также вопрос о том, каким из них могли быть записаны Десять заповедей. Одновременно обсуждается вопрос о том, как повели себя древние израильтяне, обнаружив в Храме свиток Торы и узнав, что они, оказывается, обязаны отмечать праздник Песах.


Еще можете ознакомиться :Даат Эмет (Википедия)
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.