Scisne?

Теория архетипов К.Г.Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира

# 24 Ноя 2013 06:10:50
Louiza

1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа
2. Символика архетипов
3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома
4. Взаимопроникновение символов
5. Архетип «матери»
6. Архетип «младенца»

1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа

Юнг рассматривает коллективное бессознательное как неотъемлемую частью психики, которое не связано с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением». «Если личное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, то элементы коллективного бессознательного ни когда не были в сознании и, следовательно, ни когда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности». Таким образом, коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов».

Индивидуальное бессознательное состоит из «эмоционально окрашенных комплексов», которые образуют «интимную душевную жизнь личности». Коллективное бессознательное состоит из «архетипов» или «архетипических мотивов». «Архетипические мотивы» - это формы и образы, которые являются источником мифологии, фольклора, религии, искусства. По мнению Юнга, любая существенная идея или воззрение опирается на «архетипическую проформу», «образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало». Юнг утверждает, что миф это в первую очередь психическое явление, «выражающее глубинную суть души». Древний человек переносил свои душевны переживания на процессы внешнего мира, т. к. его сознание не было отделено от бессознательного от природы.

Близкие аналоги архетипов - инстинкты. Они оказывают важное влияние на психологию личности, но являются безличными факторами, определяющими мотивацию человека. Таким образом, Юнг говорит, что архетипы являются моделями инстинктивного поведения. «При возникновении ситуации соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к неврозу». В том случае, если инстинкты были подавлены, они по средствам «архетипичных мотивов» проявляются в сновидениях и фантазиях человека. «Наличие нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сновидений, при осознании фантазий сновидения становятся слабее и появляются реже». Из этого следует, что фантазии стремятся стать осознанными, а архетипы дают возможность человеку это сделать при помощи заключенных в них символики. Следовательно, архетипы являются способом взаимодействия сознательного и бессознательного.

Это взаимодействие является, по мнению Юнга, жизненно важным для человека. В результате развития сознание преобладает над его бессознательной частью. Но, не смотря на высокий уровень дифференциации, по сравнению с «дикарем», человек не может отстраниться от своего бессознательного. В своей теории Юнг говорит, что «по существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становится осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает». Следовательно, архетипы изменяются под влияние культуры, носителем которой является сознание. Таким образом, «чтобы связать все еще существующую в человеке жизнь прошлого с жизнью настоящего» ему необходимы новые интерпретации архетипов, «приемлемые для данной ступени».

2.Символика архетипов

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах, героях, мифах, фольклоре, традициях, обрядах и т.д. Но, объединяя в себе несколько символов, архетип не является ни одним из них до конца, т.к. заключает в себе не сам символ, а его качество. Так основным символом огня является зигзаг, но для передачи огненного и страстного образа Кармен, в костюме используются крупные воланы, которые при помощи цвета в движении предают динамику языков пламени. Чем явственней в символе отображается качество первобытного образа, тем более сильное эмоциональное воздействие он оказывает.

По мнению Юнга, судьба человека зависит от переживаемых им образов, т.к. «в каждой душе присутствуют формы, которые, не смотря на свою не осознанность, являются активно действующими установками, предустанавливающие человеческие мысли, чувства и действия». Существует опасность, что человек попадет под влияние архетипов. Это происходит, «когда архетипческие образы воздействуют помимо сознания», когда сознание не способно удерживать бессознательное. По этим причинам при создании предметов дизайна необходимо рассчитать силу воздействия архетипов и их уместность.

Архетип воздействует на подсознание и может вызывать одновременно диаметрально противоположные эмоции: восторг и ужас, благоговение и страх. Двойственность восприятия «есть атрибут всеобщего человеческого опыта». Оно сформировалось под влиянием «мистического восторга», охватывающего человека от осознания близкого присутствия божества.

Рассматривая мифы, придания, религии Юнг подчеркивает, что их воздействие при помощи архетипов направлено на отделение сознательного и ограничения влияния бессознательного. «Символический процесс является переживанием образа и через образы». Главная цель этого процесса «просветление или высшая сознательность». Но в результате увеличения уровня сознания человек постепенно вытесняет свое бессознательное, которое, как утверждал Юнг, «овладевает личностью и искажает намерения индивида в своих целях». «Процесс жизнеспособен только при взаимном сотрудничестве» сознательного и бессознательного.

3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома

Частный жилой дом на юге Испании. Архитектор Эмилио Амбаз. Название дом переводится, как «Дом для духовного уединения».

Главный и единственный фасад - две симметричные оштукатуренные белые стены, расположенные друг к другу под углом 90°. Главный вход - резной портал из темного дерева находится на стыке стен. Так же, но выше, примерно на уровне третьего этажа, устроен балкон, выходящий на внешнюю сторону стен. К балкону, по внутренней стороне, ведут две симметричные консольные лестницы. Они образуют треугольник, вершиной которого является балкон. Вдоль перил струится вода. Она стекает в небольшой полукруглый бассейн у основания лестницы ведущей в жилое пространство, которое находится под землей. Свет проникает через отверстие (патио), по конфигурации напоминающее волну. Оно обеспечивает сквозную вентиляцию всех помещений и ведет за пределы дома.

Архитектура этого сооружения наполнена символами. Взаимодействуя, они дополняют друг друга, говоря об идеи человеческого развития.

По Юнгу, чем более дифференцированным становится сознание, тем существует большая опасность разрушения состояния его устойчивости. Для того чтобы избежать этого и подняться в своем развитии человек должен познать свою темную сторону, встретится с собственной «Тенью». Тень - это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходят в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, т.к. «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену».

Увидеть свое отражение, свою Тень можно в воде. В работах Юнга вода чаще всего встречается, как символ бессознательного. «Покоящееся в низинах море - это лежащее ниже уровня сознание», обозначается как «подсознательное». Человек, смотрящий в «зеркало вод» видит свое истинное лицо, «которое он никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной».

«Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости,...поэтому за узкой дверью он неожиданной обнаруживает безграничную ширь».

Эта идея отражается в архитектуре здания. Проходя через вход, устроенный в стыке стен, человек, как бы, оказывается в глубинах своего подсознательного. Он видит перед собой «безграничное» пространство, открывается вид на ландшафт. От входа ведет лестница, широко расширяющуюся к низу у основания которой, находится полукруглый бассейн. Патио в форме волны подчеркивает символ воды. Лестница ведет в глубь к жилой части дома, к «Пещере».

Пещера символизирует возрождение. Место куда спускается человек для того, чтобы «произошла инкубация и обновление». Пещера как потайное место, которое находится внутри человека, «лежащая за сознанием темнота». «Проникая в бессознательное он устанавливает связь со своей бессознательной сутью». Это, по мнению Юнга, приводит к значительным изменениям в личности в положительную или отрицательную сторону.

Можно прочесть еще один символ, который говорит о возрождении и росте - Треугольник. Он образуется двумя симметричными лестницами, ведущими по внутренней стороне стен на балкон.

Треугольник является символом стабильного роста. Ему соответствует число три. «Троица выражает необходимость духовного развития, требующего самостоятельности мышления. Троица также и архетип, чья доминирующая сила не только поощряет духовное развитие, но при случае и навязывает его». В Алхимии троичность обозначает полярность - «одна триада всегда предполагает наличие второй: высокое - низкое, свет - тьма, добро - зло». Наличие противоположностей означает возможность дальнейшего развития и стремление к сбалансированности.

Дом испанского архитектора Эмилио Амбаз, является ярким, но не единственным примером сознательного использования символики. К ней часто прибегают при проектировании архитектурных сооружений, интерьеров общественных помещений: больниц, реабилитационных центров и т.д.

4. Взаимопроникновение символов

Юнг считал, что «главные символические фигуры любой религии всегда выражают определенную моральную и интеллектуальную установку». Крест, по Юнгу, воплощает в себе идею устроения. Он является древним символом строя и порядка. Часто в сновидениях крест может появляться в виде «четырехчастной мандалы». «Мандала обозначает исключительную концентрацию личности на самом себе», являясь символом самоконтроля. Внешняя часть мандалы - квадрат, символ целостности, ему соответствует число четыре символ самососредоточенности. Юнг писал, что фактически четверица является символом Бога, «проявляющего себя в творениях», то есть «Бога внутри». Для современного сознания четверица «прямо предполагает, тождество Бога с человеком». Так, по Юнгу, центральное место мандалы сегодня может занимать человек.

Круг, внутренняя часть мандалы. Символизирует «Божество, либо человека в его зависимости от небесных созвездий». Круг символ неба, квадрат символ земли. Таким образом, мандала является примеряющим символом.

Юнг писал, что «взаимное проникновение качеств и содержаний типично для символов». Еще один символ, пресекающийся с символом креста - троица, «имеет исключительно мужской характер». В природе троица символизирует три стихии: вода, воздух, пламя. Но, бессознательное «превращает этот символ в четверицы», дополняя неким темным началом, которое присутствует в кресте. Также Юнг говорил, что четвертая часть, это земля или тело. Землю символизировала Дева. «Средневековые философы полагали женщину или женское начало четвертым элементом». Таким образом, «символ четверицы исходит от Анимы - женской фигуры олицетворяющей бессознательное.

Анима и Анимус - это представление о себе как о мужчине или женщине. По Юнгу, каждый мужчина несет в себе образ женщины как таковой. «Анима выражает жизнь в ее чистом проявлении, без смысла и без правил», противостоит упорядоченности. «Женское существо появляется в различных проявлениях, вызывая блаженство, депрессии, экстазы, неуправляемые эффекты». Образ обладает некой самостоятельностью, направление эмоций не зависит от сознания.

5. Архетип «матери»

Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова - богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала. «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом».

Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений. «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, приведения, домовые и другие». Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба». Юнг писал, что архетипу матери приписывают «три основных атрибута: божество, страсть и темнота».

6. Архетип «младенца»

Мотив «младенца» имеет различные формы: драгоценный камень, жемчужина, цветок, чаша, золотое яйцо, золотой мяч и другое.

Юнг писал, что «одна из существенных черт мотива «младенца» - это его будущность. «Младенец» - это возможное будущее». В мифологии герой часто являются сначала, как «Бог-младенец». По Юнгу, главный подвиг героя заключается в преодолении «мрака», то есть бессознательного. По это причине «младенца» часто отождествляют с вещами, «содействующими культуре, например с огнем, металлом, зерном, кукурузой». «Таким образом, для «младенца» характерны деяния, смысл которых заключается в покорении темноты».

Юнг утверждал, что «младенец» происходит на свет вследствие столкновения противоположностей. В результате этого на свет выходит нечто третье - «целое», объединяющее в себе сознательное и бессознательное. По этой причине мотив «младенца» связывают со спасением, как и все объединяющие символы.

Другим свойством мотива «младенца» является его «покинутость, незащищенность, подверженность опасностям». Это связано с его «таинственным и чудесным рождением». Объединив в себе два противоположных начала, он был отвергнут обоими. Вследствие этого «младенец» символизирует «отдаление, изолирование от своего источника». «Младенец» означает нечто, развивающееся в направлении независимости. Сделать это он может лишь отдалив себя от своих начал: поэтому покинутость - необходимое условие». Но, несмотря на свое одиночество в мифологии «младенец» часто «обладает возможностями, намного превосходящими обычные человеческие». Юн отмечал, что «так как символ «младенца» очаровывает и захватывает сознательное мышление, его спасительная сила проникает в сознание человека и способствует выходу из конфликтного состояния».

Список литературы.

1. Карл Густав Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов», Киев, «Государственная библиотека Украины для Юношества», 1996.
2. Карл Густав Юнг «Архетип и символ», M, Renaissance, 1991
# 24 Ноя 2013 06:33:34
Louiza

Louiza писал(а):
3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома

Частный жилой дом на юге Испании. Архитектор Эмилио Амбаз. Название дом переводится, как «Дом для духовного уединения».
http://f4.s.qip.ru/JIuHSFbf.jpg
Проект этого архитектурного чуда был выполнен аргентинским дизайнером Эмилио Амбазом (Emilio Ambasz) еще в 1975 году, реализован же через целых 30 лет, в 2005, примерно в 40 км от Севильи на небольшом холме в горах Сьерра-Морена, в окружении оливковых деревьев, вечнозеленых дубов и цветущего разнотравья.

http://f4.s.qip.ru/JIuHSFbg.jpg
Внешне здание напоминает, скорее, монументальный комплекс или музей. Строгая геометрия, большие плоскости и радикально белый цвет резко контрастируют не только с хаотичной неупорядоченностью окружающего пейзажа, но и с нарочитой плаcтикой интерьера, который, в свою очередь, удивляет новым контрастом между холодной строгостью общественных зон и безумной яркостью жилых помещений. Окончательно сводят с ума возникающие в небольших оконных проёмах красивейшие пейзажи, напоминающие гиперреалистические объёмные картины.

http://f4.s.qip.ru/JIuHSFbh.jpg
В общем, дом настолько необычен, что, решись кто-нибудь повторить подвиг аргентинского архитектора, нового хозяина придётся ждать ещё не менее 30 лет.

http://f3.s.qip.ru/JIuHSFbi.jpg
http://f3.s.qip.ru/JIuHSFbj.jpg
http://f4.s.qip.ru/JIuHSFbk.jpg
http://f3.s.qip.ru/JIuHSFbl.jpg
http://f4.s.qip.ru/JIuHSFbm.jpg
http://f3.s.qip.ru/JIuHSFbn.jpg
http://f4.s.qip.ru/JIuHSFbo.jpg
http://f3.s.qip.ru/JIuHSFbq.jpg
http://f3.s.qip.ru/JIuHSFbr.jpg
http://f3.s.qip.ru/JIuHSFbs.jpg
# 24 Ноя 2013 06:59:21
Louiza

АРХЕТИП В ДИЗАЙНЕ

В графическом дизайне, как и влюбом другом, в помимо идейных и декоративных факторов существуют психологические моменты, при учёте которых его привлекательность возрастает в несколько раз. Если знать, на какой сегмент рынка следует ориентироваться, можно использовать соответствующие символы, которые повлияют на клиента. Простейшими символами привлечения аудитории являются признаки присущие образу жизни соответствующей социальной группы. Например, использование в рекламе женского ню приумножает потребительскую аудиторию среди мужчин, а образ плачущего ребёнка не оставит в покое даже деловую женщину. Существует необходимость использования соответствующих образов для создания нужного представления о продукте.

Помимо явных психологических реакций существуют скрытые, формальные, играющие большую роль в привлечении потребителя. Примером формальных значений является выбор цвета, выбор графических форм выражения скрытых символов и значений. Правильное использование символов и графических архетипов позволяет передавать также скрытую информацию, которая помогает потребителю сделать выбор в пользу более сильного графического решения. Чтобы теоретически закрепить тезис о существенном влиянии скрытой символики можно провести параллель из архетипической теорией Карла Густава Юнга. Таким образом, графический дизайн это не просто декоративная картинка - это образ, реализованный графическим способом. Такой образ передаёт вложенную информацию посредством внешних факторов доступных сознанию, а также скрытых, вложенных значений, создающих определённое впечатление.

http://f4.s.qip.ru/JIuHSFbx.gif
В качестве примера взята разработка торговой марки, фирменного стиля для сети spa-салонов «Malaco», представляющих тайский массаж, специалистами из Таиланда. Концептуальной основой знака является лотос – типичный архетип Матери, символ чистоты, гармонии и созерцательности. Графическое решение фирменного стиля – дугообразное расположение букв – создает внутреннее свечение и символизирует путь к телесному оздоровлению и духовному просветлению. Цветовое решение логотипа передает спокойствие и умиротворение, подчеркивает особую, светящуюся ауру.

http://f3.s.qip.ru/JIuHSFbw.jpg
Примером промышленного дизайна может стать стол, спроектированный дизайнером Мангларотти. Он комбинирует две части: в форме буквы «L», которые образуют «Т», характерную для всего стола, и повторение простого отрезка в 45 градусов. Простота дизайна трансформирует стол в изящный предмет, структурно прочный и одновременно физически легкий. Геометрический баланс контрастов между запутанностью ПВХ и лакированной архетипичной конструкцией, как следствие – пропорции, вращающиеся вокруг числа 11. Запущенные по сторонам «пальцы» могут легко перенести столешницу из стекла. Архетип не меняется, просто добавляется более тонкая форма. Эти «пальцы» образуют простое украшение и чувством конструктивности. Когда свет играет на стекле и «пальцах», возникает очень поэтическая картина – сирена, связывающая и обновляющая.

http://f4.s.qip.ru/JIuHSFbt.jpg
Еще один пример из дизайна интерьера (архитектуры) – это проект загородного дома «Дерево в стиле хай-тек» Архитектора Романа Летяева. Концептуальное решение, соединение традиционного материала – соснового бревна – с конструктивной жесткостью хай-тека придало облику дома острую индивидуальность (7). Здесь представлен архетип деревянного дома, который укоренен в российском сознании как наиболее полно соответствующий требованиям удобства и представлениям о «загородной идиллии». С другой стороны, дерево – материал, предоставляющий широчайшие возможности для игры на парадоксальных сочетаниях «природной естественности» и технологического дизайна.

Способностью воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

При восприятии человеком сложных объектов срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление (3).

Последовательность актов, включенных в процесс восприятия, можно представить следующим образом. Во-первых, обнаружение, т.е. узнавание конкретных характеристик, выделяющих его из остального мира. Во-вторых, поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что за объект. В-третьих, отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения. И, наконец, в-четвертых, окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Теория Юнга имеет большое значение для понимания механизмов восприятия предметного мира. Юнг объяснил, что чувство гармонии возникает бессознательно в случае, если качества и свойства вещи соответствуют тем или иным архетипическим формам. Соответствие архетипам проистекает двояко. С одной стороны, к нему может привести взаимодействие форм, в основном наиболее простых, например, квадрата, круга или треугольника, связанных с первичными способами освоения мира человеком. С другой стороны, это будет способ организации материала, подсознательно улавливаемый человеком (1).

Восприятие человека подготовлено для воздействия на него простых форм благодаря наличию архетипов – тех же простых форм. Поэтому данное воздействие универсально, оно не детерминировано социальными, знаковыми и иными культурными соображениями.

В архетипе есть нечто общее со стереотипом. Стереотип – устойчивый упрощенный, часто эмоциональный образ объекта или явления, возникающий в результате распространенных в обществе представлений. При проектировании новых вещей дизайнером обязателен учет сложившихся потребительских стереотипов. Это одно из эргономических правил. Преодолевая стереотипы дизайнеру важно не вызвать отрицательного отношения к новым вещам, обратить внимание, не манипулируя психикой.

Воспитателем нашего века может быть только дизайнер. Формируя окружающий мир, он формирует отношение к прошлому, настоящему и будущему, ведь тяга к вечным образам нормальна, для того они и существуют. Они должны привлекать, очаровывать, потрясать…


Таким образом, Юнговская теория архетипов сыграла важную роль в развитии психологии и философии. Теперь, анализируя тот или иной объект, мы не только смотрим на него с формальной точки зрения, но мы «копаем глубже» сквозь толщу веков, проглядывая и узнавая в нем все новые смыслы. Знание и оперирование этими смыслами, а также сведения о влиянии архетипов на восприятие человеком вещей являются бесценными для дизайнера.

Хотя следует здесь отметить, что в отредактированных работах Юнга не без сожаления говорится об условности, гипотетичности, чисто формальной и бессодержательной природе архетипов, а также об их неописуемости, непознаваемости и необъяснимости. Вот характерное высказывание, сделанное им в одной из работ: «Следует, наконец, освободиться от иллюзий, будто архетипы возможно объяснить - и тем самым с ними покончить. Всякая попытка объяснить окажется ничем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык» (4).


Список использованной литературы:

1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001
2. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977
3. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001
4. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991
5. Юнг К., «Душа и миф. Шесть архетипов», Киев, 1996
6. Иващенко А. Теория архетипов и практика брендинга. Интернет ресурс www.advertology.ru
7. Исмиева В. Интернет ресурс www.shtiever@yandex.ru

# 5 Дек 2016 13:56:38
Анна
То, что древние называли именами богов, Юнг назвал архетипами. Так или иначе, архетипы, как и пантеон богов – аспекты единого сознания: божественного или человеческого.
Кстати, образы архетипов можно проследить и в мире природы. Например, качества стихий можно соотнести с типами характера: холерик похож на огонь, а меланхолик на воду. В животном мире инстинкты - проводники архетипов. Черты характера, склонности, наследственность: суть всего этого – архетипические силы.
А цель человека – осознание архетипа для освобождения от его влияния. Юнг называл это самостью, что означает целостность.
Рекомендую статью по теме: http://taynoe.com/arhetipy-yunga-tajny-dushi/ с занятными иллюстрациями.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.